В мае 2013 года покойный ныне Илья Сегалович представил поисковый интерфейс Яндекса «Острова». Это был не косметический тюнинг выдачи, а целая новая концепция. «Острова» должны были позволять пользователю решать свои задачи прямо в результатах поиска - заказывать такси, покупать билеты, записываться к врачам и парикмахерам. Перспективное направление, интерес к которому проявлял даже основной конкурент на российском рынке - Google. Однако к настоящему моменту проект «Острова» фактически заморожен. Почему - разбирались специалисты компании Ашманов и Партнеры.

«Острова» по сути представляли собой расширенные интерактивные сниппеты. Важнейшей частью концепции было обновление в реальном времени информации, связанной с сайтами - если, например, на что-то менялась цена, пользователь мог увидеть новую стоимость товара сразу, не дожидаясь традиционного обновления индекса. Актуальным было число свободных мест в гостинице и другие нужные для принятия решения данные.

Чтобы сайт получил в выдаче свой «Остров», вебмастер должен был применить к нему описанную в инструкциях Яндекса разметку и подать результат этой работы на ручную модерацию. Однако в выдачу попали бы не все «Острова», а только признанные Яндексом самыми правильными и полезными.

В мае 2014 года Яндекс дважды пытался запустить обновленный поисковый интерфейс с «Островами» и дважды испытывал серьёзные технические проблемы. Спустя год вебмастера заметили исчезновение инструментов и документации, связанных с «Островами». Комментируя этот факт, представитель Яндекса заявил, что «компания не отказывается от концепции интерактивных ответов», «продолжает развивать инструменты» и «через некоторое время расскажет подробности».

«Острова» очевидно стоили Яндексу немалых ресурсов для своей реализации и были важны для него на уровне концепции. Возможность получать ответы и решать пользовательские задачи прямо в поисковой выдаче - одно из главных направлений эволюции поиска в Интернете. Так почему заморожены «Острова» и в каком виде Яндекс вернется к этой идее? Мы предполагаем три основных причины неудачи «Островов»:

Сложность работы с ними, повышенная ресурсоёмкость. Создание «Острова» требовало дополнительной работы с сайтом либо оплаты такой работы стороннему подрядчику. Представители Яндекса сообщали, что на онлайн-демонстрацию нового интерфейса записалось 67 тыс. человек, к январю 2014 года прошли модерацию 200 «островов» и еще 500 стояли в очереди на неё. Согласно предварительному прогнозу Яндекса из этих пятисот модерацию прошли бы около 30%.

Непредсказуемость результата. Не все находили эти вложения оправданными - созданный «Остров» мог быть отвергнут модерацией. И даже если модерацию проходил, он мог оказаться в выдаче свёрнутым - в развёрнутом виде интерактивные сниппеты отображались у одного-двух первых сайтов в результатах поиска, а у следующих были видны только после нажатия на соответствующую кнопку.

Яндекс отдельно подчеркнул, что непосредственного влияния на ранжирование в выдаче наличие или отсутствие «Острова» у сайта оказывать не будет. В долгосрочной перспективе может проявиться корелляция, так как качественный интерактивный сниппет улучшит для сайта поведенческие факторы. Вебмастеров такой прогноз не слишком вдохновлял.

Неподготовленность рынка к новой системе работы. Большинство оптимизаторов и их клиентов до сих пор работают по привычным схемам — задачей оптимизатора является привлечение на сайт поискового трафика по целевым запросам, а иногда даже позиции в выдаче по ним. «Острова» требуют разработки новых схем сотрудничества, учёта при оценке эффективности продвижения взаимодействия пользователей с интерактивным сниппетом. Многие владельцы сайтов беспокоились, что «Остров» помешает сайту получать переходы из поиска.

 

Презентация "Островов" с Ильей Сегаловичем

 

У участников рынка возникали и другие претензии к «Островам». Отмечалось, что новый интерфейс резко обостряет конкуренцию за пользовательское внимание. Интерактивные блоки занимают много места, поэтому на «первом экране» выдачи - области, видимой без прокрутки и привлекающей больше всего внимания - стали помещаться всего 1-2 поисковых результата.

Впрочем, представитель Яндекса уточнил, что «проведение транзакции непосредственно на странице результатов поиска не является приоритетом для нас. Это подходит для простых рутинных операций, когда пользователь хорошо понимает поставщика, с которым имеет дело. Например, регистрация на рейс, заказ такси, трекинг посылки». Такой подход делал «Острова» актуальными для довольно небольшого количества типов сайтов.

Крупные компании с хорошо известными брендами в островах оказывались обезличены - успевший заслужить доверие пользователей магазин, например, Ozon.ru, в виде «Острова» почти ничем не отличался от любого другого магазина (кроме крошечного логотипа в верхнем углу сниппета).

Все эти сложности понятны и предсказуемы, они вряд ли могли служить причиной заморозки «Островов». Это затратный и важный проект для Яндекса, только видимые постороннему стадии его развития растянулись на два года. На более чем 10 использованных в новом интерфейсе решений Яндекс подал патетные заявки. Странным кажется и молчаливое вычищение информации об «Островах» с информационных ресурсов Яндекса для вебмастеров.

Что же будет дальше с «Островами»? Через несколько месяцев после их анонса менеджер проекта Олег Левчук упомянул, что не исключено создание на их основе платных продуктов. Возможным признавали сотрудники Яндекса и использование интерактивных сниппетов в объявлениях «Директа». Учитывая возросшую активность Яндекса в продаже своих рекламных продуктов, нельзя исключать возрождение «Островов» в качестве платного рекламного инструментария. В этом случае процесс их создания может стать для владельцев сайтов менее затратным и более предсказуемым, а качество интерактивных ответов повысится.

 

Игорь Ашманов (слева) и гендиректор Яндекса Аркадий Волож
Фото РИА Новости

 

Игорь Ашманов, генеральный директор «Ашманов и Партнеры»

Трудно сказать, почему “Острова” не заработали, поскольку мы не видим данных об активности пользователей и вебмастеров, которые есть у сотрудников Яндекса. Возможно, пользователи не понимали новый интерфейс, возможно, веб-мастера не проявляли достаточной активности.

Что касается интерактивности поиска, следующая волна нововведений (не обязательно у Яндекса) будет на мобильниках, где экономия места и нажатий кнопок очень важна. Вот там выдача активного виджета вместо пассивного сниппета может быть очень эффективной. И там уже половина всего трафика, по крайней мере в Азии.