Иллюстрация Fotolia

 

Крупнейший в России оператор наружной рекламы - Russ Outdoor - представил отчет по развитию рынка и обновленный прогноз на 2013 год. Компания расчитывает, что outdoor-сегмент будет развиваться активнее, чем было предсказано в прошлом году, однако независимые эксперты не разделяют этого мнения. 

В целом за прошедшие двенадцать месяцев отрасль, по данным Russ Outdoor, выросла на 16,3%, достигнув объема в 47,3 млрд рублей. Это выше чем предварительный прогноз оператора, представленный в ноябре. 

Главным драйвером сегмента стало увеличение цен на размещение: медиаинфляция в среднем по стране составила 17,7%. При этом Москва, как и ожидалось, показала более скромную динамику, чем остальные регионы, из-за чего доля московской «наружки» в общем пироге сократилась с 47,6% до 46,0%.

По словам представителей Russ Outdoor, после достаточно умеренной ноябрьской оценки, анализ роста цен, изменений в инвентаре и активности рекламодателей позволил увеличить итоговые расчеты с предварительных 13,2% до 16,3%. Этому увеличению также способствовала переоценка объемов рекламы на региональном транспорте.

Московский регион рос предсказуемо хуже рынка: в первую очередь за счет отсутствия транспарантов-перетяжек и сокращения крупных конструкций. При этом потери в инвентаре частично восполнялись более высоким ростом цен и плотной загрузкой оставшихся форматов. В итоге региональный сегмент прибавил 12,4% (или 19,2% - если не учитывать транспорт, метро и перетяжки).

Динамика по стране ощутимо выше: +18% в Санкт-Петербурге и около 20,4% - в других городах. На долю северной столицы по итогам года пришлось 12,5% расходов на наружную рекламу, что на 0.2% больше показателя за 2011 год.

Доля городов с населением более 1 млн. человек также увеличилась на 0.2% и достигла 19.6%. На этом фоне несколько серьезней подросли города поменьше: на 0,5% - населенные пункты с населением более полумиллиона человек и на 0,8%  – города с числом жителей до 500 тыс. (их доли соответственно 24,5% и 7,3%).

В 2013 году оператор ожидает дальнейшего сокращения московской доли в общем раскладе за счет мер московских властей по регулированию ООН.

По наблюдениям Russ Outdoor, в 2012 году в «наружке» продолжалось перераспределение веса отдельных форматов: 59,6% пришлось на щиты 3х6, что выше, чем в 2011 (за счет пертурбаций с инвентарем в московском регионе); на втором месте с серьезным отставанием по традиции следовали крупные конструкции – 22,4%; малый формат – ситиборды, пиллары, панель-кронштейны и т. п. – на третьем с 8.3%.

На долю прочих форматов осталось лишь 2.3%, так как из-за отсутствия перетяжек и афишных стендов эта группа сильно сократилась в объеме по сравнению с 2011 годом; наконец, реклама на наземном транспорте и в метро заняла 7.4% от общего веса рынка.

Согласно Аналитическому Центру Russ Outdoor, по итогам года медиаинфляция для некоторых форматов оказалась выше ожидаемого, однако в целом по России не перешла за планку прогноза. Самый высокий темп отмечен в Московском регионе – 18.8%, чуть ниже – в Санкт-Петербурге (18.6%).

В остальных регионах рост цен в среднем составил 16.3%. В целом по стране по бюджетообразующим форматам (без учета метро, транспорта и перетяжек) медиаинфляция достигла 17.7%, что на 4.3% ниже уровня 2011 года.

Оператор ожидает, что в этом году темп роста отрасли будет во многом определяться концепцией размещения рекламных конструкций в Москве, а также региональными тендерами на «наружку».

К этим ожиданиям присоединяется и гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин, который, однако, считает оценки Russ Outdoor по прошедшему году «слишком оптимистичными». По его мнению, ближе к реальности вариант АКАР, который оценивает общий рост по стандартным форматам наружной рекламы на уровне 14,2%.