21.05.2001
Если б я был султан…
Любой автомобильный фанат может позавидовать гарему редчайших автомобилей султана Брунея
.
Султанат Бруней расположен на острове Калимантан, что в Юго-Восточной Азии. Его площадь составляет всего 5700 квадратных километров, а население - около 320 тысяч человек. С 1967 года государством правит султан Хассанал Болкиах - один из самых богатых людей планеты, сделавший себе состояние на нефти, запасы которой полностью контролируется царской семьей. К слову, залежей черного золота в Брунее в несколько раз больше, чем в самом Кувейте.
Представьте себе одержимого собирателя автомобилей, у которого в гараже притаились McLaren F1, Porsche Dauer 962, и Mercedes CLK-GTR. Представили? Так вот, этот человек не имеет ничего общего с султаном Болкиахом.
В коллекции правителя восемь McLaren F1, шесть Porsche Dauer, единственный в мире "праворукий" CLK-GTR, парочка Jaguar XJR-15, три Cizeta Moroder V16, Lamborghini Diablo Jota и еще около… 5000 суперкаров. И это в стране, где весь автопарк составляет 45 000 единиц!
Железное богатство хранится в четырех огромных подземных гаражах, в которых поддерживают постоянную температуру и влажность. А иногда сокровища выкатывают на автобан, что соединяет аэропорт с двумя шикарными дворцами. Да, именно так, ведь общая протяженность дорог в султанате - 1150 км, из них с современным покрытием всего одна треть. Заглянув в царскую конюшню, мы обнаружим там не только дорогие спорткары - кроме них здесь масса редчайших машин, собранных в одном экземпляре, иногда по заказу самого коллекционера.
К примеру, три Ferrari 456 GT: четырехдверный седан с удлиненной базой, кабриолет и универсал - ни один из них не выпускался итальянской фирмой. Но это еще не все - концепт-кары Bentley Java и Ferrari Mythos были превращены в дорожные модели также по специальной просьбе его Величества.
Есть здесь и автомобили, о которых вообще мало кто слышал. Взять хотя бы Ferrari (опять) FX. Этот суперкар построен на базе модели F512M и снабжен уникальной полуавтоматической трансмиссией с кнопочным управлением, которую разработала "гоночная" фирма Prodrive. Заметим, все это было сделано до появления Ferrari 355 F1 с похожим устройством. Так вот в султанском гараже их целых шесть!
Еще в коллекции можно найти внедорожник (!) Bentley Dominator, являющийся, по сути, перелицованным Range Rover и наддувный Rolls Royce с двумя турбинами и мощностью 542 л.с. Кстати, к продукции мастеров из Крю султан питает особенную слабость - в его гараже огромное
количество "Роллсов". В течение последних 15 лет он был и остается одним из самых важных клиентов, покупая по 40-50 машин в год. Среди них есть и "обычные" и парадные версии - одна из них несет на себе украшения из чистейшего золота! Для обслуживания этого "филиала" Rolls-Royce, султан содержит целый штат механиков, специально "выписанных" из Англии.
Конечно, не остались обделенными царским вниманием и Mercedes-Benz - их он тоже заказывает "оптом". Так, в 90-х годах, по спецзаказу, в Германии были изготовлены пара десятков кабриолетов на основе двухдверных купе модели "600", но этого показалось мало, и в Бруней были доставлены еще 43 экземпляра со стандартными кузовами. А специалисты тюнинговой фирмы AMG воссоздали реплики знаменитых Mercedes 300SL (Gullwing) 1954-1955 годов на агрегатах современных 500SL с шестилитровыми моторами V8. В количестве шести штук.
Но интересы султана не ограничиваются коллекционированием только дорожных автомобилей. В его частном музейчике, посвященном Формуле 1, выставлены все чемпионские болиды, побеждавшие в соревнованиях, начиная с 1980 года. Причем это не какие-нибудь копии - все машины самые настоящие, купленные непосредственно у гоночных конюшен.
Стоимость коллекции не поддается подсчету - наиболее подходящим представляется эпитет "бесчисленная". Просто для султана и его семьи деньги не имеют ровно никакого значения - они просто покупают автомобили как игрушки, которые им быстро надоедают; потом их складывают в огромные гаражи-хранилища. Возможно, навсегда…
Олег Алексеев Zr.ru