Ведение соцсетей производителями крафтовых напитков

2025-10-25 16:36:03 Время чтения 11 мин 95

Казалось бы, столько уже в России малых коммерческих пивоварен, сидроделен, медоварен, и вроде бизнес строят…а тех, кто качественно ведёт соцсети (SMM), можно пересчитать по пальцам одной руки. Сразу оговорюсь – речь пойдет о тех, кто уже вышел за пределы локал-локал и микрообъемы. Также это будет полезно и тем, кто уже нанял себе какого-то маркетолога или SMM специалиста, поскольку на самом деле это ничего не гарантирует. В общем обо всём этом поговорим, поделюсь своими мыслями и наблюдениями. На 95% у всех одни и те же проблемы, одно и то же, очень пресно, а зачастую и даже кринж.

Если задать вопрос «а надо производителю вести соцсети?», очевидный вроде ответ – «да». Но многие, причём уже состоявшиеся производители, этого не делают, или делают очень вяло, по принципу «а зачем? у нас итак всё хорошо – продажи отличные, все процессы отлажены, нас знают». Если у вас штат условно 3 человека, наверно пока рано, и то уже сейчас желательно завести себя в соцсети, хотя бы пока как визитки с контактами, чтобы на вас тупо могли выйти через поисковик.

В отношении уже «состоявшихся» - конкуренция растёт, и уже прошли те времена, когда прям гоняются за кем-то, и если кто-то выпустил новый продукт, то всё, дикий ажиотаж. Также подрастает новое поколение потребителей вашей продукции, плюс сейчас многие получают новую аудиторию за счёт увеличения объемов, выхода в сети, и какие-нибудь условные AF Brew для них никто, просто какой-то очередной ноунейм на полке среди других пестрых этикеток. Все эти слова про построение бренда, привлечение внимания потребителей, увеличение узнаваемости, формирование доверия, лояльности, и, в конечном счете – увеличение объема продаж, довольно банальны, но это работает, если это делать грамотно. И почему этим многие крафтовые производители пренебрегают, я не знаю. Ведь в ближайшие годы всё будет сложнее, придется сильнее конкурировать с массмаркет гигантами, выпускающими крафти по адекватной для потребителя цене, да еще и которые имеют огромные бюджеты на маркетинг, рекламу, целые отделы, со всякими там стратегиями и контент-планами, а не просто «щас пост сделаем». Это игра в долгую, и начинать стоит уже сейчас. Тем, кто не планирует сворачиваться в 2027-2028 конечно, ну или рынок их сам свернет, есть и такие прогнозы.

Понятно, что крафтовики не могут себе позволить как гиганты просто заливать маркетинг деньгами, и постить постоянно во все доступные соцсети, не важно, эффективно или нет, главное бюджет освоили и все при деле. Крафтовикам нужно действовать с минимальными затратами времени, денег, и очень эффективно. При этом просто наем какого-то SMM специалиста по принципу «кароч веди всё это как там правильно, чтоб я вообще не отвлекался на это, а я буду производством и продажами заниматься» мало к чему приведёт. Потому что сейчас люди очень пресыщены информацией, контентом, насмотрены, и когда всё делается на отшибись и по шаблону, это всегда чувствуется. Придется участвовать. Плюс сам SMM специалист должен быть талантливый, этому не учат, сейчас крутые маркетологи сами сидят и на подкастах обсуждают что делать, ведь многое уже вообще не работает, и даже платная реклама ничего не гарантирует.

Часто соцсети начинают вестись, делаются первые посты «привет, давайте знакомиться», а потом на них забивают. Заходишь – последняя активность несколько лет назад, хотя производитель успешно работает. А по соцсетям ощущение, что закрылся («наверно либо продукция некачественная, либо я их просто не найду в продаже» – подумает обыватель). Тогда лучше или вообще не начинать, если нет пока ресурсов (только завести аккаунты-сообщества с контактами, ну и пусть сами добавляются кто хочет), или не распыляться – вести 1-2 соцсети на первом этапе (что вам удобнее из наиболее эффективного набора для России тапок, инста, ютуб, тг, вк). Потом будете расширяться. А когда «привет!», и пропали – это еще хуже. Да, ведение соцсетей – это прям труд. Но сделать на этикетках ссылки на соцсети (кроме инсты) можно уже сейчас.

95% контента у крафтовиков это: смотрите, какие ягоды мы добавляем, как мы жмем яблоки/варим сусло/греем мёд; смотрите, кто к нам приехал/к кому мы приехали; угадайте, что мы делаем; мы сварили новый сорт такой-то, ищите в магазинах и барах своего города; репост поста магазина/бара в мухосранске; всем спасибо что пришли в бар в мухосранске на презентацию; опрос в стиле «что делаете вечером/в выходные – пьете наше или обламываетесь?»; всех с пятницей; у сидроделов еще – смотрите какие природа/сады/цветет яблоня. Ну как, сильно интересно? Хочется отписаться от почти всех, если честно. На этом фоне даже что-то банально-обучающее про крафт или личное от путешествий до развода выделяются). Выделяется и «креатив» типа «наша продукция и знаки зодиака», только нужен ли этот кринж. Выделяется и юмор, иногда креативностью, иногда тупизной. Теперь подробнее.

Основная ошибка крафтовиков – это воспринимать соцсети тупо как доску объявлений. И если посты про «мы будем на таких-то фестивалях тогда-то», «ищите нас на стенде номер… с такими-то сортами», «сделали список где нас купить в вашем городе» итп это нормально и полезно, то ко многому остальному есть вопросы. Кто что там добавил при производстве, кто там приехал к вам и что выпустили – да пофиг большинству потребителей. Это не пофиг вам, вашим близким людям, коллегам из индустрии. Ну что вы такого там особенного добавили? Кто к вам приехал, большинство потребителей не знает в лицо, и возможно и не хочет знать. Выпустили сорт? Ну и что, их сотни в месяц выходит. Если окажется на полке рядом с потребителем – ну тогда и купит, может быть. Репосты из магазинов и баров в регионе – ну тоже такое, кто там живёт итак подписан на эти заведения, потому что их там единицы в городе. И скорее всего не подписан на вас. Опросы что делаете, всех с пятницей, что пьете? («вовлечение») – ну камон. Писать про совсем личное, пожалуй, тоже не стоит, только про что-то связанное с продуктом. Если очень хочется – заведите отдельный личный блог и сделайте на него ссылку. Можно привести аналогию с музыкой – многие слушают альбомы разных групп, но не являются фанатами одной, и тем более не будут прям следить за жизнью конкретных музыкантов. Сейчас столько музыки выходит ежедневно, что просто не успеваешь тупо слушать, еще и в другое углубляться.

Ну и спрашивается – так а что постить, а то всё обоср*л, а где решение? На мой взгляд, обязательными должны быть: знакомство с компанией – вы про что и почему, обзор производства, знакомство с главным пивоваром/сидроделом/медоваром/технологом и иными более-менее значимыми сотрудниками, и периодическое обновление этих обзоров, а то и производство меняется, и люди; новости производства («внедрили то-то, будет еще лучше»); если кто-то приехал – мини репортаж, а не просто фотка и две строчки «А приехал к Б чтобы сварить В»; подкасты – это вообще хорошо («длинный контент»); если выходит новый сорт – не просто сухое описание или бла-бла-бла (оставьте это для прайсов), а либо видео от главного, либо более личное описание что хотели сделать, что донести. Если есть что сказать, и если это естественно. Например видел недавно подобное видео от технолога, только и на лице написано «меня заставили», и был не рассказ, а натужное повторение «официального описания» нового сорта. Касаемо обучающего про крафт – можно что-то прям интересное, но сейчас это уже очень сложно, какую-то банальщину явно не надо. Касаемо юмора – мне не очень понятны примитивные быдло-шутки «про отношения» (мол это одна из самых популярных тем для людей) или «бухаем алкаши» и подобное. Возникает вопрос – вы так позиционируете свою продукцию и своих потребителей? Ваш дорогой продукт пьют маргиналы? Или когда высосанный из пальца «юмор». А вам самим смешно? В целом контент должен вызывать эмоции (в вашем случае – только положительные), интерес, движуху, или быть полезным. Не соевым и никаких «покупайте нас мы самые-самые» прямо в лоб. И лучше реже, но хорошо, чем постоянно, но лажу по принципу «хоть что-то запостить, а то новостей нет». Как-то так.

Мой канал в Телеграм - https://t.me/pivomidcidr, там больше и чаще.