Настоящая антитабачная социалка обязана быть жесткой и незамысловатой

 

Вчера Владимир Путин подписал один из самых горячо обсуждавшихся в последние месяцы законопроектов, который СМИ красноречиво окрестили антитабачным законом. Согласно документу, с июня 2013 года в России вводится тотальный запрет на курение в общественных местах. Помимо этого, табачные компании лишили возможности рекламировать свой товар, а в перспективе власти могут «закрутить гайки» еще сильнее, запретив выкладывать товар в магазине или лишив упаковку указания бренда. 

Борьба с курением - дело благое, особенно при нынешнем столь высоком уровне потребления сигарет россиянами и столь высоком проценте смертей и болезней, связанных с курением. Прежде чем прийти к методу законодательного кнута, власти на протяжении многих лет пытались достучаться до сознания сограждан с помощью рекламных увещеваний.

Не помогло: по данным Минздрава, в России количество курящих практически не менялось за последние годы и составляет порядка 40% от взрослого населения, или примерно 42-45 млн человек. В среднем от болезней, связанных с табакокурением, в год умирают порядка 350-400 тыс наших сограждан. По данным ВОЗ, от потребления табака в год в мире умирает до 6 млн человек. Более 80% случаев смерти приходятся на развивающиеся страны.

Так что ужесточение политики в отношении табачных производителей и продавцов оправдано тем, что социальная реклама/пропаганда здорового образа жизни практически не принесла сколь-либо ощутимых результатов в нашей стране. В сегодняшнем обзоре Sostav.ru припомнил наиболее яркие антитабачные кампании, которые так и не сподвигли россиян затушить сигарету.

Первая затяжка

Первой антитабачной, и вообще первой социальной рекламой в России, стал проект агентства Premier SV под названием "Пепельница", созданный в далеком 1993 году. В те времена социальная реклама не субсидировалась из госбюджета, и пионеры российской рекламной индустрии, подарившие нам все самые яркие работы 90-х (от "Херши-колы" и "Белого орла" до "ТВ-Парка"), делали проекты за свой счет. Однако социальная реклама всегда высоко ценилась в профессиональном сообществе, и для Premier SV "Пепельница" стала пропуском на международную арену: работа была отмечена наградой на фестивале Epica.

Позже, в 1995 году "Премьер СВ" выпустил еще один, не менее яркий антитабачный проект "Дискотека", вошедший в "золотой фонд" российской рекламы. В этой и последующих работах использовались наработки западных коллег, которые в основу подобных проектов ставили жесткость и понятность месседжа: курение, наркотики, алкоголь = смерть, болезни, обездоленные дети.

Не Все равно!?

Самая примечательная и скандальная серия последних лет - «Всё равно!?»  крупнейшего российского оператора наружки Russ Outdoor, стартовавшая три года назад. В рамках этой кампании вышел целый ряд ярких работ, самая известная из которых - с младенцем, о спину которого тушат сигарету - была запрещена московскими властями за излишнюю провокационность.

В настоящее время проект существенно расширился и под его "лейблом" выпускают социалку в помощь бездомным, против загрязнения городских улиц и т.д.

От пессимизма к оптимизму

в 2011 году стартовала оптимистичная антитабачная кампания от проекта "Здоровая Россия" (takzdorovo.ru), созданная агентством Znamenka. В качестве фирменного цвета креаторы избрали позитивный оранжевый, а в видеороликах герои танцуют и поют частушки о том, как хорошо без сигарет.

Znamenka взялась за проект "Здоровая Россия" в 2010 году, до этого никакого позитива социальные ролики борцов с курением не несли.

"Здоровая Россия" привлекала для борьбы с пагубной привычкой российских звезд: в кампании поучаствовали Юлия Савичева, Дмитрий Харатьян, Алексей Чадов и Василий Степанов. Слоган кампании 2009 года прост и весом – «Сломай сигарету, пока сигарета не сломала тебя». 

А вот еще одна знаковая антитабачная кампания в наружке, созданная некогда рекламным монополистом в столичной подземке - компанией "Олимп" по заказу Мосгордумы.

«Курильщики, вам капец!» - утверждали мастера креатива из агентства Znamenka. Именно там был создан ряд роликов, в которых представляют альтернативный способ борьбы с курильщиками и сигаретным дымом - вонялку МК 360, ее усовершенствованную версию МК 360-F и даже антиникотиновые ложки, которые помогут не курить.

И, наконец, авторами самой шизофринической социальной кампании против курения выступили не кто-нибудь, а чиновники Минздравсоцразвития. Конь со странной кличкой Долбак не так давно боролся с курением на улицах Москвы с помощью физического давления - вырывая сигареты у курящих.

Конь Долбак вызвал неоднозначную реакцию общественности. Кто-то не оценил юмора, а кто-то, напротив, симпатизировал персонажу. В сети появились пародии на коня Долбака.