Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бизнес под чужим именем


Классического франчайзинга в России пока немного.

Во всем мире франчайзинг - это оптимальный способ для крупной компании стать еще крупнее, а для бизнесмена средней руки - начать свое дело. Несмотря на отсутствие специального закона, франчайзинг начинает приживаться и в России. Правда, многие сети, называющие себя франчайзинговыми, по сути таковыми не являются.

Первое в Москве франчайзинговое кафе - «Баскин Роббинс» - открылось в 1994 г. в помещении приватизированного кафе на проспекте Мира. Предложение американской компании Allied Domecq, которая владеет торговой маркой Baskin Robbins, показалось директору заведения Владимиру Страшнову заманчивым: дела тогда у него шли не очень хорошо. Страшнов приобрел за $10 000 франшизу сроком на пять лет, еще $20 000 ушли на ремонт помещения. Все детали интерьера - от прилавка до кафельной плитки - покупались у компании-франчайзора. Первые партии мороженого, поставляемого из Канады, оформлялись как товарный кредит. По словам Страшнова, кредит удалось отдать через полгода, а само кафе окупилось через год. «Мы именно та частная лавочка, которая не прогадала, начав работать по франчайзингу», - говорит он.

Сейчас у Страшнова и его партнеров по бизнесу уже два «Баскин Роббинса». Второе кафе - на Павелецкой - открылось в 1999 г. Первоначальные затраты на него были уже выше (компания-франчайзор к тому времени перестала давать скидки, которыми когда-то помогала первым франчайзи) - около $100 000, не считая стоимости помещения.

Подобных «историй успеха» в России пока не так много. Развитие франчайзинга задерживает и несовершенное российское законодательство, и то, что в России еще мало предпринимателей средней руки, на которых ориентированы франчайзинговые проекты.

Франчайзингу закон не писан

В российском законодательстве популярное на Западе слово «франчайзинг» упоминается редко. Гражданский кодекс аналогичный договор, являющийся по сути разновидностью лицензионного, определяет как «коммерческую концессию». Однако этот термин используется в основном на бумаге. В лексикон бизнесменов вошел его иностранный синоним - франчайзинг.

Отсутствие в нашей стране специального закона о франчайзинге не является серьезной проблемой для участников рынка. Например, отдельного закона нет и в Польше - франчайзинговые сделки осуществляются на основе общего коммерческого законодательства, а сам бизнес очень развит.

Однако российские компании-франчайзоры считают, что в ГК есть статьи, написанные в ущерб их интересам. Например, по действующему законодательству франчайзор несет солидарную ответственность за франчайзи. «Солидарная ответственность предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи - это все-таки независимый предприниматель», - поясняет Вячеслав Иванов, начальник управления франчайзинга компании «РосИнтер Ресторантс». Эта компания владеет в России сетью ресторанов быстрого питания «Ростик'c», которая развивается в том числе и по франчайзингу.

Не удовлетворяет франчайзоров и требование не изменять условия договора при его продлении. Действительно, если ситуация на рынке изменится, франчайзор вынужден будет перезаключить договор в ущерб своим интересам.

Кроме того, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. «Если партнеры не согласятся поддерживать единый уровень цен, а два «Ростик'cа» будут рядом, что нам делать?» - говорит Иванов. Идти в суд бесполезно - требования компании к проведению единой ценовой политики скорее всего будут признаны безосновательными.

Подобные законодательные ограничения заставляют российских франчайзоров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. По словам Иванова, именно поэтому «РосИнтер» продает свои франшизы только в Москве и Подмосковье - там легче найти надежных франчайзи.

Сфера применения
Несмотря на несовершенство законодательства, франчайзинг в России развивается. Причем сфера применения этой схемы ведения бизнеса такая же, как во всем мире, - больше всего франшиз предлагается в общепите и сфере обслуживания. Кроме того, франчайзинг активно используется нефтяными компаниями при создании джобберских сетей автозаправок.

Однако на российском рынке до сих пор представлены не все ведущие компании-франчайзоры - например, в нашей стране пока нельзя открыть на такой основе McDonald's. Эта компания не предлагает франшизы в России и сама управляет ресторанами.

Наша страна в этом смысле не уникальна. Компания McDonald's - мировой лидер рынка fast food - обычно не рискует использовать франчайзинговые схемы на новых для нее рынках. Так было и в странах Восточной Европы, в которых сейчас уже можно купить франшизу. В России, как и на Украине, все заведения McDonald's сейчас принадлежат совместным с американской компанией предприятиям. Отсутствие франчайзинговой схемы серьезно сдерживает развитие в России бизнеса McDonald's. Если в нашей стране сейчас действует 63 ресторана McDonald's, то в небольшой Венгрии - 69. «Мы планируем запустить франчайзинг года через два-три», - сказал «Фокусу» президент «Макдональдс-Россия» Хамзат Хасбулатов. По словам Хасбулатова, затраты на открытие одного McDonald's составляют в России $1-2 млн.

Для сравнения: в США франшиза McDonald's сроком на 20 лет стоит $45 000, стоимость оборудования и другие затраты составляют $432 800-715 150. Кроме того, McDonald's предлагает франчайзи приобрести здание и аксессуары к нему, затраты на которые оцениваются в $530 000-641 000. В Польше обычная франшиза обходится в $150 000-250 000 в зависимости от места расположения ресторана, кроме того, франчайзи понадобится еще $70 000 для получения в лизинг оборудования.

Практика развития франчайзинга в других странах показывает, что иностранные компании, несмотря на высокую стоимость своих франшиз, достаточно широко представлены на местных рынках. Сегодня в Польше действует около 80 франчайзинговых сетей, более 80% которых принадлежит иностранцам, а из 400 венгерских франшиз зарубежными компаниями контролируется около половины.

Есть такие чудаки
Примеры приобретения франшизы компаний с мировым именем, работающих в ресторанном бизнесе, в России есть. Классический пример - появление в прошлом году в Москве сильных мировых брэндов fast food, Pizza Hut и KFC, которыми владеет американская Tricon Restaurants Int. На основе франчайзинга рестораны Tricon в Москве открыла сингапурская Acma. Эта компания давно работает в российской столице. Ей принадлежат, например, кафе DeliFrance и Coffee Club. Концепции ресторанов различны, поэтому под каждый свой проект владельцы Acma предпочитают учреждать отдельное предприятие. Московская сеть Pizza Hut, например, находится под управлением компании «Русрыба», а KFC - компании Talisfood. «Фактически эти структуры находятся под единым руководством сингапурской компании», - пояснил «Фокусу» менеджер московской сети Pizza Hut Виталий Рудов.

Но связываться с крупными мировыми корпорациями (ежегодный оборот Tricon Restaurants Int., к примеру, составляет порядка $20 млрд), в России пока мало кому по силам.

Статья публикуется в сокращенном варианте.
Полный ее текст читайте в журнале "Русский фокус".

03.10.2001 
Анна Андреева,Юлия Полякова
Журнал "Pусский Фокус" №20

03.10.2001



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов