Одна из самых популярных соцсетей в мире - Instagram - сегодня отмечает свой пятый день рождения. За ударную пятилетку приложение, предназначенное изначально для публикации фотографий, превратилось в одно из самых быстрорастущих и важных социальных медиа, которое регулярно используют порядка 400 млн. пользователей по всему миру. Как появился Instagram и как стал незаменимым инструментом для интернет-пользователей и брендов, вспоминал Sostav.ru.

История Instagram началась в 2010 году с интернет-маркетолога Кевина Систрома. Систром изучал финансовый анализ в Стэнфордском университете, затем работал маркетологом в Google. Амбициозный молодой человек хотел создать собственный бизнес и начал с реализации приложения, которое должно было стать аналогом популярного тогда Foursquare.

По задумке автора, новый сервис Burbn должен был работать по тому же принципу, что и Foursquare (позволять "чекиниться" в разных местах, планировать встречи с друзьями и делиться фотоснимками с этих встреч), отличаясь от своего старшего конкурента дизайном и наличием некоторых элементов онлайн-игры Mafia Wars.

 

 

В марте того же года венчурные фонды Baseline Ventures и Andreessen Horowitz инвестировали в проект Систрома $500 тыс. Получив средства на развитие своей идеи и уволившись из Google, разработчик начал собирать команду. Он привлекает еще одного выпускника Стэнфорда - Майка Кригера. Систром поручил ему управление компании, а сам сосредоточился на "доведении проекта до ума".

Кевин Систром (справа) и Майк Кригер

 

Объединившись, предприниматели приняли судьбоносное решение - преобразить свой проект в серьезный сервис, который должен сконцентрироваться только на одной из имеющихся в Burbn опций. Нетрудно догадаться, что это мобильные фото. Некоторое время команда посвятила доработке приложения, но работа "стопорилась". «Мы целую неделю разрабатывали новую версию Burbn, ориентированную на фотографии. Откровенно говоря, она получилась просто ужасной", - говорил Систром.

Несмотря на технические трудности, бизнесмены не собирались сдаваться и начали проект "с нуля". Burbn подвергся кардинальным изменениям - из него вырезали абсолютно все, кроме возможности редактировать и публиковать фото, а также возможностей комментировать и ставить "лайки". Стартап получил название Instagram - в честь любимого алкоголя Систрома, американского бурбона.

 

 

Инвесторы наконец-то одобрили проект разработчиков, и презентация Instagram состоялась в середине осени 2010 года. 6 октября бесплатный сервис появился в App Store и в первые же дни возглавил рейтинг скачиваний; за первые сутки приложение загрузили 25 тыс. пользователей, а за первую неделю - 200 тыс. В феврале следующего года аккаунт в Insgram имели 1,75 млн человек, а в день в соцсети публиковалось порядка 290 тыс фотоснимков.

 

 

Начиная с зимы 2011 года к Систрому и Кригеру валом повалили инвестиции, размер которых на начало весны того же года составил 7 млн долларов. Согласно оценкам финансовых экспертов, сделки повысили рыночную стоимость Instagram до 25 млн. долларов. Вместе с тем, пополнялась и команда Instagram: менеджером проекта стал Джош Ридель, а в помощь разработчикам наняли инженера Шейна Суини.

 

Визитная карточка проекта - специальные фильтры, которые позволяют преображать фотографии. Вдохновением для создания этой опции стал iPhone, который тогда позволял создавать удивительные снимки. Первый фильтр для Instagram - X-Pro II - появился благодаря подруге Систрома Николь Шуэтц, которая натолкнула его на фотовоспоминания о Флоренции, которые он запечатлел на дешевую камеру.

Остальные фильтры получили свои названия благодаря обстановке, которая окружала программиста - работая, он пил пиво Hefeweizen. Оно послужило источником для имени фильтра Hefe. Название фильтра Toaster произошло от собаки, которая принадлежала основателю Digg Кевин Роузу.

 

 

Осенью Instagram обновился до версии 2.0, с которой получил свои фирменные опции - новые фильтры, изменение наклона снимка, фотографии высокого разрешения, возможность изменять границы и поворачивать фото одним кликом. В декабре 2011 года Apple выбрал Instagram «приложением года для iPhone», поскольку количество зарегистрировавшихся пользователей перевалило за 10 млн.

Поначалу Систром и Кригер позиционировали Instagram как приложение исключительно для гаджетов на iOS. Но, увидев каким популярным стал их проект, в апреле 2012 года разработчики обновили Instagram, создав версию для платформы Android. Буквально через неделю мир узнает о невероятной сделке: основатель Facebook Марк Цукерберг купил приложение за 1 млрд долларов. Доля Систрома как основателя проекта составила около 40% - $400 млн. По условиям контракта, проект должен был сохранить свое независимое управление в составе Facebook.

Интересно, что

В 2005 году Марк Цукерберг познакомился с Систромом и предложил ему работу, которая была связана с созданием фотосервиса для Facebook. Кевин отказался от заманчивого предложения, так как у него впереди был последний курс Стэнфорда и бросать учебу он не собирался.
«Нет ничего такого в том, чтобы пойти в стартап и заработать кучу денег, так что я решил сначала закончить учебу. Это было для меня гораздо важнее, - отметил Систром. - Теперь-то я знаю, что та затея была удачной, но мне было интересно, что получится у меня самого».

 

 

Политика Instagram

Instagram задуман как инструмент для создания имиджа положительного сообщества креативных людей. Соцсетью могут бесплатно пользоваться люди в возрасте от 13 лет. Пользователи не могут выкладывать в Instagram фотографии с элементами эротики или порнографии, и несут ответственность за весь загружаемый контент и активность аккаунта. Права на содержание своих профилей Instagram оставляет авторам снимков. Кроме того, в правилах предусмотрен запрет на публикацию фотографий, смысл которых пропагандирует нанесение какого-либо вреда себе или окружающим.

В декабре 2012 Instagram решил изменить одно из своих правил и подвергся жесткой критике со стороны юристов, знаменитостей и СМИ. Основатели решили изменить условия использования приложения и начать продавать фотоснимки, загруженные пользователями. При этом, компенсация или подписание каких-либо договоров с авторами фото не предусматривались.

Это решение возмутило редакцию журнала National Geographic, которая использовала Instagram для работы; свое недовольство мерами выразила Ким Кардашьян и другие селебрити. Владельцам сервиса пришлось отказаться от своей задумки, но Instagram все-таки понес серьезные потери - часть пользователей - около 25% - испугалась и решила перейти на аналогичные фотосервисы.

Instagram в Facebook

В конце февраля 2013 года руководство сервиса заявило, что Instagram достиг показателя в 100 миллионов активных пользователей ежемесячно. Несмотря на высокие показатели, приложение продолжило развиваться бешеными темпами. В июне в Instagram появилась возможность загружать 15-секундные видео, а позже - Instagram Direct, дающий возможность отправлять фото- и видеосообщения друзьям по-новому.

В итоге, спустя множество обновлений и нововведений, приложение Instagram превратилось в соцсеть, в которой люди обменивались впечатлениями посредством фотографий. На сегодняшний день, по подсчетам сервиса, более 75% пользователей Instagram находятся вне США. За последние пять лет пользователи поделились более чем 40 миллиардами фотографий, а члены сообщества выкладывают 80 миллионов фотографий и ставят 3,5 миллиарда лайков ежедневно.

В соцсети регулярно выкладывают свои снимки знаменитости, которые нашли в Instagram способ общаться с поклонниками. Например, экс-футболист Дэвид Бэкхем присоединился к сообществу Instagram, чтобы отпраздновать свой 40-й день рождения, а певица Рианна стала одним из немногих музыкантов, кто поделился фрагментом своего нового произведения эксклюзивно с помощью Instagram.

 

 

Реклама

Как ранее заявлял сам Марк Цукерберг, он приобрел Instagram с целью развития и улучшения сервиса. Предприниматель на свой страх и риск покупал Instagram, не имеющий модели монетизации - владельцы попросту не распланировали бизнес-стратегию. Теперь, спустя несколько лет, случилось то, чего с нетерпением ждали все бренды - в фотосерфисе появилась возможность размещать рекламу.

В сентябре 2015 года реклама в Instagram стала доступна как малому бизнесу, так и крупным компаниям в более чем 30 странах мира. С 30 сентября сервис перешел из режима тестирования к показу рекламных объявлений и в России. Сотрудничать с Instagram будут несколько партнеров, в числе которых - агентство AiTarget, компания IMHO Vi и другие.

Бренды получили доступ к следующим инструментам: видео-ролики длиной до 30 секунд; объявления в виде ссылок для увеличения количества переходов на веб-сайты; установки мобильных приложений; инструменты для управления и оптимизации рекламных объявлений, которые позволят улучшить показатели кампаний в Facebook и Instagram. Клиентам будет доступен глубокий таргетинг и возможность совершить покупку прямо в рамках сервиса.

Сейчас Instagram входит в пятерку крупнейших соцсетей - как на мировом, так и на российском рынке, и продолжает набирать обороты. И это не удивительно: из не самого интересного стартапа сервис вырос в сеть, через которую ретранслируются музыкальные мероприятия, в которой проходят конкурсы, благодаря которой проходят встречи, объединяющие людей со схожими интересами.