А.Ротенберг. Фото В.Федоренко, РИА Новости

 

На неделе газета «Известия» со ссылкой на свои источники сообщила о том, что братья Ротенберги создадут новый медиахолдинг, в который войдет большая часть объединенных медиаактивов Александра Мамута и Владимира Потанина. Официальные представители SUP Media и «Рамблера-Афиши» поспешили опровергнуть эту информацию. Однако совсем недавно никто и представить не мог, что эти две компании будут объединены, поэтому игроки рынка не исключают, что переговоры все же ведутся. Если сделка состоится, холдинг станет крупным игроком на рынке медиа и прямым конкурентом Яндекса и Mail.Ru Group, говорят эксперты.

Согласно информации «Известий», бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги ведут переговоры о покупке некоторых активов «Афиши-Рамблер» (входит в холдинг «ПрофМедиа», который принадлежит группе «Интеррос» Владимира Потанина) и SUP Media (принадлежит инвестгруппе A&NN Александра Мамута). В число этих активов входят LiveJournal.com, «Чемпионат.com», Quto.ru, Redigo.ru, ИД «Афиша» и Rambler.ru. Именно эти ресурсы должны войти в создаваемый Ротенбергами медиахолдинг, утверждают источники издания.

«Афиша-Рамблер» и SUP Media сообщили об объединении 28 марта этого года. В новую компанию вошли такие известные проекты, как Rambler.ru, Afisha.ru (плюс, журналы ИД «Афиша»), Lenta.ru, LiveJournal.com и Газета.Ru. Аудитория сайтов объединенной компании составила 35 млн человек. Сделка оценивалась аналитиками в 800 млн долларов, однако, официальные данные о сумме не раскрываются.

Представители объединенной компании поспешили опровергнуть информацию о вхождении в бизнес братьев Ротенбергов. В пятницу стало известно, что медиаактивы Мамута и Потанина возглавил Петр Захаров, бывший руководитель подразделения компании Apple.

Однако эксперты не исключают, что переговоры все же ведутся. Пока Аркадий и Борис Ротенберги не имеют бизнес в медиа: у них есть активы в банковской сфере, металлургической и химической промышленности, в транспорте и ТЭКе, а также доли в госкомпаниях. Наиболее известные – пакеты акций в Новороссийском морском торговом порте, «Теплоэнергетической компании Мосэнерго» и банке «Северный морской путь» (СМП Банк). Однако их желание стать владельцами активов и в медиабизнесе вполне закономерна, считают аналитики, опрошенные Sostav.ru.

«Стандартное развитие гигантов бизнеса предполагает покупку на определенном этапе бизнеса ключевых СМИ как инструмента влияния на общественное мнение», - комментирует потенциальную сделку аналитик по медиарынку и IT сектору Мария Синдинская из инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент». Безусловно, это непрофильный актив, а лишь дополнительные инвестиции.

«В большинстве случаев медиабизнес - это лишь вариант «дополнительного» бизнеса, инструмент, позволяющий вести свою игру на должном уровне. Так, Сильвио Берлускони, например, занимался строительным бизнесом, пожалуй, что только Руперт Мердок заработал свое состояние на медиабизнесе», - добавляет эксперт.

Кроме того, на медиарынке сейчас идет консолидация активов, отмечают опрошенные Sostav.ru аналитики в инвестбанках. Если сделка Ротенбергов с Мамутом и Потаниным все-таки состоится, то на рынке появиться крупный игрок и весомый конкурент интернет-гигантам – Яндексу и Mail.Ru Group.

«Здесь может идти речь о создании третьего крупного игрока Рунета после Яндекса и Mail.ru. Если сделка состоится, то можно будет ожидать продолжения покупок и наращивания активов», - поясняет ведущий аналитик телекоммуникации и медиа «Газпромбанка» Сергей Васин. Он также высказал предположение о том, что в будущем возможно «наращивание капитализации активов с последующим выводом крупного медийного игрока на биржу».

Рамблер уже имел опыт публичной компании, но ушел с биржи в конце 2009 года. Тогда размер компании был относительно невелик. «Сейчас же консолидированный и укрупненный интернет-медиаактив может быть интересен инвесторам и востребован рынком», - говорит Сергей Васин из «Газпромбанка».

Действительно, если Ротенберги создадут холдинг из активов Мамута и Потанина он войдет в «топ» по охвату аудитории. Согласно данным, полученным Sostav.ru от TNS Россия, в марте 2013 месячная аудитория (Россия, 12-64) Afisha.ru, Rambler.ru, LiveJournal.com, Championat.com, Redigo.ru, Quto.ru составила около 36,3 млн человек, а ежедневная – более 8,1 млн. «Совокупная аудитория данных проектов входит в топ-5 холдингов по дневной и месячной аудитории за март 2013 по России 0+», - пояснили в TNS.

Стоимость нового медиахолдинга, в случае его создания, аналитики не берутся оценивать. «Следует отметить, что эти ресурсы сейчас испытывают финансовые трудности в той или иной мере, поэтому их рыночная стоимость на этом фоне может выглядеть достаточно привлекательной», - поясняет г-жа Синдинская, «Церих Кэпитал Менеджмент».

Официальные представители всех сторон потенциальной сделки опровергают информацию, называя ее слухами. Однако, когда в марте появилась информация об объединении «Афиша-Рамблер» Мамута и SUP Media Потанина, представители компаний и бизнесменов также опровергали возможную сделку, но она все-таки состоялась.

Почему именно активы Мамута и Потанина? Они «уже сформированные и завоевавшие свою аудиторию активы. Создать интернет ресурс с аудиторией 35 млн человек быстро не получится, проще консолидировать и оптимизировать относительно крупные, пусть пока и разрозненные проекты», - дает оценку аналитик «Газпромбанка».

SUP Media и «Афиша-Рамблер» вообще могли объединяться специально под сделку с Ротенбергами, так как она произошла совсем недавно (28 марта), говорит аналитик по телекоммуникациям и медиа Сергей Либин из «Райффайзенбанка».