Несмотря на существенное сокращение рекламных бюджетов целого ряда топовых рекламодателей-транснациональных компаний, и появление в медийном пространстве рекламы отечественных продовольственных брендов, ни о каком «импортозамещении» в Рейтинге крупнейших рекламодателей России пока речь не идет.

Исследовательская компания TNS Russia специально для Sostav.ru составила Рейтинг крупнейших рекламодателей России в январе-сентябре 2014 года. Как гласят данные исследователей, в ведущей десятке по-прежнему нет ни одной российской компании, а крупнейшими по маркетинговым затратам среди отечественных игроков рынка остаются телекоммуникационные, фармакологические компании, а также организации финансового сектора.

По сравнению с 2013 годом Рейтинг претерпел значительные изменения, в том числе и в ТОП-3, где значительно увеличившая рекламные бюджеты PepsiCo вытеснила со второй позиции Mars Russia и вплотную приблизилась к объему затрат бессменного лидера Рейтинга - Procter & Gamble.

Напомним, ранее Sostav.ru опубликовал данные агентства Initiative, согласно которым в январе-сентябре 2014 года практически все лидеры Рейтинга рекламодателей снизили затраты на ТВ-рекламу, на которую у категории FMCG уходит более 90% рекламных бюджетов.

Сокращения затронули: P&G (-12%), Unilever (-10%), Mars (-3%), Henkel (-16%), L'Oreal (-8%), Nestle (-13%), Danone (-8%), Mondelez Int (-20%), Coca-Cola (-8%). Самый значительный рост рекламных бюджетов зафиксирован у фармкомпаний: Novartis (+22%), J&J (+30%), Sanofi Aventis (+42%), Эвалар (+18%) и Bayer AG (+16%). Также значительно (+52%) увеличил бюджет МегаФон - один из ведущих спонсоров прошедших в начале года Олимпийских Игр в Сочи.

Отечественные бренды, особенно продовольственного сектора, пока слишком далеки от объемов маркетинговых затрат транснациональных корпораций. Крупнейшие отечественные продовольственные бренды находятся в конце списка сотни ведущих рекламодателей. Есть ли у российских брендов шанс сместить ТОП рекламодателей? Sostav.ru узнал мнение экспертов.

 


 

Сергей Хохлов, CEO MediaCom Russia

К сожалению, мы не наблюдаем значительного увеличения присутствия российских производителей в медиапространстве ни на конец этого года, ни по запросам и подготовке планов на следующий год. С другой стороны, продолжается тенденция сокращения рекламных бюджетов (или полный отказа от проведения рекламных кампаний) западными производителями в 2015 г.

Виной тому являются всем известные факторы – стагнация в экономике, девальвация рубля, экономические санкции Запада, политический кризис на Украине. Таким образом, ситуация когда количество российских рекламодателей в ТОП-30 увеличится вполне возможна, но не за счет роста бюджетов российских производителей, а сокращения бюджетов западных производителей. И это очень тревожный тренд.

 


 

Руслан Самаев, генеральный директор Arena Magic Box

К сожалению, пока я не вижу реальных экономических предпосылок, которые в короткий срок способствовали бы появлению новых крупных российских рекламодателей на ТВ. Возможно это случится в будущем, но на ближайший период – 2015 год, расклад в ТОП-100 рекламодателей вряд ли кардинально изменится. Сейчас на рынке интенсивно ведутся переговоры – рекламодатели и представляющие их медийные агентства борются за оптимальные условия, чтобы попасть в телеэфир в будущем году. Бюджеты так или иначе пересматриваются, отдельные производители, возможно сократят свое присутствие в медиапрострастве, или перераспределят бюджеты в другие направления, однако в целом ждать сдачи позиций ведущих компаний, думаю, не стоит.

Теме не менее, если на государственном уровне будут сделаны конкретные шаги, которые позволили бы местным производителям товаров и услуг реализовать свой потенциал, тогда в среднесрочной перспективе можно ожидать постепенного отвоевывания рынка местными игроками. Но для этого нужны более доступные кредиты на развитие бизнеса, модернизация производства,  первичные вливания в развитие торговой марки на локальном уровне, и планомерная работа по выводу бренда на смежные рынки. Важным является достижение договоренностей с основными ритейлерами, чтобы потребители смогли найти продукт на прилавках сетевых магазинов, и так далее. Если будет хороший бренд и налажены каналы сбыта, тогда постепенно производители смогут формировать медийные бюджеты такого уровня, чтобы «подвинуть» западных рекламодателей.
Сейчас на прилавках сетевых магазинов в столице уже встречаются локальные бренды в отдельных категориях товаров, с которыми раньше, например, московские потребители не сталкивались: это относится к таким продуктом, как масло, молоко, сыр. Не исключено, что эти бренды могут появится и в эфире федерального ТВ.

 

  Рекламодатель Бюджет, руб. (% от total)
1 PROCTER & GAMBLE 3,68%
2 PEPSI CO 3,42%
3 MARS-RUSSIA 2,93%
4 UNILEVER 2,77%
5 L'OREAL 2,26%
6 NOVARTIS 2,05%
7 HENKEL GROUP 1,91%
8 NESTLE 1,74%
9 RECKITT BENCKISER 1,68%
10 JOHNSON & JOHNSON 1,54%
11 DANONE 1,47%
12 МТС 1,32%
13 ЭВАЛАР 1,31%
14 БИЛАЙН 1,26%
15 COCA-COLA 1,24%
16 MONDELEZ INTERNATIONAL 1,23%
17 МЕГАФОН 1,18%
18 VOLKSWAGEN 1,10%
19 SANOFI AVENTIS 1,05%
20 BAYER AG 0,89%
21 ОТИСИФАРМ 0,87%
22 НАЦИОНАЛЬНАЯ СПУТНИКОВАЯ КОМПАНИЯ 0,83%
23 FERRERO 0,82%
24 MCDONALD'S 0,82%
25 GENERAL MOTORS CORP 0,81%
26 BERLIN-CHEMIE MENARINI GROUP 0,75%
27 СБЕРБАНК РОССИИ 0,75%
28 М.ВИДЕО 0,75%
29 FORD MOTOR CO 0,70%
30 ФАРМСТАНДАРТ 0,70%
31 NISSAN 0,67%
32 TOYOTA 0,65%
33 ВТБ 0,63%
34 СПОРТМАСТЕР 0,62%
35 LOUIS VUITTON MOET HENNESSY SA 0,62%
36 BEIERSDORF AG (BDF) 0,55%
37 ЭЛЬДОРАДО (СЕТЬ МАГАЗИНОВ) 0,55%
38 RENAULT 0,53%
39 KIA MOTORS 0,52%
40 ACTAVIS 0,51%
41 TEVA 0,49%
42 SAMSUNG ELECTRONICS 0,48%
43 PEUGEOT CITROEN RUS 0,48%
44 ЕВРОСЕТЬ 0,47%
45 COLGATE-PALMOLIVE 0,43%
46 ORIMI TRADE 0,42%
47 HYUNDAI 0,42%
48 MICROSOFT 0,42%
49 ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ РОССИИ 0,40%
50 ПАНДА РИА 0,39%
51 CENTRAL PARTNERSHIP 0,39%
52 20TH CENTURY FOX FILM CORPORATION 0,38%
53 METRO GROUP 0,36%
54 MERCURY 0,36%
55 РОСТЕЛЕКОМ 0,35%
56 AVON BEAUTY PRODUCTS COMPANY 0,34%
57 MITSUBISHI MOTORS 0,34%
58 АСТЕЛЛАС ФАРМА 0,33%
59 WALT DISNEY 0,32%
60 НЭФИС 0,32%
61 GLAXOSMITHKLINE 0,32%
62 МАТЕРИА МЕДИКА 0,30%
63 DAIMLER AG 0,30%
64 SCA HYGIENE PRODUCTS 0,29%
65 ABBOTT LABORATORIES S.A. 0,29%
66 КАРО ХОЛДИНГ 0,28%
67 X5 RETAIL GROUP 0,26%
68 АЛЬКОР И К 0,26%
69 DE AGOSTINI 0,25%
70 STADA CIS 0,25%
71 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ 0,24%
72 S.C.JOHNSON 0,24%
73 YUM! RESTAURANTS INTERNATIONAL RUSSIA 0,24%
74 РОССИЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ БАНК 0,23%
75 ГАЗПРОМ 0,23%
76 DR. REDDY'S LABORATORIES 0,23%
77 BMW 0,23%
78 CHANEL 0,23%
79 АНИКА ПЛЮС 0,23%
80 TAKEDA 0,23%
81 ДОН-СТРОЙ 0,22%
82 ЛЕОВИТ-НУТРИО 0,22%
83 СВЯЗНОЙ 0,22%
84 OTTO GROUP 0,21%
85 KELLOGG 0,21%
86 МСД ФАРМАСЬЮТИКАЛС 0,21%
87 JAGUAR LAND ROVER 0,21%
88 IKEA 0,20%
89 ПРОГРЕСС (ЗАВОД) 0,19%
90 KRKA D.D. 0,19%
91 IDS BORJOMI GROUP 0,19%
92 НИАРМЕДИК ПЛЮС 0,18%
93 GALDERMA 0,18%
94 BOEHRINGER INGELHEIM 0,18%
95 ВАЛЕНТА (ХОЛДИНГ) 0,17%
96 KIMBERLY CLARK 0,16%
97 LG ELECTRONICS 0,16%
98 РОСНЕФТЬ 0,16%
99 ТНТ 0,16%
100 GOOGLE 0,16%

показать весь список