Юлия Остроухова

 

За свою карьеру PR-специалисты нередко переходят с клиентской стороны в рекламные агентства, и наоборот. Пиарщики подчеркивают, что это совершенно два разных мира , каждый со своими особенностями и подводными камнями. Мы попросили поделиться подобным опытом Юлию Остроухову, ранее работавшую в РУСАЛе, ВымпелКоме, Абсолют Банке и других не рекламных компаниях, а с недавнего времени занимающую позицию директора по связям с общественностью Havas Creative Group.

Меня часто спрашивают, как мне работается в агентстве после стольких лет работы на стороне клиента. Решила поделиться впечатлениями, пока они не потеряли своей свежести.

Плюсы

1. Более гибкий график. Да, в агентстве тоже есть рабочий график, и в Havas Creative Group рабочий день начинается с 10:00 и заканчивается в 19:00 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00. Так записано в трудовом договоре, и все стараются придерживаться этого графика, ну или почти все +/– 1,5–2 часа такое тоже часто случается . Ключевое правило – предупреди коллег, чтобы тебя не искали. Не могу себе такое представить в банках, где я работала раньше, либо в РУСАЛе, где опоздание на 2 минуты уже каралось выговором и объяснительной. Зато там же в банках в 18:00 офис пустой, всех как ветром сдуло, а иногда в 17:30 начинался массовый выход трудящихся из офиса. В агентстве все зависит от проектов и расписания клиентов. Иногда приходится и задерживаться допоздна, а утром приходить, когда уборщицы только приступают к своей работе. Но все равно отсутствие жесткого тюремного режима – огромный плюс!

2. Деловой стиль в одежде. О да, это еще одно большое преимущество. Поначалу мне было очень непривычно. Я приходила на работу по старинке: в деловых костюмах, строгих юбках и платьях – и выглядела на общем фоне белой вороной. Это длилось недолго. Я быстро переключилась на новый стиль – «больше бардака, больше ада!». Юбки с кроссовками, джинсы всю неделю, полное отсутствие каблуков – это ли не счастье! Конечно, исключение составляют только дни, когда ты встречаешься с клиентами, но и здесь креативному человеку можно нарядиться нестандартно. Вспоминаются обсуждения и попытки убедить руководство в одном из банков внедрить для сотрудников casual-style по пятницам, которые не увенчались успехом.

3. Кругозор без границ. В отличие от работы в одной структуре по одной теме работа в агентстве заставляет всегда тренировать свои мозги и оставаться в тонусе. В течение дня я могу получать задачи по абсолютно разнокалиберным и разносортным темам. Можно по-разному относиться к этому, но я вижу в этом тоже огромный плюс.

Да, мозги не застаиваются, я постоянно что-то читаю: то аналитику по доле продаж бытовой химии в России, то статистику по рождаемости, то статистику по абортам, то открываю для себя новый мир, где постоянно обитают миллионы людей – видео-блоги – другую реальность, целый мир со своими правилами и законами, без понимания которых сегодня ты – отсталый пиарщик. Кроме того, агентская работа дает возможность увидеть больше компаний и больше людей. Погрузиться в разные корпоративные культуры, узнать о работе в той или иной компании. И я понимаю, что работа в одной компании – это глубокое знание предмета, который пиаришь, и индустрии, в которой работаешь, но ты… но ты постоянно пребываешь в одной песочнице: там, где обитают твои коллеги и твое руководство, и за периметр которой ты выходишь нечасто.

4. Отпуск без жестких рамок. В отличие от крупных корпораций и банков, где HR-департамент просит, а иногда жестко требует заранее предоставить график отпусков твоего отдела, в агентстве главное – сообщить не менее чем за 2 недели, чтобы бухгалтерия успела произвести все расчеты по отпускным начислениям и не оставить дорогую меня без оплаты отпуска. Впервые с этим вопросом я осторожно подошла к руководству, проговаривая вслух, что, мол, это не обязательно, чтобы в эти дни, если вдруг я очень нужна… Но я очень удивилась, когда Тара, мой непосредственный руководитель и глава агентства, просто убедилась, что в графике нет жестких наложений, после чего поставила подпись и пожелала хорошо спланировать отдых. Уж не знаю, во всех ли агентствах так, но у нас так.

5. Небольшой коллектив. В нашем агентстве работает около 80 сотрудников. Мы – креатив, и для обеспечения работы над проектами по текущей клиентской базе это количество вполне оптимальное. Что такое 80 человек? Это дружеская семейная атмосфера, это возможность знать каждого коллегу чуть больше чем по фамилии и занимаемой должности. Небольшой коллектив – это день рождения почти каждый день. Это более душевные корпоративы и собрания, где царят юмор, дружеская атмосфера и душевность. В больших корпорациях ты чаще всего сближаешься только с коллегами из своего отдела, иногда бывают и хорошие кросс-функциональные тусовки, но практика показывает, что это, скорее, исключение из правил.

 

Команда Havas Moscow

 

6. На дворе 21-й век. Новые технологии предоставляют возможность работать на удаленке. И если есть необходимость поработать в тишине или подлечиться немного, то вполне можно остаться дома. ИТ обеспечивает всех сотрудников удаленным доступом ко всем необходимым папкам и корпоративной почте. В компаниях с этим сложнее. Конечно, есть ИТ-компании, где такой подход может считаться нормой, но в обычных компаниях из числа наших клиентов или тех, где я работала раньше, удаленный режим работы не приветствуется. Но если у вас нет встреч, то почему бы не поработать из дома?

Пора перейти к минусам

1. Стресс и ломка. Ты должен быть очень стрессоустойчивым, чтобы пойти на работу в агентство. Гибкость и мягкость здесь требуются больше, чем в корпорации. Многое зависит от умения ладить с людьми, коллегами и клиентами. Ты не можешь позволить себе слабину или потерю контроля над своими эмоциями, которые могут стоить агентству потери клиента. Ты постоянно держишь себя в руках. И это очень сложно. Иногда страдают твои домашние, потому что они принимают удар на себя, ведь тебе нужно где-то выпустить пар.

2. Небольшой коллектив. Я отнесла к плюсам немногочисленность коллектива, но есть и большой минус. Входить в такой коллектив сложнее. Здесь уже есть своя устоявшаяся культура, свои традиции, которые нужно понять и принять. Несмотря на свой заслуженный опыт, ты все равно «зелень» в глазах коллег и первое время тебе приходится завоевывать их почтение и уважение. После предыдущих статусных мест работы, заслуг и прочего профессионального нароста на плечах бывали очень неловкие и даже неприятные ситуации, когда мне приходилось ломать себя, идти с поклоном, упрашивать и мягко убеждать. Признаюсь, это сложно.

3. Многопрофильность и многоручность. В агентстве часто приходится заниматься не совсем своим делом. И это нормально. Акционеры не могут себе позволить большой штат ассистентов, секретарш и пиарщиков. Приходится привыкать многое делать самому. Ручками здесь, ручками там. Отсюда, на мой взгляд, теряется качество, допускаются ошибки, присутствуют недоработки. Это я отношу к большому минусу, хотя, безусловно, даже в этом есть плюсы – не обрастаем жиром, находимся в постоянном тонусе!

4. Глубина знаний. Среди плюсов был один про кругозор. Хочется обозначить и другую сторону медали. Нужно поработать с продуктами не один год, чтобы стать действительно профи. Трудно быть экспертом в том, о чем слышишь впервые или имеешь очень поверхностные знания. А тебя просят дать оценку максимально быстро: какие инструменты можно использовать, какая эффективность этого канала коммуникаций, какие топ-3 самых крутых СМИ по теме. И ты используешь ключевой навык, наработанный годами в корпорациях, – ляпай, но ляпай уверенно! Но удовлетворения от этого ты не получаешь, ты понимаешь, что знаний твоих недостаточно, что потребуется не один год, чтобы овладеть всем массивом информации по каждой категории продуктов. Но, возможно, к тому моменту, когда ты им овладеешь, информация уже устареет, устареют инструменты, устареют каналы? 

5. По разные стороны баррикад. Обозначу этот минус как самый тяжкий из всех перечисленных. Как же сложно себя перестраивать после стольких лет работы, регулярно напоминать себе, что я тут не главная, что клиент всегда прав и что он во всем разбирается намного профессиональнее меня. С 2003 по 2014 годы я работала в крупных компаниях, включая РУСАЛ, ВымпелКом (Билайн), Ренессанс Капитал, Абсолют банк и Евразийский банк развития. Я выполняла роль клиента – заказчика. Я руководила и задавала вектор. Все, кто со мной работал, уверена, смогут подтвердить, что я очень требовательная и к своим коллегам, и к подрядчикам. Но времена изменились. Теперь я в новом амплуа и зачастую я чувствую себя не в своей тарелке. Не я, а мне указывают, не я, а меня учат, не под меня, а я пытаюсь подстроиться под клиента. И это невероятно сложно.

6. Возраст. Мне кажется, что в агентство нужно приходить молодым, нужно здесь расти и созревать профессионально. Когда наоборот, то создается ощущение, что ты идешь против течения или ты попал в какую-то другую струю и тебе нужно начинать все сначала. И здесь все зависит от тебя самого, от твоей гибкости и способности к адаптации к новым условиям. Наверное, я не Огилви и не Сегела. А может, я просто еще зрею?