О заимствовании идей в дизайне и брендинге в последнее время мы писали довольно часто: на рынке то и дело появляются работы, в которых профессиональное сообщество отмечало копирование идеи или ёе элементов. Однако, очередной подобный кейс заставил редакцию Sostav.ru задуматься о том, что за штучным копированием дизайна стоят более серьезные проблемы: "китаизация" рынка и юридическая неграмотность авторов.

История, которую мы сегодня вам расскажем, - это совершенно новое слово в креативном "воровстве". Она демонстрирует не только уязвимость позиции авторов креативных концепций, но и то, как новые технологии (в том числе и такие полезные для рыночной среды, как Kickstarter) помогают мошенникам собирать деньги за счет чужих идей на несуществующие в реальности продукты.

Однако, всё по порядку. Российская компания BioFoodLab, которая занимается разработкой натуральных снэков, выпускает орехово-фруктовые батончики Bite с 2012 года. Целевая аудитория бренда - люди, которые ведут активный образ жизни и следят за своим здоровьем. Стоимость батончика - от 90 рублей. Bite доступен в крупнейших розничных сетях России: супермаркетах "Азбука Вкуса", "Перекрёсток", "Магнит" и "Бахетле".

Продукт активно экспортируется в разные страны мира, включая СНГ, Канаду, Кувейт, ОАЭ. В 2015 году продажи Bite стартовали на онлайн-площадке в Китае Tmall.com, а в ближайшее время батончики под этой маркой появятся на полках в Европе.

Дизайн упаковки продукта BioFoodLab и его название разработала сербская команда Peter Gregson Studio, которая не раз работала с российскими клиентами и компанией Coca-Cola. Эти же специалисты позже создавали оформление для лимитированной линейки Bite Taste of Russia.

 

 

Недавно компания BioFoodLab обнаружила, что на известной краудфандинговой платформе Kickstarter предприниматель по имени Степан Кучейнюк собирает средства на производство энергетических батончиков MEGA BITE - фактически копии продукта Bite. Стартапер позаимствовал у него название, логотип, дизайн упаковки и даже шрифт.

 

 

Степан Кучейник - молодой бизнесмен, который в 20 лет перебрался из Украины в США. Спустя 8 лет Степан выучил английский язык, который давался ему с большим трудом, обзавелся семьей и домиком неподалеку от Детройта. В своей биографии на Kickstarter мужчина пишет: "Я хочу вас заверить, что вы не будете разочарованы ни в одном из моих проектов".

По словам генерального директора BioFoodLab Елены Шифриной, после неожиданной находки на Kickstarter, первая реакция команды была написать в администрацию портала и сообщить о подделке. "Но в компании не привыкли жаловаться и доводить дело до судебных процессов, - отмечает Шифрина. - Мы с командой подошли к вопросу с другой стороны и подготовили открытый ответ Степану, в котором выразила своё сожаление, что ему не удалось собрать необходимую сумму, и поделились дополнительными идеями.

 

 

Ролик размещен на канале компании на Youtube и в группах в соцсетях. «Мы молодая компания, и быть находчивыми – одна из наших ключевых ценностей. В любой ситуации мы ищем положительные стороны и способы, как их можно использовать на благо нашего общего дела», - добавила Елена Шифрина.

Представители компании BioFoodLab пытались связаться со Степаном Кучейником, однако он не вышел на связь. На запрос Sostav.ru предприниматель также не ответил.

По словам генерального директора BioFood Lab, компания была бы готова предпринять серьезные меры в отношении стартапера в случае, если бы батончик MEGA BITE поступил в продажу. "Все наши графические элементы и названия зарегистрированы, - говорит Шифрина. - Если бы мы заметили продукт-двойник уже на полках, то решение вопроса проводилось бы на другом уровне".

Традиционно, мы попросили известных специалистов на рынке дать оценку на предмет наличия заимствования. Но на этот раз попросили их посмотреть на проблему шире - в чем причина столь частных примеров копирования потребительского дизайна на отечественном рынке.

 

Алексей Фадеев, креативный директор агентства  Depot WPF


В конкретном случае, это скорее вопрос «воровства», чем сходства. С подобными делами следует разбираться соответствующим органам. Наши китайские товарищи здорово преуспели в этом деле. Вспомните, рынки 90-х годов были переполнены такими товарами, как, например, «abidas» (абидас). За это даже не стыдно. Говоря о текущей ситуации, допускаю, что стоит вопрос обыкновенной денежной наживы. Более того, непонятно откуда у этих людей деньги на дизайнеров, если это краудфандинг. В этом контексте мне более интересен другой продукт - бренд «Вот он!» компании OOO «Диво», г. Коломна. Неудачно сворованный очень известный английский бренд «Little dish». В таких случаях хочется сказать: «Погодите воровать! Если это пошло в Англии, совсем не факт, что это пойдет в России».

Тема стара как мир! В девяностых годах на тогда еще пиратском Российском рынке появились немецкие консервы «Из бабушкиного погребка». На Лионозово их перерисовали точь-в-точь: появились одноименные огурчики и помидорчики, а потом все тот же дизайн стал называться «Домик в деревне» и реинкарнировался в виде молока. Что объясняет, откуда у «домика» взялась такая нерусская бабушка. Но это дело давно минувших дней, и «Домик в деревне» живет уже своей собственной жизнью. Но, на моей памяти, это единственный случай успешной и долгой жизни бренда, созданного сомнительным образом. Исходя из факторов, что рынки очень не похожи и подобных успешных стартов я не припомню... Не думаю, что это окажет хоть какое-то влияние на индустрию брендинга.

 

 

Дмитрий Перышков, креативный директор агентства DDVB


Китайский "опять" у нас никто не отменял пока. И причин много: это и юридическая необразованность предпринимателей, и действительно желание выехать на успехе других, иногда это могут быть и происки конкурентов, бывает, просто мысли шли параллельно... Но так или иначе, надо к этому относиться спокойно.

Если есть претензии у владельцев бренда, то спокойно предпринимать юридические шаги, а там и досудебные договоренности, и судебные. Мы живем в правовом поле, и пользоваться законами о интеллектуальной собственности надо уметь.

 

 

Андрей Надворский, креативный директор Runway Branding


С падением железного занавеса образовалась целая группа пиратов-предпринимателей, которые пытались срубить денег на копировании 1-в-1 иностранных разработок и брендов - особенно тех из них, которые были коммерчески успешны в своих странах, и, при этом, абсолютно не известны у нас. Эти "дельцы", пользуясь несовершенством нашей патентной системы, совершенно легально регистрировали бренды и дизайн точь-в-точь по России, заводили на них интернет-площадки, даже выпускали товар... И сидели-ждали, когда, наконец, раскрученный иностранный бренд от международной корпорации дойдет до нашей страны.

Когда настоящий бренд пытался выйти на Россию, "пираты" выставляли свои счета корпорациям - и те шли на оплату подобных сделок, чтобы не терять времени (например, Pepsi и бренд SoBe). В данном конкретном случае у этого парня вряд-ли что-то получится - особенно если БиоФудЛаб провела международную регистрацию названия и дизайна.

 

Китайцы действительно преуспели в копировании дизайна самых разных брендов, начиная с одежды и заканчивая автомобилями. Однако, есть и более конкретный пример, который, по иронии судьбы, вновь касается батончика Bite. В 2014 году на выставке в Гон-Конге была замечена копия продукта, о чем BioFoodLab также сообщили сразу на своих страницах в социальных сетях, чтобы покупатели были внимательны.

Вот так выглядела китайская копия Bite

 

Подводя итог вышесказанному, необходимо констатировать, что правовому нигилизму в брендинге можно противопоставить только правовую грамотность: пострадавшей стороне, уверенной в собственной правоте, необходимо сразу же консультироваться с юристами и отстаивать свою позицию в суде.