Креативный директор, пожалуй, самая ответственная должность в рекламном агентстве. От человека, занимающего эту позицию, зависит огромное количество процессов, а профессионалов высокого уровня на рынке не так много, поэтому за ними потенциальные работодатели ведут охоту. Однако, есть на российском рынке одно известное агентство, которое вот уже более года работает вообще без креативного директора.

Это агентство называется Red Keds и на рынке цифрового маркетинга и креатива оно занимает одну из лидирующих позиций в России. Как агентство осталось без креативного директора и как ему жилось этот год, Sostav.ru рассказал Виталий Быков, соучредитель и директор по развитию Red Keds.

- Виталий, расскажите, как и когда лишились креативного директора?

- Давным-давно у нас было целых четыре проектных креативных директора. Тогда у нас в агентстве были отделы, в том числе, отдел копирайтеров и отдел дизайнеров. Копирайтеры и дизайнеры работали под предводительством креативных и арт-директоров над разными проектами и коммуницировали с разными людьми из других отделов – менеджерами, продюсерами, смм-щиками. Главным креативным директором всегда был один из соучредителей Red Keds – Василий Лебедев.

В какой-то момент мы поняли, что требуется наладить процесс работы в компании: превратить креативный хаос в рабочие методы. С тех пор мы «заморочились» на процессах: внедрили командную систему, систему управления проектами и систему постановки задач, канбан.

Изменения происходили постепенно. Сначала решили поэкспериментировать и посмотреть, будет ли успешной командная работа. Когда есть команды, они работают над одним или несколькими проектами в одном и том же составе сотрудников. Оказалось, что так делать проекты получается удобнее и качественнее. Но мы не можем взять больше проектов в команду, даже если один или два человека свободны. Это естественное ограничение, которое нам мешало запустить команды во всем агентстве сразу.

 

 

В конце 2014 года от нас ушел Вася Лебедев – образование и наука ему стали интереснее, и он занялся развитием ИКРы. Но когда мы узнали, что Василий уйдет из компании, мы физически разделили всех сотрудников по командам. Это позволило достичь управляемости компании и самостоятельности команд. По большому счету креативные директора стали рудиментами в этой архитектуре.

- А почему Вы не искали замену? Кто фактически выполнял работу главного ответственного лица за креативное производство?

- Мы заметили, что командная работа прекрасно идет и без поддержки креативного директора. В зависимости от задачи, тот или иной сотрудник в команде брал на себя обязанности креативного директора – чаще всего копирайтер или арт-директор/дизайнер. При этом в креативном процессе участвует вся команда.

Также креативный директор в рекламном агентстве обычно играет роль «продавца»: выступает с презентациями, защищая проект перед клиентом, и является визитной карточкой компании.

У нас же с клиентами общаются соучредители и хорошо подготовленный топ-менеджмент. Опять же, в зависимости от задачи, главным на проекте может оказаться как копирайтер, SMM-специалист или арт-директор, так и менеджер или продюсер. Таким образом, в Red Keds роль продавца играют разные люди.

Тогда кризис только начался, вот мы и решили подождать и пожить без креативного директора.

- В чем плюсы и минусы работы без креативного директора?

- Это зависит от стиля и процесса работы в каждом конкретном агентстве и от его сотрудников. Например, при старой системе работы нам сложно было бы продержаться так долго без креативного директора.

Плюс в том, что мы сэкономили на дорогостоящем сотруднике, но качество производства идей и проектов при этом не пострадало. Организационных сложностей, как я уже отмечал выше, не возникло, но когда все узнали, что Вася покидает Red Keds, поползли слухи о том, что в агентстве дела идут настолько плохо, что даже самые преданные сотрудники бегут от нас, и мы закрываемся. А на самом деле в тот момент текучка у нас была совсем небольшая и даже уменьшилась – это с уходом Васи, естественно, никак не связано.

Некоторые клиенты, услышав, что у нас, у креативного агентства, нет креативного директора, говорили, что из-за этого решили не приглашать нас в тендер.

И, последнее, – стало некому выступать на конференциях, так как Вася представлял агентство на большинстве мероприятий, рассказывая о креативных методиках и проектах Red Keds.

- Собственно, прошел год, и прошел он успешно, почему сейчас приняли решение найти креативного директора?

- Помимо вышеперечисленных трудностей, проблемы возникли на уровне кадров: сотрудникам всегда нужно спросить у кого-нибудь совет, порефлексировать, поговорить по душам, может быть, даже рассказать о личной жизни.

 

Офис Red Keds

 

Сейчас ищем такого директора, который бы соответствовал атмосфере агентства и был связующим звеном и между командами, и между креативными сотрудниками, помогал бы с оценкой креативных идей и занимался бы развитием/обучением копирайтеров и дизайнеров.

- Как идут поиски?

- С кадровыми агентствами мы не работаем. Очень часто мы сталкивались с такой ситуацией: они, по каким-то своим критериям, отбирают людей или отказывают подходящим соискателям, а те, пройдя интервью в кадровом агентстве или получив отказ, в свою очередь, распространяют небылицы о нас, как о работодателе. В этот раз решили действовать через соцсети и знакомства.

После публикации на Facebook и нашем сайте мы получили более 150 резюме от специалистов, и еще немного – от людей, которые к рекламе или креативу совсем отношения не имеют.

Мы осознали, что фактически у нас теперь есть email-база креативных директоров России – если мы захотим что-то сказать всему рекламному сообществу, мы можем это сделать, просто отправив письмо.

Поиск организовали в три этапа:

 

  1. Технический отбор – оценка необходимых навыков, например, таких, как знание английского, владение креативными методиками, наличие предпринимательского опыта и т.д.
  2. Эмоциональный капитал: умение и манера презентовать себя, уверенность в себе, стиль управления командой.
  3. Знакомство с процессами в агентстве.

 

Из ста пятидесяти мы уже отобрали 22 кандидата, которые нам могли бы подойти – все эти специалисты очень разные, с интересным опытом – большие профессионалы.

После скайп-интервью осталось пять кандидатов. С ними мы сейчас встречаемся, знакомим с сотрудниками, рассказываем о работе агентства, смотрим, вписываются ли они в нашу атмосферу и подход работы. Если они согласятся, попробуем сделать с ними тестовые задания.

Резюме приходят до сих пор, но мы уже откладываем их в базу – хотим попробовать поработать с теми, кого уже выбрали. Мы не торопимся, так как находимся в поиске главного креативного директора впервые, и этот выбор очень важен для нас, так что процесс может затянуться даже на несколько месяцев.