Медиа-Коммуникационный Союз известен своей нелюбовью к иностранным инвесторам. Именно эта организация разработала правила для онлайн-кинотеатров, которые хотят работать в России.

МКС выступает за равные условия для всех игроков. Например, его представители выражали недовольство тем, что американский сервис Netflix не имеет представительства в стране, не платит здесь налоги и не заказывает контент у местных компаний. Весной альянс, объединяющий медиакомпании и телеком-операторов, подготовил законопроект и начал собирать предложения участников рынка.

Первоначально в законопроекте были прописаны довольно жесткие ограничения. Он обязывал владельцев онлайн-кинотеатров не распространять запрещенную информацию, удалять данные пользователей об их личной жизни, хранить их данные на территории России, обеспечивать доступ к контенту на всей территории страны. Кроме того, устанавливалась квота для отечественного контента — минимум 30% каталога. МКС также добивается, чтобы онлайн-кинотеатрами управляли российские юридические лица или граждане.

 

Фото depositphotos

 

За полгода законопроект заметно доработали, пишет «Коммерсант». Так, авторы отказались от обязательной трансляции не менее 80% контента на русском языке и 30-процентной квоты. Зато МКС прописал ограничение доли иностранного владения 20% — по аналогии со СМИ. Эти изменения логичны, поскольку соответствуют общему курсу регулирования медиаотрасли, говорят источники. Новый глава МКС Павел Степанов тоже считает ограничение «обоснованным изменением», в котором нет «ничего страшного».

Требование к иностранному капиталу не будет распространяться на организаторов аудиовизуальных сервисов, которые имеют «стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Если поправки одобрят, то они вступят в силу уже 1 января 2017 года. К тому времени должен быть создан реестр сервисов, а его ведение доверят Роскомнадзору.

«Сейчас идут рабочие обсуждения и консультации по этому законопроекту в рамках МКС, обсуждаются его концептуальные основы», сообщил Степанов. Однако представители онлайн-кинотеатров говорят, что к разработке их не привлекают. Законопроект позиционируется как попытка защитить российский рынок от условного Netflix, но на деле он только бьет по рынку, уверен гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов. Топ-менеджер категорически против регулирования рынка в таком виде. Ограничивая долю иностранцев, авторы вынуждают участников рынка приходить к крупнейшим игрокам и просить выкупить их проекты, считает другой источник.

По оценкам TMT Consulting, российский рынок легальных онлайн-видеосервисов, действующих по модели ОТТ и предлагающих профессиональный видеоконтент, вырос в 2015 году на 32% и составил 3,4 млрд руб. Большую часть — 2 млрд рублей — принесла продажа рекламы. Лидером рынка является Ivi с долей 31%, за ним следуют Okko (19%), Megogo (10%), «Газпром-медиа» (RuTube и др.) — 10%, Tvigle (9%), Videomore (7%), TVzavr (5%). Большинство сервисов до сих пор остаются убыточными.