Коммуникационная сеть ZenithOptimedia представила прогноз по развитию глобального и российского рекламного рынка в 2016 году. Согласно оценке экспертов, динамика развития отечественного рынка будут значительно отставать от мировых, однако все же будет позитивной, в отличие от прошлого года.

По оценке аналитиков медийной сети, глобальный рекламный рынок в 2016 году вырастет на 4,6% (улучшение на 0,7% по сравнению с 2015 годом), достигнув объема в 579 млрд. долларов. В 2017 году, по прогнозу, объем глобального рынка превысит рекордные 600 млрд.

Росту будут способствовать летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, президентские выборы в США и Чемпионат Европы по футболу. Эти мероприятия принесут глобальному рекламному рынку дополнительно 1,1% годового роста, или 6,1 млрд. долларов.

Помимо спортивных и политических событий на рост глобального рекламного рынка в среднесрочной перспективе оказывает влияние быстрое экономическое восстановление стран Еврозоны. В долгосрочной перспективе положительное влияние на развитие мирового рекламного рынка оказывает появление новой волны быстро развивающихся рынков - около 30 стран Африки, Азии и Южной Америки.

 


Фото Depositphotos

 

Что касается развития отдельных медиа, инвестиции в интернет-рекламу по-прежнему остаются основой его роста. По оценкам ZenithOptimedia, к 2017 году онлайн-реклама обойдет ТВ по объему глобальных рекламных инвестиций. Все большая часть приходится на мобильную рекламу (рост в 2015-2018 гг. составит 128%, или 64 млрд. долларов).

 

Российский рекламный рынок, по прогнозу ZenithOptimedia Group Russia, покажет рост на 2,3% против минус 10% в 2015 году. Это обусловлено стабилизацией ситуации на рекламном рынке во второй половине 2015 г. - начале 2016 года.

 

Единственным медиасегментом, который продемонстрирует положительную динамику в этом году, будет интернет-реклама - плюс 10% к показателям 2015 года. Инвестиции в телерекламу, радиорекламу и наружную рекламу останутся на уровне 2015 года - эксперты не видят предпосылок к росту традиционных медиа. Расходы на рекламу в прессе и на прочих носителях сократятся на 10%.

 

 

В денежном выражении, согласно оценке ZO, объем российского рекламного рынка по итогам 2016 года составит порядка 314 млрд. рублей. А это значит, что в текущем году отечественной рекламе даже в рублях не удастся выйти не только на уровень для отрасли пикового 2014 года, но и 2013 года.

В долларах ситуация выглядит значительно хуже: по средневзвешенному курсу рубля к доллару, объем российского рекламного рынка в 2013 году составлял свыше 10 млрд. долларов. По тем же показателям, на конец 2015 года российская реклама сократила объем до чуть более 5 млрд. долларов.

Тем самым Россия потеряла место в ТОП-10 крупнейших рекламных рынков, в который входила до кризиса. По мнению аналитиков ZO, наша страна до 2018 года точно в топ не вернется.

 

 

Нулевой рост по традиционным медиа, спрогнозированный экспертами ZO, расходится с оценками других аналитиков. Ранее российские эксперты коммуникационного рынка обнародовали более оптимистичные прогнозы: так, Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям АЦ Vi, заявлял, что отечественный телерекламный рынок демонстрировал в первые месяцы 2016 года 20-процентный рост.

"Сейчас мы можем говорить, что первый квартал 2016 года будет плюсовым. Даже если до конца второго квартала на рынке что-то произойдет, то минус сгладит рост первого квартала.", - отмечал Веселов. Рост в первые месяцы года на +3% эксперты отмечали и в сегменте наружной рекламы. Правда, стоит отметить, что столь долгосрочных прогнозов, как ZO, никто из экспертов на российском рынке пока делать не решался.

Опрошенные нами эксперты разошлись в оценках дальнейшего развития рынка: одни считают прогноз экспертов ZO пессимистичным, другие - слишком оптимистичным. Правы ли те или другие покажет время, а следующий прогноз ZenithOptimedia обещает представить в июне 2016 года.

 


 

Андрей Рунов, медиа директор агентства Total View


Сейчас наибольшую устойчивость и лучшую динамику среди офлайн-СМИ демонстрирует ТВ. Мы ожидаем рост ТВ-бюджетов на 3-4%. По прочим медиа наши прогнозы совпадают.

Ключевые факторы, которые определяют ситуацию в нашем бизнесе уже не первый год лежат вне рекламного рынка - это стоимость нефти и политическая обстановка в стране.

 

 

 


 

Александр Шестериков, гендиректор агентства " Медиа Анлимитед"


ТВ (примерно 44% рынка) останется на текущем уровне, т.к. мы не видим изменения в динамике свободных мест по сравнению с прошлым годом. Основным драйвером останется реклама фармпрепаратов, которая продолжит рост за счет вытеснения других категорий. Возможен прирост тематического ТВ, но его доля не велика в общих объемах ТВ-рекламы.

Интернет (32% рынка в РФ, а мире около 50%) скорее всего сохранит тенденцию роста за счет роста именно контекстной рекламы. Но, скорее всего контекстная реклама не может продолжать такой бурный рост, так как ее доля уже достигла высоких показателей. Оцениваем рост контекста примерно в 15%, при падение визуальной рекламы на 7%. В итоге получим прирост на уровне 12%-13%.

Пресса (8% рынка) продолжит падение за счет оттока аудитории в интернет, потери интереса рекламодателей, общей кризисной ситуации. Но темпы падения скорее всего сохранятся. Оцениваем в минус 20%. Наружная реклама (10% рынка) скорее всего также продолжит падение за счет ограничения числа поверхностей, в крупных городах, минус 15%. Радио (5% рынка). Темпы падения сохранятся, минус 15%. Остальная реклама имеет низкие доли в общем рынке.

В итоге рынок в лучшем случае останется на текущем уровне, при перераспределении бюджетов внутри себя. Обычно рост рекламного рынка следует за ростом экономики страны. С текущими цена на энергоносители роста экономики не ожидается, значит и рынок останется на месте.