Депутат Игорь Зотов внес законопроект о запрете на распространение рекламы в эфире платных телеканалов. Его целью является выравнивание экономических условий для вещателей, а также соблюдение прав потребителей, подчеркивает автор.

Чтобы исправить ситуацию, парламентарий предлагает убрать рекламу с каналов, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе или с применением декодирующих технических устройств.

В пояснительной записке говорится, что на рынке сложились две основные экономические модели монетизации - рекламная и «абонентская». В результате общедоступные телеканалы и телеканалы, которые вещают с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, оказываются в невыгодных условиях. Преимущество платных телеканалов заключается в том, что они используют обе модели монетизации.

По оценке АКАР, в 1 квартале 2014 года объем рекламного рынка в сегменте неэфирного телевидения составил 836 млн. рублей, что на 17% больше аналогичного показателя 2013-го. Рост продаж рекламы на кабельно-спутниковых телеканалах почти вдвое опережает рост соответствующих продаж на эфирном телевидении (+9%) и динамику всего рекламного рынка (+9%).

Руслан Самаев,
генеральный директор Arena Magic Box
«Для начала следовало бы определиться, а что это вообще такое – платное ТВ? С формальной, юридической точки зрения, может оказаться и так, что все телеканалы в принципе можно рассматривать как платные. Ведь обычный зритель платит за подключение к антенне? - Платит. Вопрос, как эта оплата интерпретируется, определяется законодательством – как плата за контент, или плата за услуги связи (сигнала). С точки же зрения монетизации контента с помощью рекламы, объема денег, которые получает спутниковое ТВ, то его общая доля пока не велика.
Если речь идет о платных спутниковых телеканалах, то предложение отменить на них рекламу ведет за собой потерю выхода на нишевую, весьма обеспеченную целевую аудиторию, которая мало смотрит федеральные телеканалы, и предпочитает уделять свое время избранному контенту по подписке, за который она готова платить. В основном это мужская, весьма активная аудитория, которая служит драйвером роста продаж для некоторых категорий рекламодателей.
Инициатива депутата также может сказаться на условиях размещения таких селлеров, как «Газпром Медиа» и «Видео Интернешнл», которые, продавая рекламу как на платных, так и на эфирных каналах, формируют для клиентов привлекательные консолидированные скидки. Такой подход дает возможность компаниям оптимизировать свои рекламные расходы. Если подобная практика будет ограничена, то фактически это может означать подорожание рекламных сделок, в которых были оговорены скидки за использование неэфирных каналов. При этом так называемые «платные каналы» могут оказаться в весьма затруднительном положении. Ведь нехватку средств, полученных за счет рекламы, они вынуждены будут чем-то компенсировать. Это может неблагоприятно сказаться на развитии таких каналов и понизить качество контента».