Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия English version
Версия для печати

Сергей Иванович Серов

родился 23 января 1952 года в городе Советск Калининградской области.. Окончил Московский электротехнический институт связи и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. Занимается научной, организационно-кураторской, экспертной работой, творческой практикой, дизайн-журналистикой и педагогикой в области графического дизайна. Кандидат искусствоведения, организатор и куратор дизайнерских выставок, конкурсов и акций в России и за рубежом, президент Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Руководитель Высшей академической школы графического дизайна Московского художественного училища прикладного искусства, профессор Национального института дизайна. Академик Академии графического дизайна. Представитель России в ICOGRADA (Международном совете ассоциаций по графическому дизайну) и IBCC (Координационном комитете международных биеннале). Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства. Кавалер Золотого почетного знака «Общественное признание».

О себе:

В Калининградской области я прожил первые три года жизни. Несмотря на то, что родители вернулись в Москву, в гостях у остававшихся родственников я проводил почти все летние каникулы - именно то время, когда, в основном, и растешь и взрослеешь. Так что Калининградскую область числю «малой родиной» не только по паспорту.

После школы по инерции поступил в Институт связи, где в свое время учились родители (закончил в 1974). Через семь лет после его окончания - в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (1986), с которого, наверное, и следовало бы начинать. Впрочем, кто знает. В Институте связи на первом-втором курсе пошла резкая профессиональная переориентация: стал рисовать, пропадать в изостудии, а на третьем курсе из студентов нескольких технических вузов сколотил вольную компанию "Лик" - "Литературно-искусствоведческий клуб". Дни напролет мы просиживали в "Ленинке" и "Историчке", читали друг другу доклады, обменивались самиздатом; ходили по мастерским полуподпольных художников, по музеям и театрам; организовали свою театральную студию (из которой вырос потом профессиональный театр "Человек"); устраивали выставки и поэтические вечера.

Учась потом в Академии художеств, я остро ощущал, что главное в моем профессиональном образовании уже произошло – те впечатления и с невероятным трудом добытые знания и умения, полученные в годы юности, «обожгли» на всю жизнь. Там же, в Институте связи, я впервые услышал словосочетание "техническая эстетика" и стал усиленно интересоваться возможностью примирить техническое образование с искусством. В результате распределился в "почтовый ящик", где меня уже ждали как "инженера по технической эстетике", а еще через два года по рекомендации Е.В.Черневич попал на "Олимп советского дизайна" - во ВНИИТЭ, Всесоюзный НИИ технический эстетики, которому потом была отдана большая часть трудовой биографии.

Общепрофессиональным становлением я обязан совместной работе во ВНИИТЭ (1976-1981, 1987-1999)с такими теоретиками дизайна, как В.Ф.Сидоренко, Н.Н.Данилович, А.П.Ермолаев, О.И.Генисаретский, Е.В.Черневич, Г.Г.Курьерова. Самоидентификация в дизайне сразу же была связана с графическим дизайном, еще до ВНИИТЭ, в 1976 году, опубликовал свои первые статьи - по товарным знакам. Пониманию графического дизайна много дало многолетнее общение с М.А.Аникстом и вообще со "старшими товарищами" по Мастерской прикладной графики Художественного фонда. Творческой практикой я занимался всегда, но в небольших дозах, время от времени, не считая себя активно практикующим дизайнером и уж тем более не относя свои работы к уровню топ-дизайна, с которым работал в качестве исследователя, художественного критика и организатора художественного процесса. В 80-е годы сотрудничал с журналом "Реклама. Теория, практика", где приобщился к актуальной художественной жизни, в результате чего вместо научно-исследовательской работы стал все больше заниматься текущим процессом. Вместе с В.А.Цыганковым и В.Б.Чайкой мы превратили этот советский журнал в профессиональный клуб дизайнеров-графиков, в живое место, благодаря чему тираж его вырос втрое (и достиг 80 тысяч - столько, очевидно, было дизайнеров-графиков и рекламистов в Советском Союзе). Одновременно на базе Дизайн-центра на Пушкинской площади вел авторскую программу выставок по графическому дизайну «ЭКСПО-ГРАФ». В 1990 году защитил во ВНИИТЭ кандидатскую диссертацию на тему «Стилевые процессы в советском графическом дизайне 1960-80-х годов» и выпустил монографию «Стиль в графическом дизайне» (1991).

Надо сказать, что в 90-е годы решающую роль сыграла международная профессиональная среда, резко расширившая пространство внутренней свободы, что проявилось в «многоканальной» активности во всевозможных измерениях графического дизайна.

В результате я оказался причастен, например, к организации более чем 50 художественных выставок, в том числе - Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», Высшей академической школы графического дизайна…

Дважды непродолжительное время был главным редактором профессиональных дизайнерских журналов – «Greatis», который мы делали вместе с Цыганковым и Чайкой, и «Союз дизайнеров». Как искусствовед и художественный критик опубликовал более 300 статей и заметок. С 1997 года преподаю в Московском художественном училище прикладного искусства, руковожу Высшей академической школой графического дизайна. С 2003 являюсь учредителем и куратором Фонда современного дизайна и Премии инновационного дизайна «DIA. Design Innovation Awards».

В разные годы в печати вышли монографические издания: «Лучшие знаки и логотипы 1990-1995 годов» (1995), «Адрес: Москва. Москва-плакат» (1996), «Лучшие визитные карточки России» (1997), «Золотая пчела. Плакат 90-х из коллекции Московской международной биеннале графического дизайна» (2001), «Мои дизайнеры»(2002), «Гармония классической типографики»(2003), «Типографика визуальной коммуникации» (2004), «Типографика виртуальной среды» (2004). Последние три вышли в виде конспектов лекций авторского курса по теории графического дизайна «Проектная концептуалистика», который читается в ВАШГД, а также читался в Московском государственном художественно-промышленном университете имени С.Г.Строганова (1992-1993); в Тюменском колледже искусств (1999; 2001); в Национальном Институте Дизайна Союза Дизайнеров России (2000-2003) и в виде отдельных лекций в Мельбурнском университете (Австралия, Мельбурн, 1993); в Данденонгском колледже искусств (Австралия, Данденонг, 1993); в Бекманнской школе дизайна (Швеция, Стокгольм, 1993); в Колорадском университете (США, Форт-Коллинс, 1997), на Студенческой конференции Конгресса ИКОГРАДА (Южная Корея, Сеул, 2001). Этим летом должна быть, наконец, закончена работа над сборником статей «Графика современного знака».
































09.06.2004 11:41 Julia
Сергей, очень приятно видеть Вас на Составе :) Вы дизайнер, редактор, выступаете в качестве эксперта, занимаетесь выставками... Что из всех видов деятельности самое любимое?

09.06.2004 11:41 Сергей Серов
Да я все делаю с энтузиазмом. Только надоедает быстро. Тут я и переключаюсь.

09.06.2004 12:04 ВГ
Сергей Иванович, говорят, что Вы создаете имена российского дизайна. Как Вы находите тех, кто впоследствии становится "великим" дизайнером?

09.06.2004 12:04 Сергей Серов
Да нет, это все дружеские байки журнала «Как». А «великие» сами собой находятся.

09.06.2004 12:12 Cybrid
1) Насколько я могу судить, вы занимаетесь "выращиванием" будушщих звезд дизайна. Кого из нынешних учеников вашего проекта ВАШГД вы видите в будущем на ведущих ролях в отечественном и мировом дизайне?

2) Приедет ли еще та барышня из немецкого издательства для сбора материала для книги о российском дизайне? А если приедет, то кто может во всем этом поучаствовать?

3) Графический дизайн в рекламе в России находится по-вашему мнению на каком уровне?

09.06.2004 12:12 Сергей Серов
1). Насколько я могу судить, вы занимаетесь "выращиванием" будущих звезд дизайна. Кого из нынешних учеников вашего проекта ВАШГД вы видите в будущем на ведущих ролях в отечественном и мировом дизайне?

Во всех, кто прошел ВАШГД, вложено с избытком, с запасом. Посеяно щедро. Поэтому практически любого студента и выпускника ВАШГД можно представить себе на тех ролях, о которых вы говорите. Мои личные надежды связаны с такими именами, как Света Катаргина, Юля Федулова, Наташа Герасименко, Оля Зирко, Марина Князева, Олеся Руденко, Юля Шичкова, Маша Гладкова, Наташа Леонова, Маша Пучкова, Соня Чирта, Наташа Шендрик, Дамир Залялетдинов, Дима Кавко, Илья Брябрин, Таня Татаренко, Ира Южанина… да всех не перечислишь. Но ВАШГД – не фабрика звезд. Звезды преподают, а станут ли их ученики звездами – тайна сия велика есть. Подающих надежды много…

2) Приедет ли еще та барышня из немецкого издательства для сбора материала для книги о российском дизайне? А если приедет, то кто может во всем этом поучаствовать?

Если под «барышней» вы имеете в виду лондонского дизайнера и фотографа Кони Фреер, под «немецким издательством» – английское издательство «Booth-Clibborn Editions», а под «книгой о русском дизайне» – альбом «Московский стиль», редактором-составителем которого она является, то после того, как она приезжала в ВАШГД в декабре, она была еще раз в Москве – в марте. Больше не приедет, во всяком случае, по этому делу, потому что книжка уже делается и выйдет в октябре.
Поучаствовать можно попробовать в книжке «New Talent 2005», которую сейчас готовит нью-йоркское издательство «Graphis» (www.graphis.com), но там участие платное ($35 за работу), напечатают при этом вашу работу или нет – решает жюри, а дэдлайн скоро – 15 июня.

3) Графический дизайн в рекламе в России находится, по-вашему мнению, на каком уровне?

А то вы сами не знаете.

09.06.2004 12:15 Ярослав
Сергей Иванович, благодаря Вам, специальность дизайнера-графика является для многих привлекательной, красивой и даже романтичной. Видите ли Вы в настоящее время вокруг себя талантливых дизайнеров, которые могли бы стать новым Чайкой, некогда открытого Вами?

09.06.2004 12:15 Сергей Серов
Чайку открывать было нечего, он сам себя открыл. Талантливых дизайнеров вижу много. Но нового Чайку пока не вижу.

09.06.2004 15:14 asff
Сергей Иваныч, сразу прошу прощения за банальность, но вопрос в контексте сайта Состав-точка-Ру: насколько возможна реализация ваших дизайнерских инициатив в коммерческом русле? Иными словами, Вы работаете прикладно в рекламе, например?

09.06.2004 15:14 Сергей Серов
Не знаю. В прикладной рекламе работать не доводилось. Только в прикладной графике.

09.06.2004 15:28 Генадий
Здравствуйте Сергей! У меня к Вам организационный вопрос - возможно ли личное знакомство с Вами на предмет трудоустройства к нам молодых, подающих надежды, дизайнеров?

09.06.2004 15:28 Сергей Серов
Приходите на семестровый просмотр 26 июня, начиная с 16:00 в МХУПИ (Стрелецкая, 2). Там подающих надежды и увидите.
Пишите письма: serov@dubki.ru

09.06.2004 15:41 Георгий
Сергей, только состоялась DIA-2004. Каковы Ваши впечатления? Каковы перспективы рынка? Из представленных номинаций результаты какой боьше всего порадовали? Спасибо.

09.06.2004 15:41 Сергей Серов
Меня не особенно порадовало резкое зауживание номинаций в этом году. Отсюда и заведомая зауженность результатов. Но, я считаю, эта премия очень взбадривает нашу ситуацию. Все организуется на хорошем профессиональном уровне. Так что радует процесс независимо от результатов. То, что она продолжается, несмотря ни на что.

09.06.2004 16:03 MI
Сергей, можно ли говорить о существующих мировых школах графического дизайна, или у каждого художника свой путь? Если - да, то какая Вам ближе?

09.06.2004 16:03 Сергей Серов
Можно. Но у каждого художника свой путь. Cледующая в серии книжечек по «Проектной концептуалистике»(часть 4) – «Национальные модели графического дизайна», потом выйдут «Авторские творческие концепции» (часть 5) – все это мы это проходим в ВАШГД. Наряду с культурно-историческими парадигмами дизайна это разные типы проектных концепций, которые пронизывают профессиональное пространство дизайна как радиоволны, которые мы не замечаем. Но если настроиться на какую-то волну, будешь «ловить» только школы дизайна, а если покрутить ручку – только имена. Но они все равно пронизывают эфир, замечаем мы их или нет.
Какая мне ближе? У искусствоведов есть такой феномен: любить, потому что знаешь, а не знать, потому что любишь. Когда что-то изучаешь, осваиваешь, оно и становится «своим», близким. Каждый, кто сидит в музее на каком-то отделе, или пишет все время по одной эпохе или теме, считает это самым лучшим на свете. А у меня графический дизайн – он широк, потому люблю многое. Мне близко самое лучшее в разных школах и у разных мастеров.

09.06.2004 16:44 TV
Огромное Вам спасибо за проект - Летняя школа ВАШГД.

09.06.2004 16:44 Сергей Серов
И вам спасибо, дорогой (ая, ое) TV. У меня такое впечатление, что на Летние школы к нам собираются лучшие люди России и окрестностей. Жлобы сидят дома, деньги зарабатывают, на курорты ездят. А к нам приезжают только люди с Божьей искрой. Золотой фонд профессии. Потому Летние школы – нам самим в радость и утешение.

09.06.2004 16:50 А.П.
Сергей, можно ли где-нибудь купить указанные издания и если да, то где. Или может быть какую-то часть можно найти в сети? Спасибо.

09.06.2004 16:50 Сергей Серов
Старые – нигде.

«Мои дизайнеры», «Типографики» и «Area. 100 Graphic Designers / 010 curators / 010 design classic» – на сайте «Индекса»: http://index.ru/books/index.html.

«Золотую пчелу» и «Мои дизайнеры» – в магазине «Кентавр» на Миусской площади (тел.: 973 4301, kentavr@rsuh.ru).

«Мои дизайнеры» – в магазине «Экспопарка» в ЦДХ (наверху, справа от лестницы).

Несколько статей и заметок есть в сети:
http://www.kak.ru/archive/11-12/01.html
http://www.id-as.com/events/serov/index.html#articles
http://www.rudesign.ru/graphic/articles/serov/serov02.htm
http://picto.mania.ru/pict/sport/sport-071.htm
http://index.ru/event/konkurs/2000/ollium/word/index.html
http://www.designet.ru/context-2002/c-VASHGD-Brno.shtml
http://www.designet.ru/context/context-serov-VASHGD.shtml
http://www.imadesign.ru/school/articles/art6/index.html
http://www.imadesign.ru/school/articles/art3/index.html

09.06.2004 17:13 Heliya
Сергей Иванович, насколько я знаю, Вы большой поклонник восточной школы графического дизайна.Принято считать, что в настоящее время дизайнеры находятся в поиске некой новой парадигмы, котрая должна быть найдена в русле восточной, а не западной философской традиции. Что Вы думаете об этом?

09.06.2004 17:13 Сергей Серов
Я не востокопоклонник, вы меня с Чайкой путаете. А про дизайн и восточную философию – это Ан Санг-Су и профессор Ким так думают, но приятно, что вы читали мою статью про «Оуллим». Сами они не очень конкретно себе это представляют, я много говорил с Ан Санг-Су на этот счет, когда он был здесь на DIA в прошлом году. Это, скорее, констатация того факта, что старая парадигма дизайна как культурная доминанта деактуализировалась, и некая интенция на поиски альтернативы. Это мне действительно близко. В восточной философии много мудрости, мое поколение прошло тридцать лет назад через увлечение востоком. Но я бы так определенно не стал связывать все будущее дизайна только с восточной философией.

09.06.2004 18:20 Marianna
Сергей Иванович! Вы преподаете в Московском художественном училище прикладного искусства и руководите Высшей академической школой графического дизайна. В одной из Ваших статей прочитала, что на дизайн двадцатого столетия в большой мере повлияла индустриализация и массовое производство.Как Вы считаете, случится ли в новом поколении дизайнеров некий перелом во взгляде на графический дизайн? Найдет ли оно некие новые идеалы?

09.06.2004 18:20 Сергей Серов
Обязательно

09.06.2004 22:01 А. О.
Большое спасибо за Ваши старания на ниве золотого ПЧЕЛОводства! Новых Вам успехов и новых начинаний.

10.06.2004 10:55 Drozd
Знаю, что Вы часто путешествуете. Каковы самые сильные впечатления от увиденного и бывает ли, что итогом поездки становитися какой-либо новый проект?

10.06.2004 10:55 Сергей Серов
Лучшие путешествия: Брно, Австралия, Нью-Йорк, Греция, Рим, Израиль... Самые сильные впечатления – от встреч с прекрасными людьми. Из путешествий много проектов выросло. Например, "Золотая пчела" и "Академия графического дизайна" родом из Брно, из поездки на биеннале в 1990 году. Вот в понедельник опять еду в Брно, в седьмой раз.

10.06.2004 11:46 Darya
Сергей, постоянно общаясь с учениками, чувствуете ли Вы, что они другие? Или все этапы прохождения через открытия и заблуждения те же?

10.06.2004 11:50 Елена
Здравствуйте, Сергей Иванович! Очень хотелось бы узнать, как проходит конкурсный отбор анкет, чем руководствуетесь, кому отдаете предпочтение при выборе в Летнюю и Зимнюю Школы.
спасибо

10.06.2004 11:50 Сергей Серов
Отбираю, советуясь с товарищами. Иногда со старшими, иногда с младшими. Предпочтения иногородним (у них все-таки меньше возможностей)и более продвинутым (это все-таки "повышение квалификации").

10.06.2004 12:12 Юрий
Сергей Иванович! Вопрос, наверное, банальный, но все же хотелось бы узнать Ваше мнение: кого из российских дизайнеров, работмающих сегодня в рекламе, Вы считаете наиболее яркими?

10.06.2004 12:12 Сергей Серов
Логвина. У него все всегда так ярко. И одевается ярко. Как будто и не дизайнер.

10.06.2004 12:15 Кира
Сергей Иванович, Вы ведь пишите. А что любите читать? Кто из классиков любимый и кто нравится из современных писателей?

10.06.2004 12:15 Сергей Серов
Люблю читать эссеистику типа Гачева, Эпштейна, Довлатова. Из классиков – Честертон. Из современных нравятся писатели и поэты журнала "Истина и Жизнь". Десять лет делаю его дизайн, и потому прочитываю каждый номер целиком. Журнал ежемесячный. Литературный раздел там качественный. Журнал христианский, межконфессиональный, культурный, открытый, светлый. Авторов много. Все нравятся. Многие пронзительно.

10.06.2004 13:10 Грег
Сергей, можно ли говорить каких-либо тенденциях в развитии мирового графического дизайна?

10.06.2004 13:10 Сергей Серов
Общие тенденции – переходные процессы:
от модернизма к постмодернизму;
от целесообразности к смыслосообразности;
от объективности к субъективности;
от реальности к виртуальности;
от монолога к диалогу;
от единой картины мира к мозаике, клипу;
от «сильной» проектности к «слабой»;
от «расколдовывания мира» к «заколдовыванию»;
от пафоса к игре;
от результата к процессу;
от значимой формы к значимому фону;
от нетерпимости к плюрализму…
Конкретные – зависит от контекстов разговора.
Например, в знакообразовании:
от объективной семиотики к брендингу и т.д.

10.06.2004 13:18 Михаил
Сергей Иванович! Работая с заказчикоам, часто ли приходилось ломать себя, выполняя его, скажем так, причуды? Как относитесь потом к таким работам?

10.06.2004 13:18 Сергей Серов
Работаю (в смысле личной проектной практики) вообще редко. В основном, в культурной сфере. Соответственно и заказчики культурные. С заказчиками с причудами стараюсь дело не иметь. А то как потом будешь относиться к таким работам?

10.06.2004 14:57 О. Устинович
Добрый день, Сергей Иванович!
Вопрос: насколько актуален и действенен такой способ "цехового объединения", как Союз дизайнеров в том виде, в котором он существует ныне? Или же время, ситуация, тенденции требуют некоего другого, принципиально нового подхода к формированию подобного СОЮЗА?

10.06.2004 14:57 Сергей Серов
Да вы, Олег, сами и ответили на свой вопрос. Да и не вопрос это.

10.06.2004 19:17 IcanBlog
Сергей Иванович, здравствуйте.
Назовите пожалуйста три:

• шрифта
• книги
• дизайнера

Спасибо

10.06.2004 19:17 Сергей Серов
Баскервиль, Футура, Beowolf
Ян Чихольд "Облик книги", Эмиль Рудер "Типографика", Lewis Blackwell, David Carson "The End of Print"
Чихольд, Мюллер-Брокманн, Карсон

10.06.2004 19:55 Алексей
Сергей Иванович!
Скажите, были ли у нас в стране интересные разработки в области дизайна упаковки? Какие? Если можно - краткая оценка состояния этого направления в России.

10.06.2004 19:55 Сергей Серов
Были. Упаковка в дореволюционной России – вся интересная. В 70-е годы был такой комбинат – "Огонек". Аркадий Троянкер там работал главным художником. Супер был дизайн. В 80-е годы много интересного делалось в комбинате "Продоформление". Пример современной нтересной разработки – "RICH". Причем Сергей Кужавский и Стас Жицкий показывали мне свой творческий дневник, "бортовой журнал". Знаете, сколько черновых эскизов было сделано к "RICH"? Ни одного! Сразу в кассу. Гениально.
Много лет сижу в "Росупаке" в жюри ежегодных упаковочных конкурсов. Общий уровень медленно, но ползет вверх. Но удачи типа "RICH" сегодня крайне редки.

11.06.2004 05:23 Drone
Добрый день, Сергей Иванович!
Как Вы относитесь к "последнему золоту Чайки" (с точки зрения исскуствоведа, члена жюри международных конкурсов)?
Не раздражает ли Вас общая "усталость" средств выражения большинства европейских биеннале? Насколько часто в дизайнерских конкурсах дают награды паре "работа+имя" при присутствии более выдающихся работ "без имени"

11.06.2004 05:23 Сергей Серов
Очень порадовался. Очень. Как его первому "серебру" в Брно в 80-е годы. В следующем году Чейке – 50, и с этим "золотом" как-то всё очень правильно получилось. Сам плакат тоже очень правильный. За державу не обидно. Сильный, глубокий, профессиональный. По национальным моделям все понятно: одновременно и швейцарский – графичный, лаконичный, точный, структурный, упорядоченный, как модульный сетка; и польский – живописный, экспрессивный, чуть-чуть чернушный, такая страшилка небольшая, что в Варшаве всегда подсознательно учитывается; и русский – с литературой и политикой – красная плашка закрыла человеку глаза, лицо, и что с ним стало? и что с нами стало? и т.д. По авторской творческой теме тоже все понятно: серийная вариация на ту же "Хи-стори". По профессиональной парадигме – образцовый модернизм, знаковый, лаконичный, минимакс... Короче, идеальный плакат для победы в Варшаве. Но я бы за него не голосовал. Даже с учетом предстоящего юбилея.
"Усталость" биеннале – хорошее наблюдение. И про "работу+имя" все правильно. Но лучше биеннале пока ничего не придумано.

11.06.2004 05:37 В. Остр.
Сергей, что по вашему мнению выстраивает тот барьер который мешает вам создавать работы уровня топ-дизайна?

11.06.2004 05:37 Сергей Серов
Ну, наверное, прежде всего – отсутствие достаточной внутренней мотивации, я к этому никогда не стремился. А когда внутреннюю планку выше барьеров не поднимаешь, то их и не преодолеваешь. Я знаю, что могу делать культурно-грамотные работы, и на это найдется культурно-грамотный заказчик, которому именно это и нужно. А звездный уровень – особая харизма. Ее у меня точно нет.

11.06.2004 05:57 ramon
Здравствуйте, Сергей Иванович!
Вы воспитали несколько поколений молодых дизайнеров... постоянно ли число талантливых людей (в процентном отношении) в вашем учебном заведении? "творческие" тесты при поступлении в ВАШГД позволяют увидеть "божью искру" в человеке? Какими свойствами должны обладать "настоящие" дизайнеры?

11.06.2004 05:57 Сергей Серов
Про несколько поколений говорить преждевременно.
Про статистику талантов – тоже.
Творческие тесты всё увидеть не позволяют, но для дизайна они все ж лучше, чем традиционные экзамены по академическому рисунку гипсовых фигур и живописи мертвой натуры, разве нет?
"Настоящий" дизайнер должен чувствовать в себе эту искру как призвание, как свой путь...
У католиков есть разные монашеские ордена. Очень закрытые, за решеткой, созерцательно-молитвенные. И растворенные в миру, вообще обходящиеся без прикида. Мне довелось побыть в одном таком по дизайнерским делам – описано здесь: http://www.id-as.com/events/serov/h/five.html, к сожалению, без картинок. Я спросил там Корнелиуша, что его туда привело. Он не стал говорить: "Не что, а Кто", а ответил просто: "Мне с самого раннего детства нравилось делать добро людям". Так и с художественнми талантами. Одни – для уединенных созерцаний. А дизайнеры – миссионеры красоты в миру.

11.06.2004 07:28 e-piskop
Сергей Иванович!
Был у вас на Летней Школе. Заметил, что почти все "звездные" преподаватели обладают определенной долей догматизма. Это можно назвать "порабощением разума успехом"? или это неотъемлемое свойство всех звезд?

11.06.2004 07:28 Сергей Серов
Слушателей с таким высоким саном – e-piskop – у нас не было. Я сейчас проверил по базе данных.

11.06.2004 09:33 Андреева Ольга
Здраствуйте, Сергей Иванович.
1)Судя по списку на летнюю школу 2004, предпочтение при выборе кандидатов было отданно инагородним. Значит ли это, что среди Москвы и подмосковья мало достойных и нам не стоит надеяться на встречу с вами. Я нахожусь в листе ожидания уже второй год. Когда планируется воскресная школа?
2) Что кроме "Проектной концептуалистики" Вы советуете почитать?
3) Ваше мнение о Британской высшей Школе дизайна в Москве?

11.06.2004 09:33 Сергей Серов
Милая Ольга, вы пишите в своей анкете: "Если в этот раз я не попаду на курсы, я всё равно буду продолжать попытки попасть в Летнюю/Зимнюю школу. И сделаю Всё, что бы у меня это получилось". Продолжайте, у вас получится.
Дело не только в достоинствах. Предпочтения иногородним никогда не скрывались. Это объяснимо и справедливо. Вот "воскресная школа" когда-нибудь будет – специально для москвичей.
"Проектную концептуалистику" я не советовал почитать. Это не чтение, а конспект-программа лекций с образцами учебных заданий. А почитать можно много чего. Например, по теории и истории шрифта:
1. Аронов В. Эльзевиры. М., «Книга», 1975.
2. Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В., Моисеев А.А., Почтарь Э.И., Ярмола Ю.А. Шрифты. Разработка и использование. М., «ЭКОМ», 1997.
3. Бигелоу Ч., Дей Д. Графика цифрового шрифта. В журн. «В мире науки», 1983, №10.
4. Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт. М., «Книга», 1964.
5. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., «Книга», 1988.
6. Вознесенский А.В. Как издать вашу книгу: В помощь автору. СПб., «Коло», 2003.
7. Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. Л. 1967.
8. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., «Аспект-Пресс», 2000.
9. Герчук Ю.Я. Эпоха политипажей. Русское типографское искусство 1-й трети XIX века. М., «Книга», 1982.
10. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. М., «Книга», 1987.
11. Дирингер Д. Алфавит. М., «Иностранная литература», 1963.
12. Зиховски Р. фон, Тиман Г. (сост.) Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели 18–20 веков о секретах своего ремесла. М., «Книга», 1987.
13. Искусство шрифта: Работы московских художников книги. 1959–1974. М., «Книга», 1977.
14. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., «Мысль», 1965.
15. Капр А. Эстетика искусства шрифта. М., «Книга», 1979.
16. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. М., «Мир», 2001.
17. Каталог ручных и машинных шрифтов. М., «Книга», 1966.
18. Книга. Энциклопедия. М., «Большая Российская Энциклопедия», 1999.
19. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. Т. 1–2. М., «Слово», 2000.
20. Кудрявцев А.И. Шрифт. История, теория, практика. М., Университет Натальи Нестеровой, 2003.
21. Лазурский В.В. Альд и альдины. М., «Книга», 1977.
22. Лазурский В.В. Путь к книге. М., «Книга», 1985.
23. Немировский Е.Л. Мир книги. С древнейших времен до начала ХХ века. М., «Книга», 1986.
24. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. М., «Наука», 2000.
25. Павленко Н.А. История письма. Минск, «Вышейшая школа», 1987.
26. ПараТайп 95. Библиотека цифровых шрифтов. Каталог. Изд. 3-е. М., ПараГраф, 1995.
27. ПараТайп 97–98. Библиотека цифровых шрифтов. ParaType Originals. Каталог. Изд. 4-е. М., ПараГраф, 1997.
28. ПараТайп 2000. Библиотека цифровых шрифтов. Т. 2: ParaType Addendum. Каталог. М., ПараТайп, 2000.
29. ПараТайп 1998–2003. Библиотека цифровых шрифтов. Т. 3. Каталог. М., ПараТайп, 2003.
30. Рудер Э. Типографика. М., «Книга», 1982.
31. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. М., «Плакат», 1987.
32. Телингатер С.Б., Каплан Л.Б. Исскусство акцидентного набора. М., «Книга», 1966.
33. Тоотс В.К. Современный шрифт. М., «Книга», 1966.
34. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., «Книга», 1987.
35. Фотонаборные шрифты. Каталог-справочник. М., «Книга», 1983.
36. Фридрих И. История письма. М., 1979.
37. Чихольд Я. Облик книги: Избранные статьи о книжном оформлении. М., «Книга», 1980.
38. Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. 1708–1958. М., «Искусство», 1959.
39. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. Вопросы теории и практика применения. 2-е изд. М., «Книга», 1985.
40. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. Руководство по PageMaker 6 для всех и каждого. М., «Русская редакция», 1997.
41. Ярмола Ю.А. Компьютерные шрифты. СПб., «BHV–Санкт-Петербург», 1994.
42. Йончев В. Шрифтът през вековете. 3-å èçä. Ñîôèÿ, 1974.
43. Bains P., Haslam A. Type & Typography. Laurence King Publishing. London, 2002.
44. Berry J. (Ed.) Language Culture Type. International Type Design in the Age of Unicode. Association Typographique Internationale/Graphis. New York, 2002.
45. Blackwell L. 20th Century Type (remix). Laurence King Publishing. London, 1998.
46. Bringhurst R. The Elements of Typographic Style. Version 2.5. Hartley & Marks Publishers. Canada, USA, 2002.
47. Carnase T., Gorkin B., TYPE. The Best in Digital Classic Text Fonts. Graphis Press, Zurich, 1995.
48. Carter S. Twentieth Century Type Designers. London, 1995.
49. Eason R., Rookledge R., Baines P., Rookledge G. Rookledge’s international handbook of type designers: a biographical directory. Sarema Press Ltd., 1991.
50. Friedl F., Ott N., Stein B. TYPOgraphy – when who how. Koeln, 1998.
51. Gottschall E.M. Typographic Communication Today. Cambridge (Mass.), 1989.
52. Haley A. ABC’s of Type. New York, 1990.
53. Haley A. Type. HOT designers make COOL fonts. Gloucester (Mass.), 1998.
54. Hlavsa O., Wick K. Typographia. v. 1–3. Praha, 1976, 1981, 1986.
55. Jaspert W.P., Berry W.T., Johnson A.F. The Encyclopaedia of Type Faces. Avon, Great Britain, 1990.
56. Kapr A. Schriftkunst. Dresden, 1976.
57. Kapr A. Deutche Schriftkunst. Dresden, 1955.
58. Meggs P., Day B., Carter R. Typographic Design: Form and Commu-nication. 2nd ed. New York, 1993.
59. Meggs P., Carter R. Typographic Specimens: The Great Typefaces. New York, 1993.
60. Meggs P. A History of Graphic Design. New York, 1993.
61. Muzika F. Krasno Pismo. v. 1–2. Praha, 1958.
62. Perfect C., Austen J. The Complete Typographer. A Manual for Designing with Type. Rockport (Mass.), 1992.
63. Smeijers F. Counterpunch. making type in sixteen century, designing typefaces now. London, 1996.
64. Tschichold J. Treasury of Alphabets and Lettering. London, 1995.
65. Type Reference Book for PostScript Users. Agfa Typography, 1994.
66. Updike D.B. Printing Types: Their History, Forms, and Use. 3th ed. v. 1–2. Cambridge, 1962.
67. Woolman M. A type detective story. Episode One: The Crime Scene. New York, 1997.
68. Zhukov M.G. The Pecularities of Cyrillic Letterforms: Design Variations and Correlation in Russian Typefaces. Typography Papers, 1, 1996. The University of Reading, Great Britain.

Британская школа дизайна – насколько я понимаю, это такая бизнес-схема. Но школы разные нужны.

11.06.2004 10:16 inna
Сергей Иванович, я Вас очень уважаю, как педагога и Ваш совет для меня очень важен. Я бы хотела поучиться в Европе (уже есть диплом бакалавра дизайна). В каких странах системы дизайн-образования самые качественные? (с Англией все понятно, менее дорогие варианты).
Меня интересует область дизайна - Communication, организация событий (праздников, концертов и т.д.), моделирование процессов общения и потребления на концептуальном уровне. Может быть посоветуете несколько конкретных школ?

11.06.2004 10:17 Андрей Коваль
Сергей Иванович, добрый день!
Вопрос: а нужно ли вообще мнение эксперта (такого как Вы) самому дизайнеру, Заказчику.
И почему?

11.06.2004 10:17 Сергей Серов
А кто им еще правду скажет?

11.06.2004 10:41 Остап
Здравствуйте, Сергей Иванович.
Насколько Ваша работа развивает Вас как Человека?

И ещё такой вопрос -- я только относительно недавно стал заниматься графическим и веб-дизайном, и вижу, что большинство моих работ это компиляция ранее увиденного. Это нормально, или стоит все-таки делать пусть не так хорошо, но самому. (для того, что бы стать хорошим дизайнером и развиваться при этом)

11.06.2004 10:41 Сергей Серов
Это нормально. Но стоит все-таки и самому. Творческая работа – это и есть развитие себя как человека и других как людей.

11.06.2004 11:54 Cybrid
Как вам кажется, не занимается ли Паратайп ерундой "кириллизуя" старые гарнитуры и совершенно игнорируя актуальные вещи, как минимум "техногенные" или "хай-тек" шрифты? (это вопрос скорее к Паратайпу, но так как ваши пути часто пересекаются, то задам его и вам)

11.06.2004 11:54 Сергей Серов
Да вы что! "Паратайпавцам" нужно конные памятники при жизни ставить. Из золота. Фактически Ефимов со товарищи произвел евроремонт шрифтового вкуса всей страны. Благодаря его усилиям и бессовестному воровству (а что делать? кто виноват? русская привычка) вся реклама, полиграфия и наружка России прямо на глазах сменила левый дизайн самопальных малопрофессиональных или пришедших "оттуда" системных фонтов с нерусским графическим акцентом на добротные, профессионально грамотные, не оскорбляющие русский глаз паратайповские гарнитуры.
А актуальными инновациями вы и займитесь.

11.06.2004 12:22 Ольга
Сергей Иванович, чувствуется, что все, что Вы делаете, Вы любите - согласитесь, это счастье. Вопрос такой: как сочететаются в Вашем мировоззрении новаторство и некоторая пародоксальность мира дизайна с работой в христианском журнале(говорю с глубоким к нему уважением), который не требует, по большому счету, дизайнерских изысков, и в чем-то, как и положено религиозному журналу, по-хорошему консервативен?

11.06.2004 12:22 Сергей Серов
А кто по-вашему источник новаторства и парадоксальности? Господь Бог ведь и есть главный дизайнер мира видимого и невидимого. И новатор и парадоксалист. "Се, творю всё новое"... А наша красота и креативность – лишь сотворчество. Так что внутреннего противоречия нет. А хороший консерватизм мне нравится.

11.06.2004 12:35 Валерия
Сергей Иванович, поделитесь планами "Золотой пчелы". Все рады ее возвращению, за что безмерно Вам благодарны. По какому пути полетит? :)

11.06.2004 12:35 Сергей Серов
Об этом я подумаю после 10 сентября. Дожить бы до этой "Пчелы". А то "Ё программа" объявилась в попечителях, а потом отказалась. А теперь вот и "Директ Дизайн" решил отказаться.

11.06.2004 12:37 Андрей
Здравстуйте, сергей Иванович!
Хочу непременно поступить к вам в школу. Что делать, чтобы непременно?

11.06.2004 12:37 Сергей Серов
А вот же условия приема:

Высшая академическая школа графического дизайна объявляет набор в Творческую мастерскую Евгения Добровинского и Андрея Логвина на первый курс Московского художественного училища прикладного искусства, Отделение "Графический дизайн".
Специальность 0514 "Дизайн (по отраслям)", специализация "Графический дизайн".

Форма обучения - дневная очная.
Срок обучения 2 года 10 месяцев.
Стоимость обучения 1800 у.е. в год (оплата посеместровая, до начала семестра).

Вступительные экзамены 22 - 31 июля 2004 года:
Русский язык (диктант, школьная программа)
Творческие тесты по графическому дизайну

Документы: 4 фотографии 3х4, заявление, ксерокопия первой и регистрационной страниц паспорта, ксерокопия документа о полном среднем образовании, медицинская справка принимаются 20-30 июня и 22 июля 2004 года в МХУПИ.

Отделение "Графический дизайн" было организовано в 1998 году в рамках сотрудничества МХУПИ с Академией графического дизайна - творческой ассоциацией, объединяющей ведущих дизайнеров-графиков страны, внесших выдающийся вклад в развитие отечественного графического дизайна и имеющих высокую профессиональную репутацию. Академия графического дизайна является представителем России в Международном совете национальных ассоциаций по графическому дизайну ИКОГРАДА. В соответствии со своими уставными целями и задачами по содействию совершенствованию отечественного графического дизайна, повышению его культурного статуса и творческого уровня, по восстановлению и сохранению профессиональных традиций и ценностей, наращиванию духовного потенциала профессии и заботе о передаче опыта новым поколениям дизайнеров-графиков Академия графического дизайна совместно с Московским художественным училищем прикладного искусства и рядом московских вузов начала в 1997 году образовательный проект "Высшая академическая школа графического дизайна", ставший широко известным брендом, получившим признание в России и на международном уровне.

"Высшая академическая школа графического дизайна" является членом "ICOGRADA Education Network", всемирной образовательной сети ИКОГРАДА, являясь там единственным представителем российской профессиональной педагогии по графическому дизайну.

Выпуски специалистов со средним профессиональным образованием Отделения "Графический дизайн" МХУПИ в рамках проекта "Высшая академическая школа графического дизайна" состоялись:
в 2001 году - Творческая мастерская Андрея Логвина;
в 2003 году - Творческая мастерская Бориса Трофимова, продолжающая в настоящее время учебный процесс в Московском институте туризма, рекламы, шоу-бизнеса.

Выпуски специалистов с высшим образованием в рамках проекта "Высшая академическая школа графического дизайна" состоялись:
в 1999 году - в Московском государственном открытом педагогическом университете (Творческая мастерская Бориса Трофимова, выпускники МХУПИ с перепрофилированием в области графического дизайна);
в 2001-м и в 2004-м годах - в Национальном Институте Дизайна Союза Дизайнеров России (Творческие мастерские Эркена Кагарова).

В настоящее время на Отделении "Графический дизайн" обучаются две группы: Творческие мастерские Юрия Гулитова (3 курс МХУПИ) и Тагира Сафаева (2 курс МХУПИ).

Организация учебного процесса на Отделении "Графический дизайн" соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0514 "Дизайн (по отраслям)". При этом содержание подготовки по дисциплинам специализации наполняется творческим опытом известных профессионалов графического дизайна. Вовлечение в учебный процесс самых актуальных мастеров, творческих лидеров, занимающих активную профессиональную позицию на переднем плане развития отечественной проектной культуры, дает возможность делать акцент на получении знаний и умений "из первых рук".

Педагогика ВАШГД базируется на таких предпосылках как:

создание режима наибольшего благоприятствования для авторских педагогических поисков;
перенос центра тяжести на личный, субъективный опыт и творческую интуицию ведущих мастеров;
апробирование широкого спектра проектов и создание многомерного инновационного пространства;
формирование нового, динамичного стиля обучения, новой педагогической культуры;
погружение студентов в актуальную художественную жизнь профессии;
стимулирование собственной активности студентов, развитие способностей к самообучению, к самостоятельным поискам;
встраивание в международные учебно-образовательные проекты и программы.
Абитуриенты, поступившие на Отделение "Графический дизайн" МХУПИ в Творческую мастерскую Евгения Добровинского и Андрея Логвина, получат государственный диплом о среднем профессиональном образовании в июне 2007 года.

Отсрочка от армии во время обучения гарантируется.

Продолжение обучения выпускников Отделения и получение высшего образования в рамках проекта "Высшая академическая школа графического дизайна" будет осуществляться на основе договоров о сотрудничестве МХУПИ с московскими вузами.

Примеры возможных творческих тестов
1
Задание: Компоновка композиции на абстрактную тему из готовых элементов. Композиция выполняется в виде серии из двух листов. Тема задается непосредственно перед началом экзамена.
Цель: Выявить художественно-образное видение абитуриента, его способность к визуальному архитектоническому мышлению, чувство ритма и пространства
Инструмент: Клеящий карандаш
Материалы: 2 листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) и 20 черных полосок бумаги размером 5х30 мм (необходимо использовать в компоновке каждого листа по 10 полосок)
Время выполнения задания: 1 академический час.
Автор теста: Юрий Гулитов, 2001

2
Задание: (1) Найти в окружающей среде собственный предмет для натюрмортной постановки (15 минут). (2) Составить в процессе коллективной работы натюрмортную постановку для рисования (15 минут). (3) Выполнить рисунок постановки (15 минут).
Цель: Выявить художественно-образное видение абитуриента, его способность к креативному мышлению и коллективной работе, владение основами изобразительной грамоты, элементарными навыками набросочного рисования
Инструмент: Простой карандаш
Материал: 1 лист белой бумаги формата А3 (297х420 мм)
Время выполнения задания: 1 академический час.
Автор теста: Сергей Серов, 2003

3
Задание: Композиционная серия в виде раскадровки, показывающей процесс последовательного развития темы: "Взаимопревращения предмета и буквы". Тема может развиваться от предмета к букве и наоборот. Исходной позицией может быть конкретная буква, которая должна трансформироваться в заданный или самостоятельно подобранный абитуриентом предмет, или наоборот -- предмет, который превращается в букву (заданную или подобранную абитуриентом по своему усмотрению). Тема конкретизируется непосредственно перед началом экзаменационного теста.
Цель: Выявить художественно-образное видение, визуальное остроумие, независимость мышления абитуриента, способность к созданию знака, преодолению детальных и описательных свойств предмета. Качество выполнения задания состоит прежде всего в остроте идеи, а не в качестве исполнения.
Инструменты: Кисть, перо, карандаш, фломастер, ножницы (по выбору)
Материалы: Бумага, клей, тушь, акварель, гуашь или темпера (по выбору)
Формат бумаги: А3 (297х420 мм), вертикальный
Размер кадров: 126х89 мм, горизонтальный
Количество кадров в серии: Шесть кадров в три ряда по два кадра
Поля: Боковые по 15 мм, верхнее 40 мм, нижнее 83 мм. Расстояние между кадрами по 15 мм
Время выполнения задания: 1 академический час.
Автор теста: Борис Трофимов, 2000

4
Задание: Создание из двух листов бумаги -- черной и белой -- карнавальной маски, скрывающей лицо, но раскрывающей характер автора.
Цель: Выявить художественно-образное видение, визуальное остроумие, креативность мышления абитуриента, способность к адекватному воплощению идеи в материале
Инструменты: ножницы
Материалы: бумага, клей
Формат бумаги: А4 (210х297 мм)
Время выполнения задания: 1 академический час.
Автор теста: Андрей Логвин, 2000

5
Задание: Создание фирменного знака на заданную тему. Тема задается непосредственно перед началом экзамена.
Цель: Выявить художественно-образное видение, креативность мышления абитуриента, его способности к знакообразованию.
Инструменты: Карандаш, фломастер, маркер (по выбору).
Материалы: бумага.
Формат бумаги: А4 (210х297 мм).
Размер знака: 10х10 см.
Время выполнения задания: 1 академический чаc.
Автор теста: Эркен Кагаров, 2001.

11.06.2004 12:38 А.П.
Очень красивая фотография! Если не секрет, кто сделал снимок?
И спасибо за ссылки!

11.06.2004 12:38 Сергей Серов
Это фотография для последнего номера журнала "Как". Делал Саша Тютюнник, новый мальчик, теперь штатный фотограф журнала. Он делал все "академические" портреты в последних двух номерах.

11.06.2004 13:16 Дмитрий
Сергей Иванович, поделитесь, Есть ли среди организованных выставок любимая? И почему запомнилась именно она? Какими характеристиками Вы определяете для себя их "качественность"?

11.06.2004 13:16 Сергей Серов
Да они как дети – все разные. И "Возвращение забытых имен. Павел Флоренский" в Центральном Доме литератора в 1989 году, когда цвет пригласительного билета утверждали в ЦК КПСС, и выставка висела на волоске до последнего, а потом оказалась культурным прорывом. И стильные профессиональные выставки в Дизайн-центре на Пушкинской площади в конце 80-х – начале 90-х –в "норке" под громадой "Известий", в "уличной галерее" витрин. И огромная выставка нашего плаката в Мельбурне в 1993 году – в грандиозном хай-тековском пространстве. И выставка знаков «From Russia with Logo» в Бельгии, в Остенде, в старинном дворце. И серия "маленьких пчёлок" по отдельным жанрам графического дизайна в 1997–99 в ЦДХ. И "прощальная" – пятая "Золотая пчела" в 2000-м. И совсем свежая – "100 плакатов 4-го Блока" в "МАРСе", которую мы делали с моим другом Олегом Векленко этой весной... У каждой свое пространство, свои задачи, своя "качественность". Когда делаешь не потому, что заказчик бабки платит, а пипл все равно схавает, то тут вопрос о "качественности" и встает. И внутри всегда ее как-то ощущаешь.

11.06.2004 13:19 Алексей Щукин (Мурманск)
Добрый день, Сергей Иванович.
Для Вас Фестивали дизайна это:
1. смотр и поиск талантов;
2. хорошее общение и новые интересные контакты;
3. действительно соревнование среди дизайнеров;
4. изначально работы лучших студий Москвы, Питера, России?
Спасибо.

p.s. Уже собрал всё необходимое для Летней школу:))

11.06.2004 13:19 Сергей Серов
Фестивали – это такое средство самосознания и саморазвития профессии. Работаешь, работаешь, все заказчики да заказчики. А на фестивали несешь лучшее. Свой личный вклад в культуру. Здесь эти вклады и соединяются в культурный капитал профессии.

11.06.2004 13:25 Руководство Европа Плюс Ростов
Сергей Иваныч! Спасибо тебе за твое творчество! Иди всегда вперед!

11.06.2004 13:27 Inna
Сергей Иванович, после вопроса, на который Вы ответили длинным списком полезной литературы несколько вопросов остались неотвеченными. Это случайно или преднамеренно? Очень бы хотелось получить Ваш совет - я про образование в Европе спрашивала.
И про набор в этом году к Логвину-Добровинскому - раньше была информация, что срок обучения 5 лет. С чем связаны изменения?

11.06.2004 13:27 Сергей Серов
Да не успеваю просто про образование в Европе длинный список составить. Школ хороших много. Но лучшие все-таки в Англии. И как раз по тому делу, которое вас интересует.
Изменения связаны с никак не разрешаемыми проблемами высшего звена ВАШГД. Отступили на старые, но надежные позиции среднего.

11.06.2004 13:42 Inna
А оффлайн можно на эту тему образования в Европе совет получить?
И про Логвина-Добровинского. Надо ли понимать так, что разница во времени за счет общеобразовательных дисциплин, не за счет дизайн-проектирования и других спецпредметов?

11.06.2004 13:42 Сергей Серов
Можно. Давайте после Брно, через полторы недели. Пишите: serov@dubki.ru.
Разница во времени между старым и новым объявлением: раньше объявили набор сразу под крышу Московского института туризма, рекламы, шоу-бизнеса – под единый стандарт о высшем образовании сразу на 5 лет. А теперь решили вернуться к старой проверенной системе 3 + 2, сначала госдипломы в Московском художественном училище прикладного искусства под очень удобный стандарт "Дизайн (по отраслям)". Вот этот уровень сейчас гарантированно и объявлен. А там видно будет.

11.06.2004 13:51 Алексей Щукин (Мурманск)
Согласен. Иногда даже не успеваешь принести - все deadlines пропускаешь с работой - увлекаешься очень, забываешь обо всём.

11.06.2004 13:52 Марина Лебедева
Здравствуйте, Сергей Иванович!
Просто хотела сказать, что очень вас люблю и желаю всяческих успехов! :))

11.06.2004 13:52 Сергей Серов
Для тебя: я тоже.

Для остальных: Марина Лебедева – выпускница ВАШГД образца 2001 года, когда мы первый и последний раз набирали в ВАШГД, как обычно набирает училище – после 9 класса. Мы эту группу звали "малыши". Это была трехгодичная мастерская Андрея Логвина. Так они "малышами" для нас и останутся. Единственными и неповторимыми. Дипломный проект Марины опубликован в "output:05", "International yearbook for the best works of graphic design students" за 2002 год.

11.06.2004 14:03 Heliya
Сергей Иванович, огромное спасибо Вам за содержательное, интересное интервью!
Успехов во всех Ваших благородных и красивых начинаниях!

11.06.2004 14:28 Вовчик из 8-го Б
Сергей Иванович, есть ли планы по приглашению в вашу школу Артемия Лебедева в качестве преподавателя по веб-дизайну?
Каково ваше отношение к нему как к дизайнеру, его творчеству? Планируется ли в ближайшее время пополнить список дисциплин теледизайном.

11.06.2004 14:28 Сергей Серов
Да Тёма к нам на просмотры захаживает. В вэб-дизайне он король. И много полезного делает как деятель интернет-культуры. За экранной эстетикой будущее. Но настоящее пока за традиционной полиграфической. Пока это значительно качественней. И Андрей Шелютто появляется на Летних школах с устными рассказами про теледизайн. Но чтобы вводить это как реальное направление педагогики, нужна соответствующая техническая база. Её у нас нет.
Добавить своё сообщение:

Правила обсуждения материалов на Sostav.ru

Изображение*
*Изображение должно быть формата JPG, GIF и его размер не должен превышать 100Kb

2007 г.
12.12Эндрю Полсон 
122
28.11Владимир Пирожков 
230
14.11Александр Синигибский 
174
31.10Алексей Фадеев 
203
24.10Оксана Робски 
218
10.10Пьер-Эммануэль Махиас 
166
26.09Никас Сафронов 
160
12.09Игорь Матвиенко 
170
14.05Марк Брейли 
82
18.04Сергей Васильев 
161
11.04Даниил Купсин 
117
04.04Вадим Дымов 
212
27.03Леонид Парфенов 
219
21.03Игорь Лутц 
204
14.03Аркадий Новиков 
174
2006 г.
20.12Александр Гафин 
137
13.12Сергей Пискарев 
155
06.12Сергей Кужавский и Стас Жицкий 
325
01.11Андре Элиста 
177
18.10Жерар Карон 
93
27.09Аркадий Волож 
160
31.05Гжегож Эш 
321
21.03Андрей Васильев 
220
07.03Антон Ненашев 
198
18.01Николай Прянишников 
149
2005 г.
22.12Евгений Маслов 
192
01.12Евгений Чичваркин 
332
13.07Брэд Ван Аукен 
76
13.04Ольга Турищева 
239
2004 г.
06.10Владимир Пирожков 
308
29.09Владимир Чайка 
231
22.09Евгений Киселев 
112
15.09Сергей Коптев 
121
14.07Владимир Клавихо-Телепнев 
116
07.07Аркадий Троянкер 
89
30.06Ярослав Чеважевский 
165
18.06Александр Войтинский 
89
11.06Сергей Серов 
84
04.06Сергей Шанович 
113
28.05Владимир Цеслер и Сергей Войченко 
106
21.05Артемий Лебедев 
172
14.05Юрий Грымов 
147
23.04Тимур Бекмамбетов 
90
16.04Андрей Логвин 
161
09.04Павел Полянцев 
107
01.04Александр Филюрин 
66
© "ООО Состав.ру" 1998-2012

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов