Собственник группы компаний «Алканов групп» и логистического центра Global Hub Чынгыз Алканов назвал Кыргызстан ведущим транспортным хабом между Китаем и РФ.
В качестве сухопутного транспортного коридора Кыргызстан выступает давно: она первой из постсоветских стран стала членом ВТО, превратившись в региональный центр импорта в Центральную Азию и Россию.
После событий 2022 года из-за санкций торговые потоки перестроились. Ввиду масштабного изменения цепочек поставок, Кыргызстан активно использует свое преимущество — удачное географическое положение на перекрестке торговых путей Поднебесной, РФ и европейских стран. Теперь через Кыргызстан все активнее доставляется продукция из Китая, а объем внешней торговли за прошлый год составил $16 млрд. Понятно, что столько товаров гражданам страны не нужно: большинство грузов идет транзитом в РФ.
Сейчас с Кыргызстаном активно конкурирует Казахстан, у которого тоже существуют развитые маршруты поставок. Вдобавок у него есть возможность отправлять грузы прямиком в Россию, а не везти их транзитом.
Но Кыргызстану есть, что противопоставить. Его главный козырь — прямое автосообщение с Китаем. К тому же, недавно были запущены новая трасса в Иссык-Кульской области и КПП Бедель. А путь фуры с товаром из Бишкека до Москвы обычно занимает не более 5 дней. Уровень товаропотока вырос настолько, что два существующих КПП больше не справляются с нагрузкой. Пока новый пункт работает в упрощенном режиме, но уже в 2027 году начнет функционировать на полную мощность.
Прошлой зимой в Джалал-Абаде стартовало строительство железной дороги из Китая в Узбекистан через Кыргызстан, отметил Чынгыз Алканов. Когда проект будет завершен, это сильно скажется на логистике. Конечно, для Кыргызстана это станет огромным преимуществом — тем более, что основная часть маршрута пройдет именно по его территории. Доставка грузов сократится на 7-8 дней, исчезнут лимиты на транспортировку. Дело в том, что у автотранспорта есть ограничения — в фуру можно загрузить не более 18 тонн, что делает нерентабельной перевозку очень габаритного, но недорогого товара. При использовании железной дороги данные лимиты не действуют, что позволит транспортировать до 15 млн тонн в год.
Поэтому в ближайшей перспективе у Кыргызстана есть все шансы стать одним из лидеров международной логистики и обеспечить удобный, бесперебойный транспортный поток между Азией и Европой. Главное — эффективно реализовать инфраструктурные проекты и гибко реагировать на увеличивающийся спрос на транзитные перевозки.