Сертификация PR началась.
Наука о рекламе
27.07.2001
Евгения Весанто
Вполне возможно, что спокойная и беззаботная жизнь для многих
PR-менов закончилась. РАСО (Российская Ассоциация по связям с общественностью)
решила отделить овец от козлищ и ввела профессиональную сертификацию.
Для этой цели в мае 2000 года был создан Общественный Комитет по
профессиональной сертификации в области связей с общественностью,
который и занялся немедленно разработкой критериев сертификации.
В состав комитета вошли представители как РАСО, так и АКОС, ВОСТ,
РАРА, IAA. В конце концов, на общем собрании РАСО был принят документ
"Основные принципы профессиональной сертификации в области
связей с общественностью", в котором высший руководящий орган
Ассоциации обратился ко всем заинтересованным организациям и всему
сообществу с призывом высказать свои предложения на предмет критериев
и методов сертификации. Далее Общественным комитетом был разработан
"Кодекс профессиональной сертификации в области связей с общественностью",
а также система профессиональных критериев, по которым будет определяться
уровень образования, опыта и профессиональных качеств претендентов
на сертификат. Следует отметить, что сертификация является добровольной
и проводится на базе заявительно-регистрационной, а не разрешительной,
схемы. Любопытно, что сертификация рассчитана как на юридические,
так и на физические лица.
На первый взгляд, все отлично, РАСО и другие профобъединения решили
продемонстрировать всему миру, кто действительно является специалистом
по PR, а кто нет. Но в этом процессе есть и ряд настораживающих
моментов.
Как известно, из всех сфер деятельности к PR ближе всего реклама.
Соответственно, логично предположить, что поскольку реклама в нашей
стране начала развиваться значительно раньше, чем PR, то последнее
в какой-то мере повторяет путь своей предшественницы. Как же обстоит
дело с сертификацией в рекламе? Да никак. Сколько существует российская
реклама, единственными подтверждениями профессионализма того или
иного агентства являлись его доброе имя (известность работающих
в нем специалистов, выполненные проекты и т.д.) и членство в профессиональных
организациях (РАРА, РФР и др.). Когда "возмущенная общественность"
стала запугивать рекламное сообщество, оно приняло Российский Рекламный
Кодекс, некое подобие сертификации, к которому сами же рекламисты
относились и относятся достаточно прохладно.
Более
того. Некоторые руководители крупных PR-агентств положительно относятся
и к лицензированию. Так, к примеру, Гай Ханов
(Президент холдинга Publicity, председатель комиссии по приему новых
членов в РАСО) прокомментировал сертификацию так: "Сертификация
защищает профессию от тех, кто ее дискредитирует. Наличие сертификата
говорит лишь о принадлежности к профессии. Я изначально "за"
сертификацию, потому что это вопрос репутации: не только моей фирмы
или меня лично, но и профессии. Все, кто пришли в PR всерьез и надолго,
не только могут, но и должны защищать свою профессию. Особенно важно,
что с инициативой сертификации выступило РАСО, то есть профессиональное
сообщество, не дожидаясь, пока нас кто-нибудь захочет сертифицировать.
Это смелый шаг со стороны РАСО, так как гарантией профессиональной
работы агентств, прошедших сертификацию является слово признанных
специалистов отрасли. В конечном счете, это возможность получить
сатисфакцию. На мой взгляд, сертификация должна приобрести массовый
характер. Я, конечно, имею в виду массовость в узком кругу профессионалов.
Одновременно это возможность объявить те фирмы, которые избегают
сертифицирования. По моему мнению, это означает, что люди либо работают
в темную, либо непрофессионально. И то и другое негативно влияет
на
профессиональную репутацию. В качестве положительного прецедента
хочется вспомнить риэлтеров - сколько возникало проблем и различных
криминальных историй до лицензирования, и насколько проще стало
работать на этом рынке сегодня. Следующий шаг в направлении защиты
нашей профессии - внесение ее в реестр профессий Министерства труда
РФ. А лично я готов и к лицензированию. Но так как этот процесс
должен проходить при участии государственных органов, то сейчас
говорить об этом рано. Многие из тех, кто сейчас прошли сертификацию,
могут не пойти дальше, и это их право. Но заявить о профессии важно".
Между тем, в рекламной среде лицензированием пугают и надо сказать,
что рекламные агентства его действительно боятся, справедливо считая,
что это для крупных агентств это прекрасный способ вытеснения мелких
и слабых с рекламного рынка вообще. Но в PR пока о лицензировании
всерьез не говорят…
Итак, как же относятся к сертификации операторы рынка? Вот мнение
Павла Попова, генерального директора агентства "Пресс-лаборатория":
"Боюсь, что с точки зрения сегодняшнего PR-бизнеса профессиональная
сертификация является затеей почти бесполезной. Для того, чтобы
стать реальным аргументом в борьбе за клиента, сам клиент, как минимум,
должен суметь отличить этот сертификат от аналогичного документа
какой-нибудь шаманской конфедерации. В той же клиентской среде,
где подобное знание отнюдь не является сокровенным и аргументы иные,
- при всем уважении к РАСО, с данным сертификатом не сопоставимые.
В той части, которая касается сертификации физических лиц, - ситуация
аналогична.
Сегодня при работе с клиентом почти любая отечественная PR-компания
может допустить явную, ученическую ошибку или даже откровенное разгильдяйство.
Достаточно подобных примеров можно привести и в отношении некоторых
уже "сертифицированных" агентств. Так что и для клиента
сертификат - отнюдь не гарантия качества.
И, тем не менее, предложенную сертификацию считаю делом не только
нужным, но и очень своевременным. Правила игры в PR-сообществе пишутся
не вдруг и тот, кто сегодня готов участвовать в их цивилизованном
формировании (пусть даже без сиюминутной и прямой выгоды для бизнеса)
в итоге выиграет".
С
ним согласен и Александр Моисеев, обозреватель
приложения "Известия-Медиа": "Большинство
застрельщиков сертификации говорят, что она поможет понять, кто
есть кто на рынке, отделить зерна от плевел, котлеты от мух, а профессионалов
от дилетантов. Полагаю, это не совсем так: пиаровский мир весьма
тесен, на рынке все и так друг про друга все знают. Поэтому сертификация
нужна не столько для решения внутренних проблем сообщества, сколько
для выстраивания грамотного диалога с государством, которое рано
или поздно задастся вопросами: а что это у нас тут на PR-рынке такое
творится и не пора ли нам с этим начать что-нибудь делать. Такие
попытки госстуруктурами уже предпринимались - например, перед думскими
выборами 1999 года. Тогда-то, кстати, пиарщики и начали всерьез
обсуждать идею общественной сертификации. И главная ее задача -
продемонстрировать власти, что PR-рынок не дикий и живет по цивилизованным
законам ведения бизнеса. А степень эффективности сертификации будет
зависеть от того, насколько пиарщикам удастся ее "раскрутить",
сделать общественно-значимым событием. А, значит, и весомым аргументом
в пользу развитости рынка с точки зрения властей предержащих".
Так что, вполне возможно, причины "продвижения" сертификации
те же, что и для рекламного сообщества в момент принятия Рекламного
Кодекса, - защита профессии, но не столько от непрофессионалов,
сколько от неповоротливой и "страшной" государственной
машины. Очевидно, PR-специалисты не хотят, чтобы их профессиональная
деятельность горячо обсуждалась в Думе и какой-нибудь депутат Ш.
кричал, что Россия задыхается от черного PR и поэтому необходимо
запретить PR как профессию. Скорей всего, требования сертификации
будут ужесточаться и дорабатываться. Таким образом, PR-сообщество
будет постепенно идти к саморегулированию и введению внутренних
стандартов профессии. Хотя, с другой стороны, РАСО стремится к внесению
PR как профессии в профессиональные классификаторы Минтруда.
В данный момент сертификация идет довольно активно, в частности,
сертификаты получили такие известные агентства, как "Михайлов
и Партнеры", "Паблисити PR", "ИМА-Консалтинг",
"НикколоМ". Очевидно, что именно эти агентства, прошедшие
сертификацию одними из первых, и будут определять профессиональную
планку, на которую и придется равняться более молодым и неопытным
специалистам.