Иллюстрации с сайта spartak.com

Один из самых известных российских футбольных клубов – «Спартак» - решил больше внимания уделять собственному бренду. Клуб представил собственный бренд-бук, первый за всю 90-летнюю историю клуба, а также обновил логотип. Построением архитектуры бренда и созданием брендбука занималось креативное агентство  Saatchi&Saatchi.

Свое решение о создании брендбука, центральными объектами которого стали новый спартаковский ромб и новый образ гладиатора, клуб объясняет динамичным развитием и желанием идти в ногу со временем. В брендбуке была объединена философия бренда, его история и традиции.

«Новая эмблема клуба разработана на основе легендарной буквы «С», вписанной в ромб в 1935 году. Ромб с монограммой «С» на протяжении многих десятилетий был неотъемлемой частью спартаковской культуры. Это еще один шаг по возвращению к истокам, к славной победной истории, ведь еще до войны «Спартак» сделал два подряд золотых дубля — рекорд на все времена» - говорится в официальном сообщении клуба.

Мяч внутри монограммы было решено выполнить в красном цвете, отказавшись от черного, который не является фирменным цветом клуба. Над ромбом вместо одной теперь расположены четыре золотые звезды - в честь двадцати одного чемпионства «Спартака»: двенадцати побед в чемпионатах СССР и девяти - в чемпионатах России.

Напомним, что первый логотип клуба был создан в 1935 году при участии отца-основателя «Спартака» Николая Старостина. С тех пор эмблема корректировалась всего четыре раза.

В брендбуке также появился новый образ гладиатора, который олицетворяет собой все лучшие качества спортсмена - мужество и храбрость, силу и стойкость, бескомпромиссное желание бороться до конца и справедливость. Впервые в своем нынешнем образе гладиатор Спартак появился в преддверии сезона-2012/13.

Людмила Гальченко, арт-директор брендингового агентства Depot WPF, считает, что персонаж в его нынешнем виде совсем не соответствует духу клуба.

«Его появление, вероятно, произошло из-за желания пойти по пути европейских братьев, где такой персонаж зачастую является основным визуальным элементом спортивного клуба. Персонаж мог бы стать логическим развитием бренда и в случае со Спартаком, но мультяшная стилистика, в которой он нарисован, противоречит общей стилистике бренда и то, что персанаж стал черно-белым, не сильно помогает… Он все равно остается инородным элементом» - комментирует Людмила Гальченко.

А вот обновленнай логотип эксперт оценивает положительно, отмечая, что  последние несколько лет «Спартак» существовал с логотипом, больше похожим на любительскую иллюстрацию-коллаж.

«Очень радует, что обновленная эмблема клуба стала больше походить именно на эмблему. В целом она стала чище, появилась довольно симпатичная типографика, не противоречащая характеру эмблемы» - говорит Людмила Гальченко.

По мнению генерального директора Plenum Brand Consultancy Ильи Лазученкова, недостаток представленных образов заключается в том, что они не вызывают никакого эмоционального отклика:

«Вроде, все элементы на местах, но «искры» не возникает. Как будто выполнена необходимо-достаточная программа: лого обновили, к истории с уважением отнеслись, заручились поддержкой основателей, книжку сверстали, гладиатора нарисовали.  Гладиатор по графике не убедительный и, с моей субъективной точки зрения, слишком сильно перекликается с образами «300» Френка Миллера, которые так сильно распространены сейчас в массовой культуре. Мне кажется, элементы по смыслу собраны все правильные, но над ними надо продолжать работать, пока они не заработают в едином ключе».

Дмитрий Карпов, Куратор программы "дизайн в интерактивной среде" БВШД преподаватель программ BA GD&I UH, считает, что для брендбука такого славного клуба, как “Спартак” можно ожидать много решений, современных свежих, но не таких откровенно банальных. 

"Спартак это не мужик с мечом, как символ, при этом с нарушенной анатомией, и некоторым неуловимым и вероятно неслучайным сходством с австралийским актером Лаймом Макинтайром, игравшим Спартака в среднем американском сериале, а клуб гордости страны. Я не увидел оригинальной визуальной системы кроме несмелого тюнинга существующей десятилетиями эстетики, хотя именно креативный и стратегический потенциал у такого материала, у такого содержательного массива, какой представляет собой футбольный клуб, и является привлекательным".

"Попытка крайне слабая, хотя возможность связать сотни разнообразных носителей геометрией ромба, создание правил, норм и творческих ограничений могло быть просто виртуозным, - добавляет эксперт. - Пока это решено, но ограниченно и откровенно вяло. А ведь могли развить знак в системообразующий модуль, в который может встроиться много необходимых именно бренду содержаний, при этом оставив его узнаваемым, значимым, оригинальным, в меру традиционным и визуально гармоничным. Партнерские программы получили бы пластичный и сильный инструмент для создания собственных визуальных атрибутов, болельщики - сотни оригинальных образов, все мы по-новому могли посмотреть на клуб “Спартак”, но пока нет смелой и уверенной руки, достойной такого вызова".
 

«Спартак», бесспорно, является одним из самых известных и крупных футбольных брендов страны. По данным международной сети аудиторско-консалтинговых фирм PwC стоимость бренда на 30 июня 2012 года составляла 60,8 млн евро.

Другая международная компания, занимающаяся оценкой стоимости брендов – Brand Finance – называет сумму в 30 млн долларов. В прошлом году в рейтинге Football Brands 2012 «Спартак» занял 176 место, уступив другому российскому клубу – «Зенит», который, в свою очередь, был оценен экспертами в 56 млн долларов и занял 132 место в международном рейтинге.