Упаковка - один из самых действенных способов привлечь внимание потребителя к конкретному товару на полке, но она же и увеличивает себестоимость продукта. И чем "круче" выглядит товар, тем больше доля трат на упаковку в стоимости товара. В качестве ответа на излишние "упаковочные" траты набирает популярность ритейл-формат "packaging-free": чтобы снизить себестоимость выпускаемой продукции, производители в принципе отказываются от упаковки и какого-либо брендинга.

Жесткая конкуренция между производителями "подогревает" рынок создания упаковки - даже те категории товаров, которые спокойно могут обойтись без больших трат на упаковку, вливают в нее огромные средства. В конечном счете страдает потребитель - создание упаковки ведет к существенному удорожанию продукции: по данным британских исследователей, упаковка добавляет к себестоимости продукции до 40%. А это значит, что потребитель на 40% получает воздух вместо конкретного товара.

Ответом на эту проблему стал необычный формат продуктовой розницы, в котором вся продукция продаётся на вес, а, следовательно, не требует упаковки и связанной с ее созданием работ. Формат получил название "packaging-free" - "без упаковки". В таких магазинах продают обычную продукцию, необходимые потребителю ежедневно: фрукты и овощи, молочные и мясные продукты, масло, выпечку, муку, напитки. В некоторых есть бытовая химия и другие необходимые в хозяйстве товары.

 

 

Идея для создания подобного магазина впервые появилась ровно десять лет назад: в 2006 году в Великобритании был запущен ритейл-стартап “Unpackaged”. Изначально представляя из себя маленький рынок, впоследствии “Unpackaged” превратился в полноценный магазин, предлагающий свою продукцию в легко перерабатываемых контейнерах. Потребители оценили удобство и ценовую привлекательность формата, однако долгое время передовой опыт не воспринимался ни на внутреннем, ни на внешних рынках.

Разрастанию формата "packaging-free" способствовал мировой финансовый кризис, и последовавший вслед за ним спад покупательской способности населения многих стран. В 2009 году в Италии появились сети магазинов "без упаковки" «Negozio Leggero» и «Effecorta», а в США - сеть «Green11». Эти сети существуют и сейчас, они продают продукты питания и косметику без упаковки и бренда, или под собственной маркой.

 

 

К настоящему времени можно констатировать бум формата "packaging-free", и особенно в Европе, что можно объяснить двумя факторами: во-первых, экономическое положение заставляет следить за расходами и не допускать лишних трат; во-вторых, растет популярность фермерских и крафтовых продуктов, которые недешевы и без надбавки за упаковку.

Сегодня наибольшее число сетей магазинов «рackaging-free» насчитывается в Германии - 16. Во Франции - их 10, в Италии - 7, в США, Испании, Бельгии и Нидерландах - по 5, Австрии - 4, Великобритании - 3, в Швейцарии и Канаде - по одному. Логично, что с более развитых стран этот тренд перейдет со временем и на развивающиеся страны, в том числе и Россию, в которой из-за кризиса уже наметился взрывной рост потребления СТМ.