Павел Щелконогов

Российские социальные сети начали появляться следом за самыми популярными зарубежными – то есть за Facebook и LiveJournal. Связано все это было отнюдь не с тем, что нам, как всегда, хотелось сделать что-то свое. Причина банальна и корни ее растут глубоко: как и во многих других случаях, все уперлось в элементарное незнание иностранного языка или отсутствие русского интерфейса.

Эту ситуацию можно воспринимать кому как больше нравится, но факт остается фактом. Именно она сначала стала барьером, а затем и прямой предпосылкой к созданию российских социальных сетей. Но давайте разберемся по порядку и классифицируем существовавшие тогда социальные медиа, из которых уже вытекли наши SM-площадки со своими структурами, стилистикой и целевыми аудиториями.

 

Заморский LiveJournal или деревянный ЖЖ

О существовании блог-платформ и онлайн-дневников российская аудитория услышала еще в конце двадцатого века вместе с появлением LiveJournal в просторах всемирной паутины, но познакомиться поближе и узнать что это такое и с чем эту запрещенку едят удалось значительно позже. Конечно, сваливать все на незнание английского языка нельзя.

Расширению количества подписчиков препятствовала и система регистрации по приглашениям, которые никто не торопился отправлять даже продвинутым российским интернет-пользователям, хотя некоторым из них посчастливилось попасть внутрь и сформировать первую русскоязычную тусовку. Ждать упрощенной системы регистрации и появления интерфейса на русском языке пришлось долго, но в рунете нашли выход из ситуации.

Спустя три года после запуска LiveJournal в интернете появился российский аналог - Diary.ru от создателей yuga.ru, которые и стали первыми блогерами и комментаторами на этой площадке. Сервис приобрел популярность не только в кругу своих создателей, но и отлично зашел среди блогеров сети. Diary.ru сразу обладал множеством услуг и бонусов современных социальных сетей, таких как выделенный сервер, управление подписками, блокнот, url-адрес и даже аватары, которых можно было загрузить целых 168 штук! Но ни одним больше. Правда все эти плюсы были платными. Сеть так и не обросла миллионами подписчиков, зато верная кучка блогеров-староверов продолжает  и по сегодняшний день радовать друг друга постами на просторах Diary.ru.

Еще год спустя в России появилась вторая социальная сеть, которая не только стала аналогом LiveJournal, но и прямым конкурентом Diary.ru. Интернет-портал LiveInternet.ru, более известный как просто ЛиРу, он же – Лирушечка. Принцип тот же самый, только больше бесплатных удобств. Сегодня ЛиРу продолжает свою работу и согласно их же статистике, каждый месяц сайт посещает около 21 миллиона пользователей. Широко известный факт – халява притягивает людей. Ну и качество медиа-площадки, конечно же…

Адаптация блог-платформы, создание российских аналогов и сервисов лежит на поверхности, но если копнуть глубже, можно найти главную отличительную черту, которая зародилась уже в русскоязычной части Живого Журнала, а в дальнейшем получила развитие и на других соцмедийных площадках – образование интернет-жаргона.

Одним из первых случаев подобных преобразований стало такое явление как «Албанский язык» и создание «Словаря падонкаф», корни которого растут еще из персональных standalone блогов типа udaff.com и voffka.com, сети фидонет, эхоконференций TYT.BCE.HACPEM и Ru.punk.rock.

Само понятие «Албанский язык» получило распространение после того, как американский пользователь scottishtiger возмутился, почему в LiveJournal кто-то пишет на «непонятном ему (русском) языке, и, вообще, что это за язык», а пользователь maxxximus назвал комментарии, написанные на русском, албанским языком. Следом за роковой ошибки в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб «Уроки албанского», который «помог» американцу выучить русский язык.

За несколько дней пользователь получил тысячи комментариев с «уроками албанского»: пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост на русском языке о том, что он уже выучил албанский язык. В конце концов scottishtiger так и сделал, а «Албанский язык» получил дальнейшее развитие в рунете и обзавелся собственными орфографическими отличиями и словарем. «Албанский» породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мем «превед». Изобретение жаргона подхватили массы и, конечно же, йазык падонкаф не остался жить в пределах глобальной паутины, а интегрировался в устную речь многих россиян.

Отличия «йазыка падонкаф»:

- Употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и, е и я, цц или ц вместо тс, тьс, дс, также жы и шы, чя и щя вместо жи и ши, ча и ща, щ вместо сч и наоборот, йа, йо, йу вместо начальных я, ё, ю, взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff);
Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу);

Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай), а также твёрдых и мягких (например, медвед);
Помимо этого, «язык падонкафф» включает специфическую лексику — обычно общелитературные слова, которым приписаны особые значения (жаргон в собственном смысле слова): само слово падонак, а также выражения вроде жжош, аффтар, выпей йаду, аццки и т. п.

Facebook

Популяризация Facebook в России прошла примерно по тому же пути, что и LiveJournal. Нет, конечно к 2004 году жители нашей страны подучили английский язык, кому-то он стал необходим в бизнесе, кто-то просто так, для общего развития, чтобы было удобнее путешествовать, да и просто подросло новое поколение, чьи родители понимали, что одним нашим деревянным в этой жизни не обойдешься. Все же таких было не очень много и пришлось снова выкручиваться из ситуации.

Пока Facebook пускал корни по всему миру, а команда Марка Цукерберга переводила необходимый минимум слов для русификации интерфейса, в том числе названия социальной сети с английского Facebook на русское «Фейсбук» (чем, кстати, вызвала волну недовольства и троллинга среди русскоязычных пользователей NnoozeEy3pY.jpg), наши компьютерные гении время зря не теряли. В 2006 Альберт Попков открыл проект Одноклассники, а следом за ним и Павел Дуров запустил свою социальную сеть ВКонтакте. История повторяется: две конкурирующие социальные сети, но с разными целевыми аудиториями и особенностями. Но если размышлять в ключе: «Одна социальная сеть – хорошо, а две – еще лучше», то можно задуматься, так ли это и зачем вообще нужны две.

Кстати, что касается отличий, например, дизайна. Если Одноклассники пошли своим путем и разработали пускай не самый модный интерфейс, но зато отличающийся от интерфейса других социальных сетей, то создателей сети ВКонтакте неоднократно уличали в плагиате. Страница текущей версии ВК (да и некоторые элементы предыдущих, например, стена, которую Павел Дуров позаимствовал у третьей версии дизайна Facebook) не сильно отличается от профилей Facebook 2006 года.

Создание интернет-жаргонов не ограничилось одним ЖЖ. Подобные преобразования русского языка происходят практически во всех социальных сетях, которые так или иначе связаны с общением и обменом текстовой информацией, в процессе которых вытекают новые слова и устойчивые выражения, а отличия виртуальных сленгов преимущественно зависят от специфики площадок и их пользователей.

В первую очередь публикации в Facebook являются элементом общения с другими пользователями и ареной для самовыражения, отчасти именно поэтому посты одновременно выглядят как индивидуальные и социальные высказывания. Как следствие за их счет пользователи норовят выделиться как минимум на подсознательном уровне, выражая свое мнение с использованием многообразных средств интеллектуального и эмоционального воздействия.

Слова типа красавчег, ахтысцуконах, в рот мне ноги, зайчег и прочие, встречаются намного реже, чем в ЖЖ или Лепре. Следом за LiveJournal Facebook также оказал определенное влияние на лексику современного русского языка, преимущественно «это» проявилось в обильном использовании заимствованных слов, таких, как «лайк», «забанить», «френд», «зафрендить», «троллить», «репост» и других, а также в намеренной тавтологии типа «адский ад». В общем, форма интернет-жаргона в Facebook наименее девиантна относительно принятых норм русского языка.

Отличия Facebook-сленга:

- В целом это грамотный текст, в котором часто встречаются нарочитые искажения письменного облика слов;
- Лексика «Албанского языка» преимущественно используется для выражения иронического отношения автора к описываемым персонажам;
- Используется чрезмерная экспрессия и эмоциональность выраженная в НАПИСАНИИ ТЕКСТОВ КЭПСЛОКОМ;
- Присутствует намеренная тавтология;
- Преобладает дисфемизация, обилие ненормативной, деструктивной лексики, и преобладание открытой «полярной» оценки (прекрасно, отвратительно, охуели, суки и т. д.).

А задумывался ли кто-то от чего зависит выбор социальной сети и вообще о выборе социальных сетей? Нет, ну правда, типа как купить BMW или Mercedes-Benz или скорее сюда подойдет сравнение, как съесть бутерброд с паштетом, докторской колбасой или закинуться чипсами, ну или в случае ЖЖ отведать пасту по итальянскому рецепту, но с разваренными русскими макарошками.

Несмотря на то, что многие пользователи рунета имеют аккаунты и в социальной сети VKontakte, и в Facebook одновременно, сравнив две страницы одного человека, может создаться ощущение, что ведут их два разных человека. Различия могут быть заметны и в визуальном оформлении страницы, и в публикуемом контенте, и особенно в стиле общения. Если в Facebook они ведут себя псевдоинтеллектуально за счет того, что в друзьях можно обнаружить родственников, коллег или, например, начальника, то эти же люди не обязывают себя ограничениями при общении ВКонтакте, ведь в списке друзей – «вся туса со двора».

В Facebook не принято делиться новостями бренда, засоряя ленту друзей, родных и коллег. В своих лентах пользователи преимущественно обсуждают бизнес-новости, социально-политические вопросы, вступают в дискуссии друг с другом, в отличие от бессмысленного потребления попкорн-контента. В своей основной массе пользователи приходят сюда читать новости и оставлять посты с комментариями, потому что местный пользовательский интерфейс больше приспособлен для этого и позволяет это делать.

Если особо не углубляться, можно просто отметить, Facebook – это диджитальная версия человека, его электронный паспорт, который открывает двери множества ресурсов без регистрации и делает жизнь в онлайне более простой и удобной. В Facebook люди в основном выставляют себя на показ и скрывают свои возможные недостатки.

VK

Пользователи ВКонтакте воспринимают свою социальную сеть как Facebook, но только для буйных, и не стесняются в ней ничего: можно засорять ленту репостами новостей бренда, шуточными  мемами и не стесняться собственного музыкального вкуса, другими словами – GUILTY PLEASURES. Ведь многие пользователи ВК не ассоциируют свой аккаунт с собственной идентичностью, воспринимая онлайн-профиль и площадку в целом как entertainment-платформу.

ВКонтакте – это своего рода readfast – мало текста, есть картинка, посмотрели, посмеялись и листаем дальше. Прикрепили нелегальный мультимедийный контент – заработали бездумные лайки, комментарии и репосты. Что еще нужно для соцмедийного счастья?

ОК – заповедник искренности

С Одноклассниками история совершенно другая. Пользователи ОК – аудитория по-настоящему уникальная, это те люди, которые каждый день появляются  в сети и тем не менее твердят, что они не пользуются Интернетом или умышленно ограничивают свое присутствие в глобальной паутине. Контент, которым делятся «одноклассники» на своих страницах практически не политизирован, но в связи с последними событиями на мировой арене пользователи все чаще употребляют фразы типа «Крым наш!», «няш-мяш», «Барак Кровавый», и прочие провокационные словосочетания.

Конечно, в современных социальных сетях контент формируется не только из постов пользователей, но и из рекламы, которой в ОК не так уж много. Объясняется это тем, что ОК – это способ отвергнуть ортодоксальный метод потребления контента.

Творчество «одноклассников» обрастает шутками и легендами, контент «в стиле ОК» возглавляет списки самых абсурдных работ интернета. Но пока одни смеются над коврами, левитирующими котиками, букетами роз в бриллиантах и провинциальными а-ля гангста поцантре с пистолетами и пачками сторублевых купюр в руках, другие находят в этом творчестве реальный потенциал.

Так всемирно известный дизайнер Карим Рашид ознакомился с UGA-контентом (User Generated Art) и нашел в нем потенциал настоящего искусства, который так долго никто не видел. Совместная работа Карима и ОК породила новый дизайн главной страницы, который включает в себя «живые» изображения, появляющиеся на главной странице и сменяющие друг друга. только не переживайте, святая святых – сам сайт, включая логотип и дизайн интерфейса, – останутся нетронутыми. Так что можно надрывать животы дальше.

 

 

Карим Рашид о коллаборации с OK.RU:
Разработка дизайна для «Одноклассников» – это сплав органической и чисто геометрической графической визуализации, технологии и социального поведения, мотивирующих вовлеченность людей. Более мягкие, дружелюбные, цифропопулярные органические формы передают осязаемость и выражают мощный визуальный комфорт и удовольствие. Я хочу, чтобы в наш цифровой информационный век мы стремились к «всемирной деревне», создавая всеобъемлющее чувство благоденствия в этом тысячелетии.  Дизайн играет важную роль в углублении этой реальности. Он способен обеспечить и поддержать наше удовольствие от жизни,  напрямую насытить опытом с энергией и образом времени. Отсутствие официальных рамок также позволяет нам отбросить ненужный фасад дресс-кодов, ритуалов, традиций и формальностей. Мир становится все более искушенным с визуальной и информационной точек зрения. Энергия и время гипертрофированны, потребители нуждаются в непрерывном стимулировании, эмоциональном возбуждении от своего физического и цифрового окружения. Таковы издержки цифрового века, и поэтому я разработал все эти новые формы и новую графику для Одноклассников».

 

ОК – это такой не совсем обычный мир. По сравнению с пользователями Facebook «одноклассники» менее модные и социально активные, а если сравнивать их с подписчиками из ВКонтакте… В общем, люди в ОК просто «добрые». Среди пользователей VK ходят шутки, которыми обрастают одноклассники, некоторые пользователи даже создают паблики, где высмеивают контент, call to action «Ставь Класс» и стиль общения пользователей, в котором порой зашкаливает уровень няшек и уменьшительно-ласкательных оборотов, например, паблик «Филиал Одноклассников».

YouTube

Если рассмотреть любую социальную сеть, тренд или новшество, которые приходят в Россию из других стран – здесь они непременно претерпевают изменения, проходят адаптацию и получают свои особенности. Как ни странно, с YouTube в России все происходит ровно также, как и во всем мире. Российские пользователи следуют мировым трендам: выкладывают let’s play video, активно занимаются стримингом, ведут видео блоги, быстро подхватывают прочие актуальные форматы и, конечно же, создают платформы-аналоги такие, как основной поставщик контента Газпром-медиа и по совместительству главная свалка отечественных UGC-роликов – rutube.ru, стриминговый сервис с большим количеством отечественного amateur porn – smotri.com, а также каналы с авторским контентом типа CarambaTV и «Спасибо» Ева!, которые в меру своих возможностей создают качественный видео контент и стараются вывести его на новый уровень.

Coub

Пожалуй, одним из по-настоящему весомых достижений российских разработчиков в мире диджитала можно назвать платформу Сoub – ведь это не аналог, не адаптация, а просто хорошая идея двух парней, ставшая виртуальной реальностью. Возможность создавать UGC-контент, состоящий из симбиоза gif, видео и аудио привлекла аудиторию со всего мира, а после того, как площадка стала достаточно популярной, туда пришли и бренды.

С момента создания платформы (2012 год) количество уникальных пользователей стремительно росло, в декабре 2013 года количество посетителей сайта составило 28 миллионов пользователей, еще через год (февраль 2014 года) месячная посещаемость сервиса увеличилась до 45 миллионов уникальных пользователей, в то время как количество просматриваемых “кубов” выросло до 320 миллионов в месяц.

Правда, согласно данным comScore к 2015 году рост уникальных пользователей сократился на 88.2%, и теперь кроме российских пользователей сервис оказался больше никому не нужен – 49.67% трафика приходит из России, остальные 51.33% процента раскиданы по странам всего мира в ничтожном соотношении.

 

 

Twitter ft Instagram

Не стоит забывать и про узкопрофильные платформы, такие как Twitter и Instagam. Если формат «фото» понятен всем и знание английского языка здесь абсолютно не нужно (создатели Instagram даже для четырех кнопок нарисовали иконки, символизирующие определенные функции, вместо слов, чтобы не перегружать серое вещество пользователей), то Twitter некоторое время не мог найти отклика среди российских пользователей.

Переломный момент настал вместе с протестными движениями на Болотной площади, когда люди поняли, им есть, что сказать и где, чтобы быть услышанными, Twitter получил особый приток инстантблоггеров и читателей среди взрослой аудитории. На этом популяризация Twitter в России не остановилось, во время волнений на Майдане месячное количество пользователей сети в России достигало рекордных отметок – больше 12 миллионов человек.

Правда, продолжалась эта феерия не долго, к сентябрю 2014 года число обитателей Twitter сократилось практически до четырех миллионов российских пользователей. Вполне возможно, в ближайшем времени сеть снова оживет благодаря падению рубля и моментальным обсуждениям текущей экономической ситуации в России.

 

 

Такие платформы никогда не идут в разрез с социальными сетями или блог-платформами, даже наоборот, они только делают суммарный контент пользователей богаче и разностороннее. Ведь разве могут чипсы перебить аппетит и помешать съесть шампур отменного шашлыка?

Кстати, что касается особенностей Instagram для российских пользователей: у русского языка есть преимущество, которое позволяет таргетировать коммуникацию на русскоговорящих пользователей по нескольким символам, чего нельзя сделать по отношению к европейцам или американцам.

Выводы

Ясно одно – все социальные сети разные и каждая из них носит свой характер, нацелена на определенную аудиторию и методы воздействия на своих пользователей, на специальные виды коммуникаций и потребления контента, в том числе и рекламного. Безусловно, это значит, что в каждой социальной сети будут преобладать разные слои людей. Правда, среди пользователей социальных сетей находятся  и те, кто хочет охватить все и сразу: и посмеяться над глупыми шутками VK, и обсудить социально-политические проблемы современности в FB, и излить душу «добрым» людям в ОК.

 

Автор: Павел Щелконогов , Hungry Boys