Российские интернет-ритейлеры не используют сполна доступные им возможности. В результате россияне не дотягивают по уровню активности до глобальных покупателей, хотя и энергично приобщаются к онлайн-шопингу. E-commerce в России не хватает приложений и онлайн-сервисов, с помощью которых можно составить шопинг-лист, накопить бонусы, иметь доступ к специальным предложениям и сниженным ценам, отмечают эксперты Nielsen.

Как показало исследование, среди многообразия товаров в интернете россияне наиболее склонны приобретать билеты на мероприятия (39%), авиабилеты (38%), одежду и обувь (38%). Глобальные потребители в целом выражают более высокую готовность делать покупки онлайн, но популярные категории в основном те же: авиабилеты (48%), одежда и обувь (46%), бронирование туров и отелей (44%) и билеты на мероприятия (41%).

По сравнению с 2010 годом, готовность россиян покупать товары в интернете ожидаемо возросла ? особенно заметно в отношении билетов на мероприятия (+24 п.п.), авиабилетов (+13 п.п.) и бронирования отелей и туров (с 19% до 35%). Книги потеряли прежние позиции в общем списке планируемых онлайн-покупок россиян: с 40% до 28%. Одновременно наблюдается перераспределение в пользу электронных книг, которые в 2014 году планируют приобрести 33% российских пользователей. Реже всего россияне планируют покупать в Интернете алкогольные напитки (9%), еду и напитки (13%) и цветы (13%).

Что касается связи между онлайн-поиском и онлайн-покупкой, то 27% ищет информацию онлайн, когда речь идет о бронировании туров и отелей, и 35% совершает покупку в интернете. При покупке билетов на мероприятия и самолеты разница составляет 10 п.п. «Россияне выбирают покупки онлайн, потому что это удобно и практично: вся необходимая информация о товарах доступна, их можно приобрести по цене ниже, чем в обычных магазинах, а возможность избежать очередей в кассу порой заставляет „рискнуть“ даже тех, кто никогда не приобретал товары „вслепую“ по Интернету», ? поясняет эксперт.

Онлайн-поиск информации о товарах уже вошел в привычку у большинства россиян. Так, 75% читают отзывы о товарах, прежде чем их приобрести, столько же изучают сам продукт до совершения покупки в магазине. Глобальные потребители в поисках нужного товара обращаются к онлайн-ресурсам реже: 71% читают отзывы о продукте и 60% изучают его в интернете, прежде чем приобретать в обычных точках продаж.

Товары, которые глобальные потребители чаще ищут онлайн, чем покупают, – электроника, мобильные телефоны, комплектующие материалы для компьютера/программное обеспечение, спортивные товары, видео/DVD/игры и машины/мотоциклы. В таких категориях цена на изделия довольно высока, и потребителям очень важно увидеть и опробовать их «вживую». Разница между поиском и покупкой онлайн здесь составляет в среднем 7 п.п.

Подавляющее большинство респондентов как в России, так и в мире рассказали, что совершают онлайн-покупки и онлайн-поиск товара, используя компьютер (по 80%). На втором месте в мире – мобильный телефон (44%), в России ? планшет (36%). Третье место среди российских потребителей занимает мобильный телефон, среди глобальных – планшет (по 31%).