Novartis AG, один из крупнейших фармпроизводителей Европы, разочаровал аналитиков. Финансовые результаты компании оказались хуже ожидаемых: годовая выручка снизилась на 5%, квартальная — на 4%. Если бы не курсовые колебания, то Novartis завершил бы 2015-й в плюсе. Помимо укрепления доллара на общих продажах сказались потери офтальмологического подразделения Alcon: в четвертом квартале его выручка упала на 13%. Теперь этот бизнес ждет реструктуризация и смена руководства. После публикации отчетности рыночная стоимость Novartis снизилась на 3,7%.

Квартальная выручка швейцарской фармкомпании составила 12,5 млрд долларов при ожидаемых 12,7 млрд, базовая чистая прибыль — 2,7 млрд долларов вместо прогнозируемых 2,9 млрд. Обычная чистая прибыль сократилась сразу на 57%, с 2,4 млрд до 1 млрд долларов. Подкосило результаты, в частности, прекращение патентной охраны у самого продаваемого препарата — лекарства для лечения рака крови Glivec. В 2015 году оно принесло 4,5 млрд долларов, или 15% общих продаж группы. Из-за появления дженериков Novartis ожидает существенного снижения продаж Glivec. По мнению аналитиков, продажи могут сократиться вдвое.

Глава компании Джозеф Хименес назвал 2015-й переходным годом. Novartis окончательно перестроила портфолио — продала подразделения Idenix, LTS, Eli Lilly и производство вакцин, а также договорилась с GlaxoSmithKline о создании совместного производства безрецептурной продукции. В 2016 году производитель намерен централизовать производство, чтобы снизить издержки.

К 2020 году группа планирует сократить расходы на 1 млрд долларов. Хименес считает, что вывод на рынок новых продуктов позволит им удержать выручку и операционную прибыль на уровне прошлого года. Спасительными новинками должны стать лекарство для сердечников Entresto и препарат для лечения псориаза Cosentyx.

Novartis является одним из крупнейших рекламодателей на российском ТВ. В первом полугодии 2015 года компания даже вышла в лидеры, но по итогам одиннадцати месяцев уступила Reckitt Benckiser, свидетельствуют данные MEC Russia.

Швейцарская фармкомпания входит в TOP-3 по стоимостному объему аптечных продаж в России. В ноябре и декабре Novartis находилась на третьем месте после Sanofi и Bayer, говорится в отчете аналитической компании DSM Group.