Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Тендер. Закон и реальность.

Журнал "Реклама" №1 1999г.

Потенциальный рекламодатель начинает поиски рекламопроизводителя. Нулевой цикл – справочники, опрос деловых партнеров, посещение выставок, чтение специальной литературы и подобные собственные действия будущего заказчика – лежит за пределами нашей темы. Юридические проблемы начинают возникать, когда несколько более или менее подходящих исполнителей отобраны и дело доходит до переговоров с претендентами, а затем, как правило, до выбора между ними. Из множества кандидатов необходимо оставить одного и заключить с ним рекламный договор. Именно на этой стадии возникает множество вопросов, требующих и разрешения, и прежде всего – разъяснения. Правовое регулирование, к сожалению, течет здесь по одному руслу, а реальная жизнь – пока по другому. Дело в том, что и процедура выборов из числа нескольких кандидатов, претендующих на получение заказа, будущего контрагента, с которым в результате и будет заключен договор, и их правовые последствия детально проработаны нашим законодательством, но в жизни споры по этим вопросам пока крайне редки.
Российскому законодательству известно понятие заключения договора на торгах. Торги – это и есть соревнование претендентов на договор; сделка заключается с победителем в этом соревновании, с лицом выигравшим торги. Закон предусматривает две формы торгов – аукционы и конкурсы. Победителем аукциона признается тот, кто предложит самую высокую цену; аукцион – это битва бумажников. В таких соревнованиях рекламные агентства, как правило, не участвуют. Правда, рекламодатели иногда пытаются устроить между потенциальными исполнителями особое состязание, своего рода аукцион наизнанку. Объявляется предмет будущей договоренности, и победителем турнира признается не тот, кто даст больше всех, а тот, кто меньше всех возьмет, кто предложит минимальную цену своих услуг. Этот случай, так сказать, в чистом виде – нормальную рыночную ситуацию поиска самого дешевого товара – мы также будем иметь в виду. Отметим лишь, что с точки зрения нашего Гражданского кодекса – это не торги, не аукцион и тем более – не конкурс. Предъявлять участникам такого “обратного аукциона” дополнительные требования, не связанные с чисто денежными показателями, - например, представить предварительный проект, разработать черновые эскизы и так далее – по меньшей мере некорректно. Даже в рамках того, что называется конкурсом. Но обычно предъявляют. А вместо конкурса почему-то говорят тендер. Вначале было слово…
Что же такое тендер? Подавляющее большинство федеральных нормативных актов, использовавших это понятие, принимались до вступления в силу нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, слово тендер встречалось, как правило, в документах, имевших отношение к трем основным сферам: внешняя торговля, поставки для государственных нужд и приватизация. Заинтересованной стороной в этих случаях всегда выступало государство. Оно же и придавало этому слову смысловые оттенки, довольно сильно влиявшие на его понимание и применение. Именно поэтому, слыша или читая сегодня слово тендер, нужно очень внимательно разбираться, какой именно смысл вкладывает в него контрагент. И, кстати, какой смысл усмотрит в этом слове суд, если, не дай Бог, до него дойдет.
Первый, если так можно сказать, основной смысловой оттенок делал слово тендер названием конкурсной формы торгов, соревнования представленных претендентами коммерческих предложений с точки зрения их соответствия условиям конкурса, некоторым заранее установленным критериям, синонимом слова конкурс в том смысле, какой ему придает статья 447 Гражданского кодекса. С этой точки зрения тендер мог быть и открытым – только для тех, кто был специально приглашен организаторами. Встречается даже такое словоупотребление: “получатель тендера по итогам конкурса”, здесь тендером называется сам приз победителю состязаний, право на заключение договора.
Второй оттенок усложнит ситуацию. Сегодня Гражданский кодекс называет соревнование претендентов на заключение договора торгами, именно это понятие он считает родовым, а затем разделяет торги по нескольким критериям: по способу определения победителя – на аукционы и конкурсы; по способу вступления в соревнование, попадания на торги – на открытые и закрытые аукционы или конкурсы. В начале же девяностых годов законодательство о приватизации в качестве родового использовало понятие коммерческий конкурс. Коммерческий конкурс мог проводиться “в виде открытых аукционных торгов или закрытого тендера”. Право приобретения объекта приватизации принадлежало “покупателю, предложившему максимальную цену” По способу определения победителя, таким образом, коммерческий конкурс оказывался синонимом аукциона. Но дело даже не в этом. Аукционы в этом случае именовались открытыми и закрытыми не столько по кругу участников, сколько по степени гласности. Открытые аукционные торги представляет себе каждый. Они действительно открытые -–это жаркая схватка, непосредственная борьба конкурентов. Претенденты на победу в закрытом тендере подавали свое предложение о цене в запечатанных конвертах, конкурсная комиссия вскрывала конверты и определяла победителя. Работа комиссии велась в режиме закрытого заседания, и до претендентов доводились только ее итоги. Все делалось тихо, келейно, не то чтобы тайно, но без особой огласки. Участники тендера не имели никакой информации о позициях соперников, предлагаемых ими условиях, не могли сравнить их и оценить собственное положение в ряду других претендентов.
Именно поэтому сегодня слово тендер употребляют, как правило, для обозначения закрытого конкурса, широко не афишируемого, негласного. Одним словом, действующим законодательством напрямую не предусмотренного. Не случайно правительство Москвы, продолжавшее проводить конкурсы с конвертами и ограничением гласности, которые оно называло так: тендер (конкурсный отбор) – вынуждено было само разрабатывать и правила их проведения.
Ещё один оттенок смысла слова тендер нам также поможет понять Правительство столицы. Торги за право заключения договора, в котором оно выступает продавцом, арендодателем , одним словом, - получателем денежных средств, торги, имеющие среди других условий “аукционную” составляющую (условие о наивысшей цене спроса), Правительство Москвы называет конкурсами. Торги же, в договорах по итогам которых оно будет расплачивающейся стороной – покупателем или заказчиком, оно продолжает именовать тендерами. В числе конкурсных условий таких торгов, как правило, просматривается явно или скрыто выраженный обратный аукцион – кто из претендентов заявит минимальную цену предложения. С аукционом наизнанку мы уже встречались. И ещё не раз встретимся.
Вся палитра смысловых оттенков, тянущихся шлейфом за словом тендер незримо встаёт перед потенциальными партнёрами, как только оно пишется или произносится. Итогом рассмотрения истории понятия оказывается такое рабочее определение: тендер – процедура выбора будущим покупателем (заказчиком, арендатором и т.п.), то есть стороной – будущим плательщиком денежных средств, претендента на право заключения договора, осуществляемого как в форме торгов (конкурс), так и в иных формах, когда одним из условий такого выбора выступает минимальная цена предлагаемых кандидатами товаров (работ, услуг), а порядок проведения исключает ознакомление с предложениями других участников и ходом процесса принятия решения.
При всей тяжеловесности это определения, к огромному сожалению, ближе всего к тому, что предлагает нам российская рекламная практика. Именно такие тендеры обычно и проводят, по крайней мере, хотели бы проводить рекламодатели.
В такой “закрытом” турнире иногда мог бы принять участие любой желающий. Если он сумеет узнать, что состязание вообще проводится. Вступив в соревнование, агентство иногда участвует в нём, понятия не имея ни о том, кто его соперника и что они предлагают, ни о том, по каким критериям то, что предложено, будет оцениваться. Хуже того. Обычно конкурс официально не объявляется, хотя описанный выше тендер и имеется в виду. Просто известно, что потенциальный рекламодатель рассматривает “и другие варианты”. Рекламное агентство порой может и не знать о том, что у него существуют два-три конкурента, претендующих на получения того же заказа.
Претендентам предлагают представить на тендер материалы, способные дать представление о профессиональном уровне рекламного агентства и его интеллектуальном, творческом и техническом потенциале. Ничего страшного, если у агентства запрашивают его прежние работы. Такой подход, по сути, ничем не отличается от квалификационного отбора, предусмотренного, например, московскими правилами проведения тендеров. Если потом будущий заказчик из отобранных им кандидатов, профессиональный уровень которых кажется ему подходящим, выберет исполнителя по принципу “обратного” аукциона – это действительно рыночный поиск самого дешевого товара, не вполне корректный, но закона не преступающий.
Скользкие вопросы появляются тогда, когда его просят, а в наших российских условиях, как правило, так и происходит – представить “предварительное видение” проблемы: эскизные решения, сценарные разработки, аналитические записки, наброски плана рекламной компании конкретного заказчика, устроителя тендера. В результате возникают три основные проблемы. Первая: в каких юридических рамках проводится это соревнование, короче, является ли проводимый тендер “конкурсом”, торгами? Вторая: кто будет платить за работу, которая делается до получения заказа, вне рамок какого бы то ни было договора? И наконец, каков правовой режим материалов, предоставленных организатору, устроителю тендера его участниками? А судьи кто?
Выше мы договорились, что тендер может проводиться как в форме торгов, так и в других формах.
Главный отличительный признак торгов (неважно, аукциона или конкурса) следующий: организатор обязан заключить договор с победителем. Отказ от заключения договора преследуется в судебном порядке. Таким образом, официальное объявление конкурса (не позднее, чем за месяц до его проведения) равносильно принятию на себя такого обязательства. Кроме того, в извещении о конкурсе участникам должна быть сообщена масса информации. Помимо времени, места, формы торгов, их предмета и порядка проведения объявление о конкурсе должно содержать сведения о том, как будет определяться лицо, выигравшее торги. В соответствии с законом устроитель заранее формирует конкурсную комиссию. Комиссия обязана выработать, а организатор – довести до участников критерии оценки тех условий, которые они предложат в ходе конкурса. В свою очередь, претендент, названный победителем, тоже не имеет права уклониться от договора. Участники торгов вносят задаток, и триумфатор потеряет деньги, если откажется заключить сделку. Кроме того, отказник вынужден будет возместить другой стороне несостоявшегося договора причиненные им убытки.
Рекламный тендер, как правило, проводится без официального извещения, без комиссии, без четких критериев, без задатка, а главное – без каких-либо обязательств организатора. Какой же это конкурс? А если не конкурс, то что это?
Попробуем поточнее сформулировать, что же именно происходит. Рекламодатель обращается к рекламному агентству, с которым он в будущем, возможно, подпишет договор, с предложением обсудить предполагаемые условия такого договора, его цену и детали выполнения. Начинается заинтересованный профессиональный разговор. Однако, раз мы называем происходящее тендером, значит, в это же самое время рекламодатель ведет такие же разговоры еще с парой-тройкой конкурентов. Вот и получается, что с юридической точки зрения громкое название “тендер” обычно не значит ничего, кроме одновременных деловых переговоров, пока никто ни к чему не обязывающих, останется один кандидат, с которым и будет обсуждаться – еще только обсуждаться – договор на рекламное обслуживание.

Я думаю, торг здесь неуместен!
Участие в тендере требует расходов, хотя бы на зарплату собственным сотрудникам. Это аксиома. В тендере участвуют для того, чтобы получить заказ и заработать на нем – это еще одна аксиома. Из этого и будем исходить.
Законодательство оговаривает только один случай: если были объявлены торги (аукцион или конкурс) и организатор отказался от их проведения, в случае торгов закрытых – независимо от срока. Всем, кто готовился к соревнованию, возмещается реальный ущерб – фактически понесенные ими расходы. Но рекламный тендер, как правило, не конкурс. Мы это только что выяснили.
Эскизы, планы, тексты попадают в руки рекламодателя в ходе переговоров о возможном заключении договора. Выход один – предметом таких переговоров может стать и финансирование подготовки материалов. Хотя бы возмещение накладных расходов – оформленное отдельным соглашением, ведь основной договор еще не заключен. Поднимать этот вопрос перед заказчиком вполне корректно – в конце концов, это он просит агентство что-то сделать. Оплатит – уже хорошо. Откажется – тоже все ясно. Во всяком случае, если рекламное агентство и после такого отказа продолжит переговоры, оно сделает это сознательно.
В реальной жизни вопрос о деньгах, если не решается организатором тендера сразу, соискателями заказа практически никогда не поднимается. Все боятся “спугнуть клиента” и работают, рассчитывая на будущий контракт. В этом случае у проигравших нет никаких шансов компенсировать затраты.

Тварь я дрожащая или право имею?
Договорно-денежный аспект проблемы рекламного тендера важен, сложен и интересен. Но есть и другая сфера, анализ которой поневоле коснется самых болевых точек рекламной практики. Речь идет об интеллектуальной собственности и информации.
Федеральное законодательство уделяет интересующему нас вопросу буквально два-три слова: “Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права…”. Для того, чтобы оценить художественный и профессиональный уровень партнеров, его практический опыт, деловые связи – все мы знаем, как зависит от них размер предоставляемых агентством скидок, - потенциальный заказчик не только знакомится со списком клиентов, с прежними работами и наградами агентства полученными за использование их заказов, но и высказывает каждому агентству, с которым ведет переговоры – просьбу показать или хотя бы намекнуть ему, что будет делаться в рамках его собственного заказа. Заказа, который этому агентству еще не сделан, и неизвестно, будет ли сделан вообще. В результате на руках у “организатора” такого тендера оказывается масса идей, эскизов и разработок. Запомним: получение заказчиком этого массива информации – одна из главных целей рекламного тендера!
Если тендер – конкурс, его условия должны быть объявлены заранее. Таким образом, должны быть поставлены четкие рамки, в которых будет развиваться “предварительное творчество” конкурсантов. Ничего подобного, как правило, не делается. К агентству обращаются с предложением принять участие в тендере и просят показать, на что оно способно. Представить тексты, рисунки, идеи.
Участники торгов, в том числе конкурса, как мы уже знаем, должны внести задаток. Задаток – это всегда денежная сумма. Интеллектуальная собственность – не деньги, и ничто, созданное творческим трудом, задатком признано быть не может. Если участие в конкурсе не оплачивается, то договоренность об этом участии не может трактоваться и как “авторский договор заказа”. Иначе говоря, любые материалы и разработки, попавшие в распоряжение устроителя, остаются собственностью конкурсантов. Оплачиваемые конкурсы создают ситуацию, которая может быть истолкована двояко. С одной стороны, пробные материалы фактически заказаны и реально оплачены организатором. С другой стороны, если соискатель не победил в состязании и договор с ним так и не был заключен, устроитель не вправе претендовать на находящиеся у него разработки, они предназначались не для него, а для конкурса. Трактовать приглашение участвовать в оплачиваемом тендере как предложение заключить договор заказа (оферту), а участие в нем и представление материалов как согласие на заключение такого договора (акцепт или фактические действия, заменяющие его) также невозможно. Авторский договор заказа – разновидность авторского договора. Подобный договор, в частности, должен предусматривать: способы использования создаваемого произведения (то есть конкретные права на его использование, передаваемого по такому договору); срок и территорию, на которое передаётся право; размер или порядок определения вознаграждения. Должно предусматривать эти условия и предложение заключить такой договор, ведь он может быть признан заключённым только после того, как стороны достигнут соглашения по всем его существенным условиям, а "все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными".
Российскому законодательству известно и понятие публичного творческого конкурса. Как было бы удобно, если бы глава 57 Гражданского кодекса могла применяться к рекламным тендерам. Ею предусмотрены и выплата вознаграждения победителю, и предварительный квалификационный отбор, и обязательное опубликование критериев оценки представленных работ, и что для нас сейчас главное, - возврат работ, не завоевавших награды. Сказано даже, что к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить договор с победителем, в первую очередь применяются нормы законодательства о торгах и только потом – глава "Публичный конкурс". Стало быть, творческое соревнование с наградой в виде будущей сделки возможно хотя бы теоретически. Одна беда – такой конкурс должен быть направлен на достижение общественнополезной цели. Рекламе – за исключением социальной – здесь не место. Можно попытаться уговорить суд применить эти нормы по аналогии, но успешные примеры автору неизвестны.
Плоды "предварительного" рекламного творчества – не только эскизы рисунков и варианты слоганов, сценарии клипов и текстовки спотов. Агентство прежде всего ищет и разрабатывает общую идею рекламы. Итоговый результат интеллектуальной деятельности его аналитиков, как правило, попадает на стол к заказчику в виде солидного тома, своего рода пояснительной записки, снабжённой таблицами, графиками, диаграммами и призванной объяснить ему, почему следует вести рекламную кампанию и тратить его денбги именно рекомендуемым образом. Но концептуальное решение – основная идея, зародыш успеха – способно поместиться на одной страничке, порой в одной фразе.
Товар нужно показать лицом. Информация – товар специфический. Пока она не использована, её ценность неизвестна. Но для того, чтобы заказчик мог её использовать, ему сначала нужно эту информацию передать. Бесплатно. А неоплаченную, непроданную и пока не купленную идею необходимо охранять.
От чего же нужно охранять идею, концепцию рекламной кампании? Что может угрожать ей и её разработчикам и продавцам? Первая опасность – текст, излагающий эту идею, концепцию, несущий необходимую информацию, будет скопирован, размножен и распространён. Вторая – информация будет разглашена или похищена, станет известна тому, кому её знать нельзя или пока равно. Третья опасность – идея будет реализована, воплощена в жизнь, на её основе будет совершены практические действия, будет без разрешения применён предложенный способ достижения требуемого результата. Вот эту-то триаду – “копирование, разглашение, применение” - и нужно понимать под "использованием” объектов интеллектуальной coбcтвенности, которое позволено законом(29) только с согласия правообладателя. Без разрешения обладателя исключительных прав на использование результатов интилллектуальной деятельности (интеллектуального собственника) такое использование неправомерно, с ним можно и нужно бороться, от него можно и нужно защищать свои творческие результаты. Средство от первой опасности – это копирайт, авторское право в буквальном его смысле. Его арсенале мы уже обсудили. Лекарство от второй напасти - специальный институт гражданского права, коммерческая тайнa. 3аконодательство о коммерческой тайне имеет одну важную особенность(30) Сначала оно говорит о правообладателе - в единственном числе, а затем накладывает ограничения на третьих лиц. Может быть, это и не заметно на первый взгляд, но простым скачком числительных в интересующее нас правоотношение вводится некое " второе лицо". Очевидно, что сразу имеется в виду контрагент правообладателя - как неизбе жный участник информационного пpaвоотношения, как лицо, ограничения на которое наложены в силу самого факта участия в нем. Законом именно на такое “второе лицо” в первую очередь возлагаются обязанности, связанные с его отношениями с третьими лицами по поводу чужой тайны, доступ к которой был ему предоставлен. Более того, эти вторые лица названы законом прямо: собственные работники обладателя информации и его контрагенты по договорам. Но ведь заказчик - организатор тендера - еще не контрагент. Никакой договор с ним не подписывался, он только обсуждается. А материалы ему уже переданы или показаны. Поэтому обязательно нужно, знакомя его с эскизами и текстами, получить визу заказчика на копиях, материалов и подписать с ним хоть какой-нибудь документ - оставить материальные следы, во-первых, факт такого ознакомления, во-вторых, принятия на себя заказчиком соответствующих обязательств.
Обычно агентство считает, что застраховалось и от третьей опасности. Но это не так. Клиент, для которого работает агентство, или устроитель тендера, на которого оно хотело бы работать, в рамках только что рассмотренной ситуации - как раз второе лицо. Он получил информацию на законном основании, участники тендера, передали ее добровольно. Он не собирается никому ее сообщать. Ему не к чему ее копировать и издавать типографским способом. Он просто подумает над ней и начнет действовать. До того как полупит разрешение, то есть, как правило, до того как заплатит. Или вместо того, чтобы заплатить…
В данном случае результатом творческой работы агентства становиться способ достижения рекламного результата. Способы охраняются патентным правом. Однако идея, стратегия рекламной кампании непатентоспособна, она не изобретение, поскольку не содержит решений, "для специалиста явным образом не следующих из уровня техники(31). Средствами авторского права концепция может охраняться от копирования экземпляров излагающего ее текста, но не от использования идеи, о которой текст повествует. Идеи, операции, способы, системы, принципы или открытия не пользуются правовой защитой ни по российскому, ни даже по американскому закону об авторском праве 1976 года. "Хотя система авторских прав и не допускает использования цельной рекламы другим рекламодателем на законной основе, она не может предотвратить использование посторонними общей концепции или идеи рекламного материала, равно как и перефразирования материала и подачи его другим способом"(32).
Рекламное агентство относится к своим творениям - результату вдохновенного труда cвоих художников и аналитиков достаточно ревниво, и участие любимого детища в соревновании обставляет ограничениями, которые призваны воспрепятствовать недобросовестному использованию этого творческого результата заказчиком или того обиднее - коллегой - победителем. Сколько раз это уже с бывало: "Мы вас нанимаем, вы нам нравитесь, только тут есть одна идея…” При этом коллега, получив от своего заказчика чужие материалы, может понятия не иметь о том, что его вынуждают нарушать права проигравших. Можно запретить организатору делиться информацией с исполнителем, с тем, кто выиграет тендер. Но запретить заказчику ее использовать самому не возможно. Устроитель же тендера чувствует себя хозяином и часто пытается с позиции силы развязать себе руки по отношению к будущим участникам и полученным от них разработкам. Как ни банально это звучит, но если агентство не устраивают условия, предлагаемые потенциальным заказчиком , стоит задуматься, устроит ли его сам заказчик?

  1. Статья 447 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
  2. Пункт 4 статьи 447 ГК РФ.
  3. К.В.Всеволожский, В.Р.Мединский. Правовые основы коммерческой рекламы. - М.: ОКД, 1998, с. 135.
  4. Пункт 1.4 Положения о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденного, распоряжением Госкомимущества РФ и Госстроя РФ от 13 апреля 1993 года № 660-р/ 18-7.
  5. Пункты 1 и 4 статьи 447, пункт 1 статьи 448 ГК РФ соответственно.
  6. Подпункт 5.6.2 Государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284.
  7. Анализ содержания пункта 5.6 Государственной программы приватизации... свидетельствует о том, что коммерческий конкурс должен проводиться по правилам аукциона" (пункт 8 Письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 1993 года № С-1З/ОП-206).
  8. См., например, распоряжение Премьера Правительства Москвы от 23 февраля 1998 года № 182-РП “О порядке проведения тендера (конкурсного отбора) предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для городских нужд".
  9. Самый свежий пример - как раз из области рекламы: распоряжение Мэра Москвы от 12 ноября 1998 года № 1142-РМ "О проведении конкурсов на право размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве”.
  10. Пункт 5 статьи 448 ГК РФ.
  11. Пункт 2 статьи 448 ГК РФ.
  12. Пункт 4 статьи 447 ГК РФ.
  13. Пункты 4 и 5 статьи 448 ГК РФ.
  14. Пункт 3 статьи 448 ГК РФ.
  15. Статья 4 Федерального закона “О рекламе” от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ.
  16. Статья 380 ГК РФ.
  17. Статья 33 Закона pФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах”
  18. Оферта (пункт 1 статьи 435 ГК РФ) -достаточно, определенное предложение, адресованное конкретному лицу, которое содержит все существенные условия будущего договора и ясно и недвусмысленно выражает намерение оферента считать себя заключившим договор с тем, кто безоговорочно примет “акцептует” это предложение (пункт 1 статьи 438 ГК РФ) или немедленно приступит к исполнению его условий (пункт 3 статьи 438).
  19. Статья 30 Закона об авторском праве.
  20. Пункт 1 статьи 31 Закона об авторском праве.
  21. Пункт 1 статьи 432 ГК РФ.
  22. Пункт 2 статьи 31 Закона об авторском праве.
  23. Пункты 1, 3 и 4 статьи 1057 ГК РФ соответственно.
  24. Статья 1061 ГК РФ.
  25. Пункт 5 статьи 1057 ГК РФ.
  26. Пункт 2 статьи 1 057 ГК РФ.
  27. Пункт 1 статьи 6 ГК РФ.
  28. Кеннет Эрроу [К.J.Arrow. Essai in the Theory of Risk-Bearing. -Chicago: Markham, 1971, p, 152] называет это явление “фундаментальным парадоксом” информации.
  29. Статья 138 ГК РФ.
  30. Всеволожский, Мединский, с. 141.
  31. Пункт 1 статьи 4 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 года № 3517-1.
  32. К.Л.Бове, У.Ф.Арент. Современная реклама. -Тольятти, Изд. дом “Довгань”, 1995, с. 64.
21.02.2001



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов