Бизнес под чужим именем
Классического франчайзинга
в России пока немного.
Во всем мире франчайзинг - это оптимальный способ для
крупной компании стать еще крупнее, а для бизнесмена
средней руки - начать свое дело. Несмотря на отсутствие
специального закона, франчайзинг начинает приживаться
и в России. Правда, многие сети, называющие себя франчайзинговыми,
по сути таковыми не являются.
Первое в Москве франчайзинговое кафе - «Баскин Роббинс» -
открылось в 1994 г. в помещении приватизированного кафе на
проспекте Мира. Предложение американской компании Allied Domecq,
которая владеет торговой маркой Baskin Robbins, показалось
директору заведения Владимиру Страшнову заманчивым: дела тогда
у него шли не очень хорошо. Страшнов приобрел за $10 000 франшизу
сроком на пять лет, еще $20 000 ушли на ремонт помещения.
Все детали интерьера - от прилавка до кафельной плитки - покупались
у компании-франчайзора. Первые партии мороженого, поставляемого
из Канады, оформлялись как товарный кредит. По словам Страшнова,
кредит удалось отдать через полгода, а само кафе окупилось
через год. «Мы именно та частная лавочка, которая не прогадала,
начав работать по франчайзингу», - говорит он.
Сейчас у Страшнова и его партнеров по бизнесу уже два «Баскин
Роббинса». Второе кафе - на Павелецкой - открылось в 1999
г. Первоначальные затраты на него были уже выше (компания-франчайзор
к тому времени перестала давать скидки, которыми когда-то
помогала первым франчайзи) - около $100 000, не считая стоимости
помещения.
Подобных «историй успеха» в России пока не так много. Развитие
франчайзинга задерживает и несовершенное российское законодательство,
и то, что в России еще мало предпринимателей средней руки,
на которых ориентированы франчайзинговые проекты.
Франчайзингу закон не писан
В российском законодательстве популярное на Западе слово «франчайзинг»
упоминается редко. Гражданский кодекс аналогичный договор,
являющийся по сути разновидностью лицензионного, определяет
как «коммерческую концессию». Однако этот термин используется
в основном на бумаге. В лексикон бизнесменов вошел его иностранный
синоним - франчайзинг.
Отсутствие в нашей стране специального закона о франчайзинге
не является серьезной проблемой для участников рынка. Например,
отдельного закона нет и в Польше - франчайзинговые сделки
осуществляются на основе общего коммерческого законодательства,
а сам бизнес очень развит.
Однако российские компании-франчайзоры считают, что в ГК
есть статьи, написанные в ущерб их интересам. Например, по
действующему законодательству франчайзор несет солидарную
ответственность за франчайзи. «Солидарная ответственность
предусматривает корпоративное ведение бизнеса, а франчайзи
- это все-таки независимый предприниматель», - поясняет Вячеслав
Иванов, начальник управления франчайзинга компании «РосИнтер
Ресторантс». Эта компания владеет в России сетью ресторанов
быстрого питания «Ростик'c», которая развивается в том числе
и по франчайзингу.
Не удовлетворяет франчайзоров и требование не изменять условия
договора при его продлении. Действительно, если ситуация на
рынке изменится, франчайзор вынужден будет перезаключить договор
в ущерб своим интересам.
Кроме того, компания, продающая концессию, не имеет права
диктовать франчайзи свою ценовую политику. «Если партнеры
не согласятся поддерживать единый уровень цен, а два «Ростик'cа»
будут рядом, что нам делать?» - говорит Иванов. Идти в суд
бесполезно - требования компании к проведению единой ценовой
политики скорее всего будут признаны безосновательными.
Подобные законодательные ограничения заставляют российских
франчайзоров быть особенно осторожными в выборе потенциальных
партнеров. По словам Иванова, именно поэтому «РосИнтер» продает
свои франшизы только в Москве и Подмосковье - там легче найти
надежных франчайзи.
Сфера применения
Несмотря на несовершенство законодательства, франчайзинг в
России развивается. Причем сфера применения этой схемы ведения
бизнеса такая же, как во всем мире, - больше всего франшиз
предлагается в общепите и сфере обслуживания. Кроме того,
франчайзинг активно используется нефтяными компаниями при
создании джобберских сетей автозаправок.
Однако на российском рынке до сих пор представлены не все
ведущие компании-франчайзоры - например, в нашей стране пока
нельзя открыть на такой основе McDonald's. Эта компания не
предлагает франшизы в России и сама управляет ресторанами.
Наша страна в этом смысле не уникальна. Компания McDonald's
- мировой лидер рынка fast food - обычно не рискует использовать
франчайзинговые схемы на новых для нее рынках. Так было и
в странах Восточной Европы, в которых сейчас уже можно купить
франшизу. В России, как и на Украине, все заведения McDonald's
сейчас принадлежат совместным с американской компанией предприятиям.
Отсутствие франчайзинговой схемы серьезно сдерживает развитие
в России бизнеса McDonald's. Если в нашей стране сейчас действует
63 ресторана McDonald's, то в небольшой Венгрии - 69. «Мы
планируем запустить франчайзинг года через два-три», - сказал
«Фокусу» президент «Макдональдс-Россия» Хамзат Хасбулатов.
По словам Хасбулатова, затраты на открытие одного McDonald's
составляют в России $1-2 млн.
Для сравнения: в США франшиза McDonald's сроком на 20 лет
стоит $45 000, стоимость оборудования и другие затраты составляют
$432 800-715 150. Кроме того, McDonald's предлагает франчайзи
приобрести здание и аксессуары к нему, затраты на которые
оцениваются в $530 000-641 000. В Польше обычная франшиза
обходится в $150 000-250 000 в зависимости от места расположения
ресторана, кроме того, франчайзи понадобится еще $70 000 для
получения в лизинг оборудования.
Практика развития франчайзинга в других странах показывает,
что иностранные компании, несмотря на высокую стоимость своих
франшиз, достаточно широко представлены на местных рынках.
Сегодня в Польше действует около 80 франчайзинговых сетей,
более 80% которых принадлежит иностранцам, а из 400 венгерских
франшиз зарубежными компаниями контролируется около половины.
Есть такие чудаки
Примеры приобретения франшизы компаний с мировым именем, работающих
в ресторанном бизнесе, в России есть. Классический пример
- появление в прошлом году в Москве сильных мировых брэндов
fast food, Pizza Hut и KFC, которыми владеет американская
Tricon Restaurants Int. На основе франчайзинга рестораны Tricon
в Москве открыла сингапурская Acma. Эта компания давно работает
в российской столице. Ей принадлежат, например, кафе DeliFrance
и Coffee Club. Концепции ресторанов различны, поэтому под
каждый свой проект владельцы Acma предпочитают учреждать отдельное
предприятие. Московская сеть Pizza Hut, например, находится
под управлением компании «Русрыба», а KFC - компании Talisfood.
«Фактически эти структуры находятся под единым руководством
сингапурской компании», - пояснил «Фокусу» менеджер московской
сети Pizza Hut Виталий Рудов.
Но связываться с крупными мировыми корпорациями (ежегодный
оборот Tricon Restaurants Int., к примеру, составляет порядка
$20 млрд), в России пока мало кому по силам.
Статья публикуется в сокращенном варианте.
Полный ее текст читайте в журнале "Русский фокус".
03.10.2001
Анна Андреева,Юлия Полякова
Журнал "Pусский Фокус" №20