Иллюстрация Depositphotos

 

Казахстан зачищает медиарынок по примеру России. Поправки к закону «О телерадиовещании» создадут невыносимые условия работы для иностранных вещателей, в том числе российских.

С 1 января операторы не смогут показывать рекламу при ретрансляции иностранных телеканалов, а с 2017 года зарубежные телекомпании будут обязаны открыть свои представительства в Казахстане. При этом вещатели, связанные с госструктурами других стран, должны будут отдать 80% бизнеса местному партнеру. Редактором или директором такой компании не могут быть иностранные граждане. Операторы уже обратились к президенту республики Нурсултану Назарбаеву с просьбой пересмотреть законодательство, пишет «Коммерсант».

В настоящее время российские каналы распространяют свои зарубежные версии через кабельные сети. Среди них — «Россия 24», «Россия К», «РТР-Планета», «Первый канал», НТВ, Russia Today, РЕН ТВ. Представительств у большинства иностранных каналов в Казахстане нет, эфирное вещание для них запрещено. Операторы утверждают, что запрет рекламы уничтожит их бизнес: затраты на удаление рекламы из эфира разорят их, и все равно полностью от нее избавиться не удастся. В результате вещателям придется отключить иностранные телеканалы. Инвестировать в Казахстан в условиях девальвации местной валюты и падения рынка неуместно, считают топ-менеджеры зарубежных компаний.

Для российских телеканалов казахстанский рынок стал крупнейшим за пределами страны после конфликта с Украиной. По данным Vi, в 2014 году рынок телерекламы в Казахстане составил 24,1 млрд тенге (около 5 млрд рублей). Источник в российском медиахолдинге считает, что для россиян все же сделают исключение в законе. Сейчас переговоры о смягчении норм ведет Минкомсвязи.

Во многом аналогичные ограничения вступят в силу и в России. С 1 января 2016 года все российские медиа будут обязаны изменить структуру собственности. Иностранным акционерам необходимо снизить долю до 20%, прямой или косвенный контроль большего пакета запрещен. Если российскому акционеру принадлежит более 80% СМИ, то к компании закон будет применяться с 1 января 2017 года. «Китайские» поправки были приняты на фоне информационной войны с Украиной, чтобы избавиться от инакомыслящих СМИ. Все это привело к массовому исходу иностранных инвесторов: крупнейшие издатели покинули наш рынок либо кардинально перестроили бизнес-процессы.