За последние недели у меня перед глазами два свежих кейса знакомых.
Оба с классными идеями, с любовью к продукту и…уже почти не дышат из-за перегруза, и серии провалов...
Первый кейс - это бренд одежды. Красивые вещи, хороший вкус, насмотренность, идея «для своих».
Второй - это инфопродукт: человек реально эксперт, есть что сказать, есть опыт, есть история. В общем шансы отличные зайти на рынок.
И оба проекта запускались по одному сценарию: погнали делать, по схеме создать и продвигать.
В итоге что имеем: одна сидит со складом и непониманием «почему не покупают, у нас крутая коллекция», вторая с разочарованием «я столько приготовила и упаковала, а продаж почти нет».
И тут конечно же, не потому что они «плохие» или «не старались».
А потому что пошли в рынок без системы. Сверху немного таргета, чуть блогеров-друзей, посты в соцсетях и кажется, что этого хватит.
Маркетинг чаще всего «умирает» не потому что он «не работает», а потому что прокачан только один рычаг - продвижение (на него все делают акцент сейчас, забывая о других этапах). Всё остальное либо не собрано, либо «как-нибудь само».
Хочу выделить ниже 6 блоков, через которые я бы прошлась с любым продуктом до или во время запуска.
Это можно просто взять и примерить на свой проект.
1. Исследование: вы вообще кому нужны?
Типовая иллюзия: «продукт классный - значит его должны купить».
Реальность сурова: люди покупают не «классный», а свой продукт.
Перед любы запуском задайте себе честно:
Если попрактиковаться на своих продуктах:
Если этого шага нет, то дальше вы стреляете в туман.
2. Стратегия: куда идём и как поймём, что пришли
Оба этих несостоявшиеся кейса очень много «делали». Но если задать вопрос: «какая у вас цель на 3 месяца в цифрах?» - тут ответа понятного и измеримого не было.
Без цели и планов действий любая активность превращается в бег по кругу.
Как можно попрактиковаться:
Стратегия - это далеко не мудрёный документ на 50 страниц, а понимание:
мы делаем вот это, чтобы получить вот это, а остальное нас сейчас не отвлекает.
3. Продвижение: усилитель, а не спасатель
Обычно первым делом все кидаются в рекламу и блогеров.
У одежды - красивый Insta / VK, у инфопродукта - лендинг и блогеры, которые сделали сторис. Но я считаю, что продвижение - это середина, а не старт. Таргет, соцсети, e-mail, SEO, инфлюенсеры конечно усиливают то, что уже есть.
Но если внутри нет чёткого предложения, внятной аудитории и стратегии, то вы просто ускоряете разочарование.
Берите точно в работу (минимум):
4. Аналитика: перестать гадать «зашло / не зашло»
Мой любимый фрагмент в провальных историях звучит так: «Мы потратили N денег, вроде что-то было, охваты, просмотры, но результата нет. Видимо контент не такой». Аж прям тригерит))))
Если вы не считаете цифры, любая обратная связь является эмоциональной. «Кажется, работает / кажется, нет». А лучше бы смотреть по факту...
Шпаргалка для теста:
Это не про «быть бухгалтером», а про взрослый подход в котором оставляем то, что даёт результат, режем то, что просто красиво, но бесполезно. Даже если жалко.
5. Клиентский опыт: удержать дороже, чем привлечь
У бренда одежды были классные вещи, но в процессе случилась долгая обратная связь, неудобный сервис, вопросы по размерному ряду.
А у инфопродукта сделали сильный контент, но хаос в коммуникациях, слабое сопровождение во время обучения (а я говорила....), люди чувствовали себя брошенными. Потому что весь фокус внимания был на информации внутри продукта…
На что обратить внимание:
Клиентский опыт это не «сервис для избранных», а основа сарафана. И часто мы не обращаем на это внимание, а там много полезного взять можно для развития. Вообще смотреть на проблемы полезно, помогает найти нужные решения.
6. Улучшения: рынок не ждёт, пока вы дозреете
И бренд одежды, и инфопродукт очень быстро упёрлись в потолок, потому что было ощущение, что сделали все что могли.
Но маркетинг и продукт - это живой процесс. Тут поменялся рынок, тренды, поведение людей, меняетесь и вы. Да вообще все сейчас так быстро меняется, и важно держать руку на пульсе.
Точно нужно делать:
Если завершить эту лекцию))) то на мой взгляд, в большинстве провалов нет «плохих идей» и «рук из одного места». Есть просто одно слабое звено, через которое утекает всё остальное.
Попробуйте посмотреть на свой продукт через эти шесть блоков. И не важно, вы занимаетесь производством, или работаете фотографом…
Найдите место, где у вас не система, а «как сердце велит» и начните с него. Иногда одного такого шага достаточно, чтобы проект перестал тихо умирать и начал жить.
Что думаете?
В каком из этих шести пунктов вы узнали свой бизнес сильнее всего и готовы ли туда честно посмотреть?
Я вот пока ваяла статью, очередной раз прошла по новому проекту своему и честно, вижу над чем точно надо поработать) а то «веление сердца» немного в стагнацию меня завело)))