Раиса Дмитриевна Булгакова и возрождение традиций паломничества!

2011-06-03 10:31:31 3894

Всё, что искусственно насаждается, рано или поздно заканчивается. Главное - последствия того действия. Страшнее всего, когда такое искусственное насилие совершается с человеком, как то и произошло на нашей земле, когда пытались устроить нашу жизнь без Бога. По Божьему попущению, по нашим грехам это удалось на какое-то время, из этого времени душа наша, которая принадлежит-то Богу, вышла настолько изуродованной, что и человек потерял свой человеческий облик, ведь сколько поколений русских людей выросли, не впитав с молоком матери молитву, заповеди Божьи - ведь как тщательно из нашей жизни даже само имя - Бог -исключалось в то богоборческое время. Ибо душа человека, как создание Божье, Ему и принадлежит, и потому всё равно где-то в самых заветных её уголках всё это жило и ждало своего часа. И он, этот час пришел. Помню, когда впервые прозвучало это слово - монастырь, появилось желание там побывать, конечно же, как казалось, любопытства ради.

Это была Оптина пустынь, возвращенная церкви в канун великого праздника 1000-летия крещения Руси. Но всё это мы узнаем потом, много позже, как и то, что с каждым монастырём связана часть истории России, и возник монастырь или по желанию человека спасти в молитве свою душу здесь, в этом пустынном, сокрытом от многолюдья, суеты месте (как, например, та же Оптина, Троице-Сергйева Лавра), или произошло какое-то важное событие - явление иконы Божией Матери (Коренная пустынь, Толгский монастырь и др.), или пришла помощь в лице иконы Святителя Николая вел. кн. Московскому Димитрию, идущему сразиться с Мамаем, и другое. Но это мы узнаем позже, а пока... Да многие из нас не могли осенить себя крестным знамением, хотя многие уже были в преклонном возрасте. В 1989 году в Оптину приехал о. Илий, вернувшийся с Афона. У нас был продолжительный разговор, и он благословил по святым местам поездить, к святым источникам. Благословение священника - великое дело. За 20 лет мы это познали.

Далее была Коренная пустынь, возвращенная в 1991 году, в г. Задонске - Рождества Богородицы мужской монастырь, куда в тот же год были возвращены (из Орла!) мощи свт. Тихона Задонского. В Орле они находились с 1937 года как экспонат в краеведческом музее. В Орле на момент 1991 года было служащих только 4 храма - 3 кладбищенских (Крестительская, Троицкая и Афанасьевская церкви) и кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери. А душа уже потянулась к тем местам, она - душа - почувствовала в тех местах - монастырях - то, что больше нигде нет, - той благодати, той поддержки, которую душа только и может почувствовать в намоленном месте. Ведь можно было уничтожить тысячи храмов (что и сделали богоборцы), уничтожили они и миллионы молитвенников Божиих, НО благодать молитвы им оказалась не подвластной. Мы видели разрушенные храмы, изуродованные территории монастырей, затоптанные места захоронений - кладбищ, где едва можно было увидеть холмики могил. Глаза это видели, сердце обливалось кровью, а душа парила - благодать молитвы делала своё святое дело. И тянулась, тянулась в те места. Так в 1995 году впервые побывали в Дивеево (а теперь уже ездим к преп. Серафиму 16 лет, и побывало в Дивеево 3000 орловских паломников, которые прошли - и ни раз - по канавке Богородицы, припали к мощам великого угодника Божия).

В 1996 году были привезены в Москву (в России впервые) мощи вмч. и целителя Пантелеймона. Когда я видела огромные, многокилометровые очереди к мощам - показывали по телевизору в новостях - в храм свщмч.Никиты на Швивой горке, я сомневалась, что вообще можно будет реально к этой великой святыне подойти. Но все-таки решились и поехали. Это было 12 мая 1996 года. И всё совершилось замечательно, так как мы приехали ночью, подворье Афонское было открыто. А уж когда мы уезжали, днём, очередь растянулась на несколько километров. Но так получилось, что в это время прошла информация о пребывании Президента России Б.Н. Ельцина в Ярославле и он посетил Толгский монастырь, где почивал мощами недавно причисленный к лику святых свят. Игнатий Бряичаиинов. А день-то его 13 мая, и мы поехали в Толгу. Мы приложились к мощам святителя, но от монастыря осталось очень тяжелое впечатление - ведь мы увидели разрушенные храмы, и самое страшное - ещё по верху монастырской стены тянулась колючая проволока, ведь там была исправительно-трудовая колония для малолетних преступников. Теперь, когда мы приезжаем в Толгу или 13 мая, или 21 августа, как в этом, 2010 году, мы видим восстановленный монастырь, но перед глазами - колючая проволока.

Как и тех пациентов и пациенток психушки, в которую на долгие десятилетия была превращена Успенская Вышенская пустынь. А ведь эта обитель для нас особенно дорога, так как в ней совершил свой подвиг затворничества более, чем 20 лет наш земляк свт. Феофан, Затворник Вышенский, который родился в 1815 году на Орловщине в с.Чернава, учился в духовном училище г.Ливны и закончил духовную семинарию в Орле.

То, что в течение более 20-ти лет совершается с нами - орловскими паломниками - это чудо. Почему это произошло - это дело Божье. Мы же должны Его благодарить за то, что вразумил, дал силы, и мы воспользовались тем, что живем во время, когда возрождается Русь Святая и на наших глазах это происходит. Это тоже очень промыслительно, что на сегодня мы, Орловцы, молились и познали историю наших монастырей на территории 56-ти епархий России, Украины, Белоруссии, Казахстана. 250 монастырей - это огромная цифра в голове не укладывается, и тем не менее, это произошло. И никогда не забыть слёзы настоятельницы и насельниц женского монастыря Рождественского в г.Караганде, который основал наш земляк -орловец Севастиан, когда находился там в ссылке. Слёзы их были от радости - ведь мы были единственными земляками преп. Севастиана, приехавшими в Караганду из Орла. И, несмотря на позднее вечернее время (долго были на границах), нам открыли Введенский собор, где теперь почивает мощами преп. Севастиан, причисленный к лику святых в 1997 году.

Когда мы были на Алтае, приятно было узнать, что там помнят преп. Макария (Глухарева) - апостола Алтая, ведь после 13-ти летней православной миссии на Алтае, преп. Макарий закончил свой жизненный путь в г.Болхове настоятелем Оптина-Троицкого монастыря. А мы несколько раз проехали по местам его подвигов - Майма, Чемал, Бийск, проехали вдоль р. Катунь, где он зимой тонул. Это ли не чудо, с нами происшедшее. В Крыму, в Симферополе мы стоим службу у мощей свт.Луки (Войно-Ясенецкого), но ведь Господь допустил нас и в места его ссылки в Красноярском крае - Большая Мурта, Енисейск и т.д.

А разве не чудо, что мы были в Екатеринбурге в июле 2003 года при освящении храма- на крови и после службы в ночь убийства царской семги 17 июля пошли с крестным ходом на Ганину Яму, а в ночь убийства прмч. Елизаветы Феодоровны ночевали у шахты «Межная», где это страшное событие произошло в ночь 18 июля 1918 года. Видели как за сравнительно короткое время обустроился Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, где почивает мощами св.прав.Симеон Всрхотурский. А Нило-Столобснская пустынь на о.Селигер. То, что было и то, что мы видим сейчас -опять же мы свидетели восстановления.

Пройти за преп.Сергием - игуменом земли Русской - Гремячий Ключ, Киржач, Нижний Новюрод, Рязань, Серпухов,...Стефано-Махрищский монастырь.... А совершенно разрушенный Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, основанный по благословению патриарха Никона 360 лет тому назад, - первый монастырь на земле донских казаков. На территории Украины знаменитая Глинская пустынь была почти полностью разрушена, пустынь, через которую прошли через силу молитвы многие старцы. Как и разрушенные Сафрониева пустынь и Молченская пустынь, где мы бываем на празднике иконы Божией Матери «Молченской». При нас, и. во время наших поездок в Киеве восстановлены совершенно разрушенные Голосеевская пустынь и Китаевская пустынь, куда пришел из г. Курска сын купеческий 17-ти летний Прохор Мошнин и получил благословение на монашество в Саровскую пустынь.

А Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь на озере Чухломском, что в Костромской земле! Диву даешься, как могли выбирать места красоты необыкновенной наши предки для монастырей, как же всё было продумано, - чтобы молитва к Богу, украшающая нашу душу, должна быть произнесена в красивом месте! Когда едешь на Урал, то уже проехав Пермь, нет-нет да и покажется вдалеке на горе храм. Сворачиваем с трассы и через 25 км. Оказывается - да это же храм в честь Воздвижения Животворящего креста Господня (арх. К.А. Гон), вмещавший до 8 тыс. молящихся, что на территории Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря на Урале. Разрушен, и возникает, как крик души, вопрос: «Что ж вы сделали с домом Бога?», которым является каждый храм. Время восстановления - время собирать камни. Как же нам, Орловским паломникам, ни благодарить Бога за то, что Он нас на эту дорогу познавания истории нашей Родины через историю монастырей вывел 22 года тому назад, да и вразумил нас этим воспользоваться.

Во истину, пути Господни неисповедимы. В 1997 году я прочитала рассказ в книге С.А. Нилуса «Великое в малом». Рассказ назывался «Егор Чекряковский». Никто тогда, даже в епархии, не знали этого священника из с.Спас-Чекряк, где служил священник Георгий Коссов. Меня, однако, эта история заинтересовала. Мы собрались и поехали. Оказалось, что в г.Болхове, в Спас-Чекряк в 30 км. от Болхова, знали о батюшке. Мало того, о нём знал и о. Иоанн Крестьянкии, который даже похлопотал, чтобы могилу о. Георгия привели в порядок. В селе ничего не сохранилось от многочисленных построек вокруг храма, построенного о. Георгием, и только в колодце не иссякла вода. Мы стали ездить на могилу, если был батюшка - служили панихиду. В 2001 году о. Георгий был причислен к лику святых как исповедник. Служить ему пришлось во времена гонений и умер в 1928 году. И слава Богу, что за 14 лет с 1997 года, более 3000 человек побывали в Чекряке, поклонились мощам батюшки, купаемся в купели, созданной на базе его колодца, узнали житие батюшки.

Слава Богу за всё!

Раиса Дмитриевна Булгакова Тел. (4862) 75-26-25 г. Орёл

P.S. (от Алексея Булгакова)

С конца 80-х годов бабушка возит орловских паломников по святым местам России, Украины и Белоруссии. Она является первой женщиной в области которая начала это во времена СССР. Странным для меня является то, что на сайте Орловско-Ливенской епархии в разделе паломничество, бабушке выделена всего одна строка: "Одним из первых энтузиастов, решивших возродить паломничество по святым местам Орловщины и России, стала Раиса Дмитриевна Булгакова." Эти строки написаны священником Михаилом Жарковым, руководитель паломнического отдела Орловско-Ливенской епархии.

Очень печально, то, что бабушка не однократно передавала сведения о поездках паломников, передавала отчеты о посещенных местах в Орловскую епархию, которая оставалась слепой и немой.

И вот совсем недавно в Москве, на Бутовском полигоне, бабушке удалось передать Патриарху Кириллу отчет за 15 лет своей неутомимой деятельности на благо просвещения и воцерковления многих сотен людей.

Бабушка, спасибо тебе!