Илон Маск - человек с беспрецедентным взглядом на настоящее и будущее человечества. На счету 45-летнего уроженца ЮАР уже больше прорывных технологий, чем у кого бы то ни было за последний век. Он совершил переворот в e-commerce, автомобилестроении, перехватил знамя главного покорителя космоса, на очереди революции в энергетике и транспортной инфраструктуре. И это только начало, обещает нам техногений.

Личность Маска, его энтузиазм и невероятный уровень доверия со стороны потребителей позволяют продавать продукцию его компаний (например, электрокары Tesla) почти без рекламы. Имя бизнесмена постоянно на слуху. Репутация визионера позволяет ему поддерживать ценность бренда несмотря на неудачи, будь то взрыв ракеты или очередные проблемы с Tesla. Напротив, они лишь подстегивают интерес к его проектам.

Что интересно, в отличие от конкурентов, та же Tesla не может похвастаться отменным качеством машин. Покупатели жалуются, в частности, на бракованные детали и сбои в программном обеспечении. Просто у конкурентов нет такого имиджа, как у Tesla, говорит владелец авторитетного автомобильного издания The Detroit Bureau Пол Эйзенштейн. По его мнению, основной составляющей имиджа является собственно Маск.

Однако, несмотря на всю кажущуюся перспективность проектов Маска, его идеи страдают от многих проблем - от скандалов в руководстве компаний до ситуации, когда задумка идёт вразрез с возможностями реализации.

 

 

Проекты Илона Маска:
- 1996-1997 г. - сооснователь Zip2, разработчика ПО для медиакомпаний. В 1999 г. ее купила Compaq за $308 млн;
- 1999 г. - сооснователь X.com, системы электронных денежных платежей. В 2000 г. слилась с компанией Confinity, владельцем бренда PayPal, который в итоге и закрепился за платежной системой, ныне известной во всем мире. PayPal была продана eBay в 2002 г. за $1,5 млрд.
- 2002 г. - основатель SpaceX, разработчика ракетоносителей и коммерческого космического оператора. В запуск компании Маск вложил $100 млн личных средств, а в 2008 г. SpaceX заключила контракт с НАСА на $1,6 млрд.
- 2003 г. - сооснователь Tesla Motors, производителя электромобилей. Оборот компании в 2015 г. составил свыше $4 млрд. Помимо производства электрокаров, компания продвигает сеть электрозаправок Supercharger.
 
Проекты, вдохновленные Илоном Маском:
- 2006 г. - энергетическая компания SolarCity, специализирующаяся на производстве "умной" энергии. Создана братьями Райвами, однако идея проекта принадлежит их кузену - Илону Маску. В 2016 г. компанию купила Tesla Motors за $2,6 млрд.
- 2012-2015 гг. - проект вакуумного сверхзвукового поезда Hyperloop. Концепция была предложена Илоном Маском, который сразу заявил, что сам его реализовывать не собирается. В настоящее время над реализацией проекта работают две компании - Hyperloop Transportation Technologies и Hyperloop One.

 

 

Помимо реализованных и реализуемых сейчас проектов, главный визионер современности периодически представляет на суд публики проекты, которые он намерен реализовать в будущем. Они воистину впечатляют - от электрического сверхзвукового двигателя до колонии на Марсе и космопорта. Однако сейчас пробуксовывают уже текущие проекты.

Hyperloop не только не может похвастаться реальными результатами, но и погряз в скандалах. Tesla Motors не может выбраться из убытков, которые в этом году лишь увеличатся за счет приобретения SolarCity. Проблемы проектов Маска во многом связаны с его чересчур амбициозными планами по их реализации, утверждают журналисты и эксперты. 

Так, The Wall Street Journal пишет, что на протяжении последних пяти лет автомобилестроительная компания Tesla Motors Inc. не смогла выполнить свыше 20 прогнозов своего основателя. Речь идет как о планах по выпуску новых электрокаров, так и о показателях финансово-хозяйственной деятельности компании.

К примеру, изначально Маск планировал выводить на глобальный автомобильный рынок по одному новому электромобилю каждый год после начала производства электроседана Model S. Вместе с тем серийная сборка электрокроссовера Model X была запущена лишь в сентябре минувшего года, т. е. почти на два года позже изначально установленного срока.

 

 

Что касается последней новинки автомобилестроительной компании — бюджетного электрокара Model 3, то, по планам Маска, он должен был увидеть свет еще в начале 2015 года. Однако, в действительности новый электромобиль был представлен американскими инженерами лишь в марте текущего года. Что касается его серийного производства, то оно начнется не раньше следующего года.

В мае 2016 года Илон Маск сделал заявление о том, что серийная сборка «бюджетника» Model 3 начнется 1 июля следующего года. Вместе с тем спустя всего лишь два месяца в своем интервью журналистам The Wall Street Journal он так и не смог подтвердить собственный прогноз.

В своих последних интервью Маск без устали заявляет о том, что созданная им компания будет ежегодно производить по 1 млн электрокаров к 2020 году, однако аналитики считают, что подобные прогнозы не имеют никакого отношения к реальности. Дело в том, что с момента своего основания в 2008 году американская компания поставила на рынок всего 140 тысяч электромобилей.

 

 

Отметим, что согласно действующему в Соединенных Штатах Америки законодательству топ-менеджеры могут привлекаться к ответственности, если будет доказан тот факт, что им изначально была известна невозможность достижения поставленных целей. Сам Маск не единожды заявлял о том, что никогда не ставит перед своими подчиненными заведомо невыполнимых задачи.

При этом для достижения хороших результатов, по его мнению, необходимо всегда ставить перед собой высокие цели. Маск искренне полагает, что провалы по срокам вывода на рынок новых транспортных решений не оказывают заметного влияния на хозяйственную деятельность созданной им компании, поскольку каждая из поставленных им целей все равно будет достигнута Tesla в ближайшем будущем.