Сегодня АКАР представила Рейтинг креативности за 2014 год. Оглашение победителей происходило в новом формате: если раньше процесс напоминал церемонию награждения на каком-нибудь фестивале, проходил в ночном клубе под напитки и музыку, то на этот раз организаторы провели пресс-конференцию, подключив не только профильные, но и массовые СМИ.

Для общения были доступны представители ТОП-10 сводного Рейтинга, которые рассказывали о своем видении настоящего и будущего креативной рекламы. ТОП Рейтинга в этом году серьезно преобразился по сравнению с прошлым годом: какие-то игроки ушли, какие-то появились, произошла также внутренняя ротация. Но лидер остался неизменным – это агентство «Восход».

Самый значительный рост зафиксирован у агентства Geometry Global, которое заняло в сводном рейтинге второе место, хотя еще год назад было в «хвосте» ведущей десятки. Самое примечательное падение – у Leo Burnett Moscow, которое опустилось на пятую строчку. Geometry Global такой заметный рост обеспечила одна работа – Get Well Kit, разработанная командой Андрея Ушакова для Sanofi-Aventis. В этот фестивальный сезон Leo Burnett имеет все шансы отыграть ситуацию обратно: не так давно Андрей присоединился к команде этого агентства.

 

Заметно прибавило в сводном Рейтинге - сразу две позиции, до шестого места – агентство Depot WPF, лидер Рейтинга креативности в категории бренд-дизайн. Данное агентство оказалось единственным брендинговым агентством в сводном рейтинге.

Новичками ТОПа сводного рейтинга являются агентство Axis, получившее в минувшем году первое в истории российской рекламы Гран-при на Cannes Lions за проект для МегаФона «Megafaces», а также белорусское агентство TDI Group и команда Hungry Boys Влада Ситникова. За год ТОП-10 сводного рейтинга покинули такие именитые команды, как Red Pepper, Saatchi & Saatchi Russia, Friends Moscow и e:mg.

 

 

В этом году Рейтинг в последний раз предстает в привычном виде: со следующего года количество номинаций и методология подсчета претерпят изменения (подробно о нововведениях). Как отметил в беседе с журналистами председатель комиссии по фестивальной деятельности АКАР Владимир Филиппов, преобразования в системе Рейтинга креативности могут продолжится, в частности, не исключено возвращение категории медиа.

Анна Яковлева, генеральный директор медийного агентства Initiative, считает крайне важным наличие такого барометра, как Рейтинг креативности для каждого из сегментов рынка. "Жаль, что в данный момент рейтинг не до конца отражает сравнения креативности агентств из единой сферы рекламного бизнеса, так как на одном поле «играют» агентства из разных сегментов. Если бы в отраслевых рейтингах сравнивались агентства одной специализации: медийные агентства с медийными, креативные с креативными и т.д. - это позволило бы увидеть реальную степень креативности среди агентств одного сегмента".

В кулуарах пресс-конференции корреспонденты Sostav.ru пообщались с рекламными деятелями о будущем креативной индустрии. За последние пару лет российские креаторы собрали невероятный урожай наград на ведущих фестивалях мира. Главный вопрос - удастся ли продолжить традицию на фоне ухудшения экономической ситуации?

Алексей Андреев, генеральный директор Depot WPF и сопрезидент АБКР, согласен с тем, что активность российских креаторов на фестивалях может пойти на спад. "Могу сказать по опыту предыдущих кризисов, что в такие времена фестивальная активность спадает. Участвующие в фестивалях агентства и без того волнуются, что тратят деньги на неочевидный результат. Как только наступает кризис, многие откладывают подобные затраты - те, кто прагматично смотрит на мир. Это нормально: в кризисные годы фестивальная активность ослабевает, поскольку это инструмент - не первой необходимости".

При этом г-н Андреев уверен, что позиции России как креативной державы не пошатнутся в мире в связи с экономической нестабильностью. "Сейчас Россия проживает очередную реинкарнацию. Российская экономика, находясь не в либеральных условиях, не может эволюционировать так, как эволюционирует мысль и культура, общественное мнение. Наша страна набрала обороты с точки зрения креативных решений, медиа, рекламы и брендинга. Эту необходимость продиктовал высококонкурентный рынок, и кризис этому процессу не помеха. Я верю, что Россия, вступив несколько лет назад на путь рекламной и креативной эффективности, не свернет с него. Этот путь в свое время проходили Индия и Бразилия".

Экономическая целесообразность инвестиций в фестивальную деятельность - вот вопрос, который в ближайшее время будут решать для себя лидеры российского креатива. Многомиллионные инвестиции в участие в креативных смотрах могут оказаться не под силу многим игрокам рынка на фоне сокращения денежного потока.

Данил Голованов, директор агентства Red Pepper, отмечает, что количество участников от России на крупнейших фестивалях мира может сократиться, в том числе и из-за изменения курса национальной валюты. "Участие в Cannes Lions может позволить только элита креатива, потому что это соревнование, билет на который может стоить 5-10 тысяч евро. Конечно агентства будут сокращать заявки, потому что выделять 4-5 млн рублей на то, чтобы иметь возможность получить "льва", в кризис очень дорого". 

С экономической подоплекой вопроса согласен Владимир Филиппов: "Чем меньше денег в агентствах, тем меньше работ будут посылать. К сожалению, это так. Но с другой стороны, по моему ощущению, зажглись агентства. Для них стало очень важно – признание, доказательство их яркости и креативности. Самое главное, что это становится системой и определенной технологией. Они понимают, что нужно делать, чтобы продвинуть свою работу. Они готовы трудиться, доводить работу до конца, до совершенства. Это видение пришло после определенного застоя двухтысячных, и сейчас мы идем к пониманию рекламной индустрии как в развитых странах. И это сильнее, чем экономические реалии".