Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, предусматривающий запрет на размещение рекламы в эфире платных (кабельно-спутниковых или неэфирных) телеканалов. Изменения, внесенные в статью 14 ФЗ «О рекламе», вступят в силу с 2015 года.

Комитет Госдумы по экономической политике тайно собрался вечером в четверг и рассмотрел скандальные поправки, чтобы экстренно принять их сегодня, в последний день весенней сессии. Хотя ранее сообщалось о том, что рассмотрение трех законопроектов (помимо запрета рекламы на платных каналах это возврат рекламы пива в СМИ и отмена порога доминирования для селлеров в 35%) перенесено на осень.

Целью запрета размещать рекламу на платных телеканалах, предложенного депутатом Игорем Зотовым, является выравнивание экономических условий для вещателей, а также соблюдение прав потребителей. Сейчас большинство неэфирных каналов помимо абонентской платы получают рекламные доходы.

Согласно внесенным поправкам, рекламный запрет должен распространиться на все телеканалы, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе или с применением декодирующих технических устройств, т.е. включая те, которые распространяются через базовые пакеты операторов ТВ – например, такие крупные игроки, как РБК ТВ, RU TV и Discovery Channel.

Основные представители сегмента считают формулировку «платные телеканалы» спорной. В частности, РБК ТВ уже обратился в Госдуму за разъяснением этой формулировки. «Пока нам дают понять, что это нас не касается, поэтому никаких изменений, в том числе в отношении с рекламодателями, мы не ожидаем. Но проблему изучаем. И нам кажется, что эти поправки противоречат законодательству. Мы обратились в Госдуму за разъяснением того, что законодатели вкладывают в понятие платные телеканалы, а также с просьбой включить нас в экспертную группу», – сказал Sostav.ru генеральный директор РБК ТВ Александр Любимов.

Телеканал RU.TV не относит себя к числу платных, несмотря на то, что распространяется через кабельно-спутниковые сети, заявили Sostav.ru в пресс-службе.

«С закрытием платных телеканалов, которое может последовать вслед за принятыми поправками к закону «О рекламе», рекламодатели теряют доступ к аудитории с высокой потребительской активностью, поскольку именно она покупает для себя контент самостоятельно. Для каналов, которые производят телевизионный продукт на весь мир (такие как Discovery), и в России происходит лишь их локализация, потери будут не так ощутимы, как для тех, кто вынужден оплачивать программинг на местах.

В рекламе на платных телеканалах в большей степени заинтересованы рекламодатели дорогих товаров и услуг - автомобили, финансовые услуги или товары категории luxury. Также большой интерес проявляют те, кому нужна узкая аудитория с конкретными интересами», - комментирует генеральный директор агентства Arena Magic Box (АДВ) Руслан Самаев.

Немаловажным является факт, что подрядчики мотивируют рекламодателей дополнительными скидками на федеральном ТВ за использование интернета, платных каналов, радио и т.д. С запретом рекламы на таких каналах уменьшатся и возможности по оптимизации цены. Если их не будет, сделки в целом подорожают, добавляет г-н Самаев. 

Реклама на кабельно-спутниковых каналах имеет скромную долю в денежном объеме всего рекламного рынка (1.23%) и рекламных бюджетов телевидения (2.58%). Все неэфирные каналы, которые попадают под запрет, заработали на рекламе в 2013 году, согласно данным АКАР, 4 млрд. рублей, в то время как эфирные – 152,2 млрд. рублей.

Объем и динамика медиарекламных бюджетов в сегменте кабельно-спутникового ТВ в России в 2006 – 2013 гг., млн. руб. без НДС. Источник: АКАР

Читать также 

Госдума вернула рекламу пива на стадионы и в СМИ