Одна из старейших городских транспортных систем Европы - система столицы Венгрии Будапешта - после многих лет преобразований и модернизации получила единый бренд. Каким образом развивался амбициозный проект, разбирался Sostav.ru.

Транспортная система Будапешта обладает большой историей развития и на сегодняшний день представляет собой разветвленную систему, состоящую из метрополитена, автобусных, троллейбусных и трамвайных линий, уникальной "зубчатой" железной дороги, а также пригородных поездов и фуникулеров.

Единая транспортная система Будапешта была создана в 1968 году. Тогда администрация города объединила в единую «Городскую транспортную компанию Будапешта» (Budapesti Közlekedési Vállalat, BKV – венг.) компании, отвечающие за различные виды общественного транспорта. В единую структуру вошел оператор трамвайных и троллейбусных линий (FVV), автобусный оператор (FAÜ), оператор пригородного железнодорожного сообщения (BHÉV), оператор речного транспорта (Hajózási Vállalat). В 1973 году к ним присоединился метрополитен.

В 2011 году в целях повышения качества перевозок и улучшения транспортной ситуации города на базе городской транспортной компании был создан «Транспортный центр Будапешта». Его главной задачей стало решение насущных проблем с загруженностью общественного транспорта и проблем пробок и нехватки парковочных мест.

За основу реорганизации транспортной системы власти города взяли Лондонскую модель общественного транспорта (Transport for London), которая считается самой современной в мире.

 

Частью реорганизации транспортной системы стало не только увеличение числа передвижного состава всех видов транспорта, строительство новых веток метрополитена, запуск новых маршрутов, и реконструкция железнодорожных путей, но и создание единого бренда транспортной системы, который объединил единым оформлением все виды общественного транспорта венгерской столицы.

Разработку единого бренда транспортной системы Будапешта доверили местному брендинговому агентству Hidden Characters. Команда агентства под руководством его основателей Даниэля Наги (Dániel Nagy) и Петера Орбана (Péter Orbán) провели масштабную работу по созданию единого бренда, а также фирменного стиля для каждого вида транспорта.

 


Даниэль Наги (Dániel Nagy) и Петер Орбан (Péter Orbán). Фото: facebook.com

 

Масштабную работу по созданию бренда дизайнеры начали в 2013 году. К 2014 году работа была закончена, и только на днях дизайнеры представили официальный брендбук нового транспортной системы столицы.

В ходе работы дизайнеры учитывали критерии, сформулированные администрацией города и руководством Центра. А именно: бренд должен был стать простым, легко узнаваемым и при этом четко связанным с транспортом. Фирменный стиль должен базироваться на исторически принятых цветах, характерных для каждого вида городского транспорта. Самое главное условие - бренд должен стать символом общественного транспорта в умах жителей страны и отличительной чертой Будапешта.

Для решения поставленной задачи в агентстве решили обратиться к истории транспорта Будапешта. Начиная с конца 20 века в городе стали автобусные, трамвайные и троллейбусные остановки начали обозначать своеобразным символом в форме семафора. Именно образ семафора прослеживается в новых обозначения остановок всех видов транспорта.

Сами авторы отмечают, что в основу концепции айдентики легли «транспортные линии». Удвоение линий в отдельнх местах логотипа напоминает направление движения и создает ощущение «динамизма». Сдругой стороны по мнению авторов, удвоение линий в логотипах издали напоминает карту.

 

 

Метро

 

Будапештский метрополитен считается одним из старейших метрополитенов мира и первым метрополитеном в континентальной Европе. (Не стоит забывать, что самые стары метрополитен - Лондонский, расположен на острове, а в данном случае речь идет о континенте). Национальная Ассамблея Венгрии приняла решение о строительстве метро в далеком 1870 году, а строительство началось в 1894 году в Пештской части города.

Система метро венгерской столицы имеет четыре ветки: самая старая, желтая ветка №1, построена в 1896 году, красная №2 в 1970, синяя №3 в 1976. А четвертую ветку, зеленую №4, ввели в эксплуатацию сравнительно недавно, в прошлом 2014 году.

 

 

Водный транспорт

 

 

Пригородные железные дороги

 

 

Обновление коснулись и внешнее оформление подвижного состава всех видов транспорта. Дизайнеры не стали менять традиционную расцветку городского транспорта: как раньше автобусы остались синими, троллейбусы – красными, трамваи – желтыми, электрички – зелеными.

 

 


 

Роман Селиван, основатель брендингового агентства Odinmay

 

Разработка бренда городского транспорта задача довольно сложная. Причем основная часть работы обычно не видна. Логотипы – это лишь верхушка айсберга, сложность тут только в согласовании концепции с представителями городских властей, которые, по крайней мере в нашей стране, больше ориентируются на свой вкус, чем на экспертизу брендингового агентства. Основной же объем работы – это проектирование и тестирование новых транспортных схем, создание единой визуальной системы для маршрутов, навигации и информационных объявлений, оформление бортов транспорта, формы работников и пр. Это сотни часов работы целой команды. Именно эта часть работы наибольшим образом влияет на формирование бренда у жителей города. Брендинг транспорта должен, прежде всего, решать функциональные задачи, про эстетику тоже важно не забывать, но уже после того как спроектированы удобные схемы.

Представленную работу оценивать довольно сложно, поскольку брендинг транспорта – это, прежде всего, свод правил оформления маршрутных схем и т.д. Лучше всего спросить у жителей Будапешта – стало ли им удобнее и приятнее пользоваться городским транспортом. Если да, до брендинг хороший. Роль логотипа в данном случае довольно мала. Не могу сказать, что новый логотип сильно лучше старого, но если он органично вписывается в новую визуальную систему – прекрасно.