Тенденции регионального рекламного рынка

2012-08-02 15:13:39 2133

По данным АКАР (Ассоциации Коммуникационных Агентств России), в первом квартале 2012 года рост рекламного рынка России составил в общей сложности 62 млрд рублей, что на 14% больше, чем в первом квартале прошлого года. В то же время эксперты Ассоциации отмечают, что дальнейшее развитие рекламного рынка будет зависеть от экономической ситуации в стране и в мире.

По итогам 2011 года – по данным АЦВИ – Россия находилась на шестом месте в мире по объему рекламных затрат на душу населения, что в денежном выражении составило 59$. Если же обратиться к региональным показателям, наибольший рост - 12% - в первом квартале 2012 года (по отношению к аналогичному периоду 2011 года) показал рекламный рынок Екатеринбурга. В Омске, Самаре и Уфе показатели остались на прежнем уровне, а в целом по стране региональный рекламный рынок вырос на 5,2% и этот рост продолжится и в 2012 году.

Тот факт, что сегодня наибольший рост показывает Интернет-реклама, не нуждается в комментариях. Та же Ассоциации Коммуникационных Агентств России утверждает, что рост данного сегмента российского рекламного рынка в первом полугодии 2012 года составил 75%. Однако, при анализе регионального рекламного рынка следует учитывать, что далеко не все регионы страны могут похвастаться хорошими показателями в сфере доступности Интернета как для населения, так и для бизнеса, а потому в провинции пока еще довольно весома реклама в печатных и телевизионных СМИ, наружная реклама, реклама на радио и т.д.

Второе место по росту доли рынка – 19% - по итогам 1 квартала 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года принадлежит радио. Причин этому несколько: сравнительная доступность для рекламодателей, оперативность и возможность охватить аудиторию (в отличие от печатных СМИ и ТВ) в течение рабочего дня. Наибольший рост – порядка 25-30% - показали рынки региональных городов с населением до полумиллиона жителей. В таких городах-миллионниках как Казань, Волгоград, Самара и Санкт-Петербург рост затрат на радио-рекламу составил всего 5-15%. Уфа, Новосибирск, Ростов-на-Дону и Челябинск продемонстрировали рост рынка на 22-27%. Как показывают исследования, наиболее часто к рекламе на радио обращаются рекламодатели из сферы развлечений, общественного питания, автопроизводители, торговые организации, ритейлеры.

Показатели наружной рекламы в целом по стране в прошлом году выросли на 12%. Наиболее популярными у рекламодателей являлись малые форматы наружной рекламы (43%) и рекламные щиты размером 6х3 (28%). В общем бюджете outdoor рост доли регионов в 2011 году составил до 0,8% по сравнению с 2010 годом, рост цен составил 10-15%. Аналитики агентства Total View утверждают, что в 2012 году рост данного сегмента продолжится, может произойти и рост цен на размещение, так как по данным на конец 2011 года ценовые параметры были ниже докризисных.

Хорошие показатели - 10% - демонстрирует и ТВ, как свидетельствует анализ данных этого сегмента, рекламодатели сохраняют свое присутствие в сегменте даже в кризисные периоды. По информации экспертов РА Total View наибольшим спросом пользуются развлекательные каналы, а также кабельное телевидение.

И, наконец, печатные СМИ. Тренд последнего времени – создание цифровых версий большинства газет и журналов, причем некоторые из них даже расширяют свой формат за счет создания собственных телеканалов и радио, что, как следствие, увеличивает аудиторию, и особенно в регионах. В числе таких изданий следует назвать «Комсомольскую правду» и «Эксперт». По данным TNS, в первом квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рекламный газетный рынок вырос на 13%. Самый быстрый рост (24%) показали ежедневные газеты, еженедельные издания показали 19%, а вот специализированные рекламные издания демонстрируют отрицательные показатели (-4%). Самыми «растущими» являются еженедельник «Аргументы и Факты», «Metro» и «Антенна». Если же вновь обратиться к региональным рынкам, можно увидеть, что здесь рекламодатели предпочитают местные печатные издания, распространяющиеся по подписке, что является прямым следствием роста тиражей подписных изданий. Лидерами в этой области, по данным ФГУП «Почта России», являются Новосибирская область и Республика Саха-Якутия, а следом за ними идут Республика Башкортостан, Ставропольский и Краснодарский край, Республика Татарстан и Ленинградская область. А самыми востребованными у читателей остаются издания кулинарной и садово-огородной тематики, женские и детские журналы.