А они как ломанулись…
Иностранцам не хватает русских номеров.
"Странный сезон" - именно так специалисты туристического рынка определяют нынешнее лето. Количество иностранцев, желающих посмотреть русские красоты, увеличивается в геометрической прогрессии, однако их спрос невозможно удовлетворить. Объем рынка выездного туризма вырос на 20%, а обороты самих турфирм почти не выросли.
Гость незваный, иностранный
Главная сенсация сезона: Россия вдруг стала чрезвычайно популярным местом для иностранцев. Судите сами: если в 1998 году на просторах России побывали 15,8 млн гостей, в 1999-м - 18,5 млн, в 2000-м - 21 млн, то в этом году их количество возросло сразу до 30 млн человек.
Большинство туристов (примерно 60%) приезжают из Польши, Финляндии и Китая. Это так называемый бизнес-туризм. Эта категория гостей имеет классические коммерческие интересы и не столь интересна для туристических компаний. Зато остальная часть приезжих хотят впечатлений. Казалось бы - вот оно, счастье. Бери туриста, размещай его, води по городу и получай прибыль. Однако в реальности особых поводов для радости нет: туристическим фирмам попросту негде размещать туристов. Как выяснилось, инфраструктура российского рынка попросту не готова к туристическому буму.
Более того, многие эксперты рынка усматривают в росте въездного туризма серьезную проблему. Есть несколько причин, по которым нашествие иностранцев в Россию грозит в ближайшем будущем превратиться в гуманитарную катастрофу. Во-первых, иностранные гости предпочитают привычные тропы (Москва, Петербург, "Золотое кольцо") и категорически отказываются менять маршрут. "Мы пытались предлагать иностранным туристам туры через Нижний Новгород, Вологду, Череповец, Великий Устюг, - сокрушается генеральный директор "КМП-групп" Дмитрий Сапгир. - Но они отказываются". Во-вторых, европейские путешественники тоже экономят деньги и предпочитают останавливаться в трехзвездочных отелях. В России же таких гостиниц ничтожно мало.
Особенно остро стоит "гостиничная проблема" в Петербурге. Сейчас в городе всего 1900 номеров туркласса. К юбилею северной столицы добавятся еще 10 тыс. номеров. Однако, по словам председателя Комитета по туризму и развитию курортов Валерия Голубева, минимальная потребность города в номерах туркласса - не менее 30 тыс. Не лучше обстоят дела и на маршрутах "Золотого кольца". "Заявок на этот сезон поступило так много, что мы переводим менеджеров по внутреннему туризму работать на прием, - говорит генеральный директор московского представительства "Владинвесттура", компании "ВИТ-информ" Алексей Жегалов. - В итоге туркомпании, работающие на въезд, вынуждены отказывать половине желающих". Как заметили в "КМП-групп", им уже пришлось отказывать в приеме итальянским, французским и японским туристам.
Если ситуация и дальше будет развиваться по такому сценарию, зарубежные туристы не захотят тратить время и деньги на экскурсии по России. Страна лишится не только прибылей от туризма - в прошлом году иностранные путешественники израсходовали в России в общей сложности $374 млн, - но и с трудом заработанного имиджа. Как справедливо заметила пресс-секретарь Российской ассоциации туристических агентств (РАТА) Ирина Тюрина, "туристы есть, а денег мало".
По мнению туроператоров по приему, изменить ситуацию может лишь срочная государственная программа по строительству гостиниц туристического класса. Появление новых отелей тем более необходимо, что с осени планируется введение краткосрочных 72-часовых виз, которые можно будет оформить уже по прибытии в Россию. Есть еще один путь - привлечение иностранных инвестиций. "Вкладывают же немцы огромные деньги в реконструкцию турецких и болгарских отелей, - говорит представитель западной туристической компании. - Чем Россия хуже?"
Россия, конечно, не хуже, просто у нее "особый путь". "До сих пор не пойму, кому принадлежат гостиницы в вашей стране. Я не знаю куда нести деньги", - заметил в интервью "Ко" потенциальный иностранный инвестор.
Солнечный удар
Совсем по-другому развивается ситуация на рынке выездного туризма. Несмотря на заметный рост благосостояния россиян, резкого роста числа выезжающих, вопреки прогнозам экспертов туристического рынка, не произошло. В тройку самых популярных направлений этого лета вошли Испания, Турция и Италия. На протяжении нескольких лет правительства этих стран приучали россиян к высокому уровню сервиса и приемлемой цене своих отелей. В ответ они получали огромные турпотоки и приличные доходы.
И в нынешнем году Испания и Италия входят в число лидеров спроса. Первая страна у россиян больше ассоциируется с отдыхом, а вторая - с экскурсионными поездками. Многие компании могли бы похвастаться достаточно высоким уровнем постоянной клиентуры именно по этим направлениям. Например, один из ведущих туроператоров по Испании - "ВКО-трэвел" увеличил объемы на 40 - 50%.
Немалую роль в повышении спроса на испанские курорты сыграло желание туристических властей улучшить качество сервиса отелей. По словам генерального директора компании "Сольмар" Татьяны Чувилкиной, испанцы вплотную занялись реконструкцией отельной базы. В итоге на побережье появилось множество отелей первой линии, оснащенных кондиционерами.
Турция как всегда привлекает постоянное внимание туристов оптимальным соотношением цены и качества. К тому же нынешний сезон характерен большим количеством специальных предложений по бросовым ценам. Другая особенность этого сезона - существенное увеличение предложений отелей, работающих по системе "все включено". К минусам турецкого направления относятся частые проблемы с организацией чартерных рейсов и вообще большое число сюрпризов и неожиданностей.
Болгария после существенного падения спроса в 1999 году выходит на свой привычный уровень, демонстрируя интерес россиян к недорогому отдыху в привычных условиях. Наибольшей популярностью среди россиян, по общему мнению, пользуются "Золотые пески". На втором месте - в зависимости от контингента туристов - "Солнечный берег" или "Албена". Многих привлекают возможность поездок с детьми, большой выбор двух- и трехзвездочных отелей, а также возможность безвизового, то есть быстрого, оформления поездки.
Единственный весомый минус Болгарии - введение визового режима. По мнению участников рынка, этот шаг может привести к серьезному снижению турпотоков и переориентации болгарских компаний на западных туристов.
Жертвой неоправданных прогнозов стали Хорватия и Тунис. Переизбыток чартеров на этих двух направлениях привел к заполняемости рейсов на уровне 60%. Главная причина снижения популярности Хорватии - низкий уровень сервиса и специфическая отельная база. Отели здесь не соответствуют своим категориям. Поэтому трехзвездочный отель без кондиционера совсем не редкость. А пятизвездочные с приличным сервисом продаются по цене испанских отелей. Вдобавок отелей просто не хватает. По словам директора компании UTE Александра Курмачева, надо иметь большой опыт, чтобы продавать хорватские курорты и не получать нареканий от туристов.
В отличие от Хорватии Тунис сгубила неоправданно высокая конкуренция. На протяжении ряда лет эта североафриканская страна занимала скромное 8-е место в рейтингах спроса при вялой рекламе и стабильно невысоком спросе. Здесь редко появлялись новые туроператоры. Тем более непонятным стало желание нескольких крупных фирм поучаствовать в разделе прибылей в Северной Африке. По словам Вадима Тюрина, генерального директора туристического агентства "Чемодан", каждая из турфирм была уверена в том, что полностью загрузит свои чартеры. Амбиции фирм, стремящихся иметь собственные чартерные программы, привели к тому, что билеты реализовывались в полтора раза дешевле себестоимости. Разбалованные такой ситуацией туристы стали спрашивать горящие путевки за две-три недели до вылета. Лишь когда цена снизилась до рекордного уровня в $100 - $150, участники рынка сели за стол переговоров. Снятие нескольких чартеров быстро стабилизировало обстановку. Единственным плюсом скандально дешевых туров, по мнению экспертов ИС "БАНКО", стала мощная раскрутка направления. Оригинальный PR-ход растормошил инертных тунисских туристических чиновников. Они готовы внести в бюджет расходов на будущий год продвижение своей страны в России.
Тем не менее самое большое количество россиян, как и в прошлые годы, отдыхает в России и Крыму. Это обстоятельство уже никого не удивляет. Спрос на среднюю полосу России после существенного взлета в 1999 году стабилизировался и продолжает постепенно расти. Хитом сезона стало Подмосковье. Сейчас все подмосковные здравницы забиты до отказа. С другой стороны, спрос на южные российские направления (Краснодарский и Ставропольский край, Северный Кавказ) несколько снижается из-за высоких цен, которые часто соизмеримы или даже превосходят предложения в некоторые зарубежные страны. При этом качество сервиса так же стремительно не возрастает. Тем не менее поворот россиян в сторону внутреннего туризма произошел окончательно и, скорее всего, надолго.
Некоторые послабления Украины в отношении приема россиян в Крыму не замедлили сказаться на спросе в эти традиционные места отдыха - интерес заметно вырос. По последним оценкам министерства курортов и туризма Крыма, на полуостров каждый день приезжают около 39 тыс. человек, а выезжают всего 29 тыс. Здравницы Судака и Алушты заполнены в среднем более чем на 100%, большинство на 120 - 130%. Даже в Севастополе по сравнению с прошлым годом отдыхающих больше на 50 - 60%.
Fly & drive
В начале сезона туроператоры отметили интересную тенденцию: заметно увеличился спрос на индивидуальные туры. Люди стали свободно чувствовать себя за рубежом и не боятся в одиночку путешествовать по стране.
Русским туристам, предпочитающим разнообразный отдых, стали надоедать стандартные турпакеты с неизменным пляжем и слегка навязчивой программой all inclusive. Операторы по традиционным пляжным направлениям - Турции и Греции - рассказывают, что состоятельные путешественники выискивают маршруты, курорты и отели, которые не значатся в стандартных пакетах турфирм. Другой вариант элитного отдыха - найти на популярном направлении неожиданную услугу. Например, отдохнуть на Балеарских островах по соседству с королем Испании или спуститься на сноуборде с вершины Гималаев.
Еще одна новинка сезона - программы fly & drive. Этот вариант особенно нравится продвинутой молодежи. Прилетев на самолете в какую-либо столицу, туристы берут машину и отправляются колесить по стране. Но нередко передвигаются и на электричках: это значительно дешевле, а отличные железные дороги позволяют путешествовать с комфортом.
Дошло до того, что грамотно составленные индивидуальные программы вытеснили с рынка экзотические туры. "Богатые бизнесмены не любят тратить на полет больше восьми часов, - подчеркивает Татьяна Чувилкина. - Поэтому так называемая экзотика с ее 13 - 16 часами полета до места отдыха находит своего покупателя лишь под Новый год". Кроме того, снизился спрос на морские круизы. Потенциальных туристов отпугивают довольно высокий уровень цен и невысокий объем предложений.
Иван Гидаспов
21.08.2001
Журнал "Компания"