С 1 сентября 2025 года и далее в 2026-м систему подготовки водителей в России ждут масштабные изменения. Реформа затронет все аспекты — от теоретического экзамена до требований к автодромам. Эти преобразования — ответ на статистику аварийности: за первые шесть месяцев 2025 года количество ДТП с участием несовершеннолетних выросло на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число раненых детей и подростков увеличилось на 4,3%. Для будущих курсантов, руководителей автошкол и всех, кто планирует получать права, понимание грядущих изменений становится практической необходимостью. Знание новых правил позволит принять взвешенное решение — проходить обучение до вступления нововведений в силу или готовиться к более сложной, но потенциально более качественной программе.
Дистанционное изучение теории станет официально разрешенным форматом обучения. Это позволит будущим водителям осваивать ПДД в удобном формате, не посещая аудиторные занятия.
Ключевые изменения в теоретическом курсе:
Не стоит воспринимать дистанционный формат как упрощение программы. Новые темы, такие как электронное оформление ДТП и взаимодействие с участниками на средствах индивидуальной мобильности, — это прямой ответ на реалии современных дорог. Игнорирование этих аспектов в подготовке приведет к пробелам, которые проявятся уже после получения прав
Наиболее радикальные изменения произойдут в системе приема теоретического экзамена. Вместо существующих 800 вопросов база увеличится до 3000. Вопросы будут не просто добавлены, а полностью переработаны в соответствии с современными дорожными реалиями: уберут устаревшую информацию, добавят актуальные ситуации.
Формат экзамена станет интерактивным — его будут дополнять анимации и изображения. Одна и та же ситуация может демонстрироваться под разными углами и с разной детализацией. Такие изменения призваны стимулировать логику и заставить применять правила на практике, а не отвечать по шаблону. Существенным нововведением станет учет скорости ответа — время принятия решения будет напрямую влиять на оценку.
Практическая подготовка претерпит структурные изменения, направленные на увеличение объема реального водительского опыта. Для категории «B» общий объем практических часов возрастет: при обучении на механической коробке передач — с 56 до 58 часов, на автоматической — с 54 до 56 часов. Это увеличение распределяется между двумя ключевыми модулями: занятия на автодроме сохранят свой объем в 18 часов, в то время как вождение в городских условиях получит дополнительное время — 40 часов для «механики» и 38 часов для «автомата».
Основной компромисс данного решения заключается в том, что ради более глубокой адаптации к реальным дорожным условиям курсанты и автошколы столкнутся с неизбежным ростом трудоемкости и стоимости обучения.
Экзаменационная часть также будет модернизирована. Маршруты практического экзамена перепроектируют для точной имитации условий современного города с его типовыми сложностями — интенсивным движением, сложными перекрестками и зонами с плотной пешеходной активностью. На автодроме ужесточится система оценки маневров: такие упражнения, как «параллельная парковка» и «заезд в бокс», будут оцениваться по новым, более детализированным критериям, где значение будет иметь не только конечный результат, но и точность траектории, плавность управления и работа с органами контроля. Обратная сторона медали повышенной детализации — это рост субъективного фактора при оценке и потенциальное увеличение уровня стресса у курсантов. В результате совокупная продолжительность практического экзамена закономерно увеличится.
Новый закон вводит технические нормы, которые ранее не были прописаны в обязательном порядке. Теперь учебные автодромы должны соответствовать требованиям по покрытию, включая коэффициент сцепления, а также иметь системы водоотведения.
Эксперты отрасли выражают обеспокоенность этими требованиями. Андрей Степанов из ДОСААФ заявил, что подобные нормы избыточны и не влияют напрямую на процесс обучения. Многие автошколы обеспокоены требованиями по закупке манекенов и учебных пособий для отработки первой помощи. По мнению руководства школ, оборудование слишком дорогое и может повлиять на рост цен на обучение. В качестве альтернативы предлагается проводить этот блок на базе МЧС или Красного Креста.
Одним из значимых нововведений станет появление открытого рейтинга автошкол. Основным показателем эффективности работы будет аварийность с участием выпускников. Также будут учитываться другие параметры, по которым потенциальные ученики смогут сравнивать учебные заведения. Информация будет публичной и доступной в виде базы данных.
Это создает принципиально новую систему мотивации для автошкол — теперь их конкурентоспособность будет напрямую зависеть от качества подготовки курсантов, подтвержденного реальной статистикой их вождения после получения прав.
С 1 марта 2026 года вступят в силу новые примерные программы подготовки водителей, утвержденные Минпросвещения России. Всего приказом от 1 июля 2025 года № 505 утверждено 47 программ (сейчас их 62): 9 программ профессиональной подготовки, 36 программ переподготовки и 2 программы повышения квалификации.
В обновленных программах появятся новые темы по Правилам дорожного движения, в частности, связанные с опасным вождением. Будет усилена практическая составляющая обучения — оно теперь будет проходить преимущественно в формате практической подготовки. Это позволит водителям лучше осваивать навыки безопасного управления автомобилем в разнообразных дорожных условиях.
Также будет пересмотрен учебный предмет «Оказание первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии» — его приведут в соответствие с Федеральным законом от 14 апреля 2023 года № 135-ФЗ и положениями Порядка оказания первой помощи, разработанного Минздравом России.
Автошколы смогут дистанционно преподавать часть теории с использованием информационной системы, где инструктор и учащиеся смогут взаимодействовать, а также будет фиксироваться посещаемость и успеваемость. Появится возможность обучаться не только в автошколе, но и в «организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы». Так, желающие водить автобусы или грузовики смогут получить знания в автопарках или транспортных комбинатах.
До вступления изменений в силу теоретический экзамен состоял из статичной базы в 800 вопросов. После реформы, запланированной на 2025–2026 годы, экзамен перейдет на интерактивный формат с расширенной базой до 3000 вопросов, где ключевым отличием станет проверка не памяти, а способности применять правила в смоделированных дорожных ситуациях.
Объем практического обучения для категории B на механической коробке передач увеличится с 56 до 58 часов. Это изменение распределится на отработку навыков вождения в усложненных городских условиях, что является прямым ответом на статистику аварийности, связанной с недостатком опыта у начинающих водителей.
В сфере форматов обучения произойдет принципиальный сдвиг: если ранее дистанционное изучение теории не было системно регламентировано, то теперь оно получит статус официально разрешенного метода. Это создает компромисс: ради доступности и гибкости учебного процесса автошколам придется инвестировать в создание защищенных и отслеживаемых онлайн-платформ, а контролирующим органам — разработать новые процедуры верификации знаний.
Количество образовательных программ будет оптимизировано: вместо действующих 62 программ останется 47, включая 9 программ профессиональной подготовки, 36 программ переподготовки и 2 программы повышения квалификации. Основной компромисс консолидации заключается в унификации и стандартизации учебного процесса, что потенциально может ограничить вариативность для узкоспециализированных категорий транспорта.
Вместо отсутствующей ранее системы внешней оценки эффективности будет внедрен публичный рейтинг автошкол. Его ключевым метриком станет показатель аварийности с участием их выпускников в первый год после получения прав. Это создает прямую зависимость между репутацией учебного заведения и реальными результатами его работы.
Требования к инфраструктуре претерпят наиболее существенные изменения. Вместо базовых стандартов к автодромам будут предъявлены ужесточенные технические условия, включая параметры коэффициента сцепления покрытия и обязательное наличие систем водоотведения. Обратная сторона медали повышенной безопасности — это многократное увеличение капитальных затрат для автошкол, что станет фактором роста рыночной стоимости обучения.
Обучение по новой программе потребует на 30–50 часов больше. Если для категории B сейчас требуется в среднем 188-190 часов обучения, то после реформы этот объем может увеличиться до 220-240 часов. Для самой популярной категории «B» (легковые автомобили) в 2025 году необходимо пройти не менее 188-190 часов обучения. Из них 130 часов занимают теоретические занятия и 56-58 часов — практическое вождение.
На стоимость обучения повлияют несколько факторов:
Эксперты прогнозируют, что емкость рынка автошкол в России по итогам 2025 года достигнет 80 млрд руб., что на 20% больше показателя 2024 года. Рост рынка связан в том числе с увеличением средней стоимости обучения.
Перед началом подготовки на права необходимо подготовить стандартный комплект документов:
Для иностранных граждан дополнительно потребуются документы, подтверждающие законное пребывание на территории РФ.
Совет эксперта Янченко Андрея Александровича, генерального директора автошколы Перекресток в Уфе: «При выборе автошколы с 2025 года обращайте внимание не на стоимость обучения, а на соответствие новым требованиям к автодрому и наличие разрешения на дистанционное обучение. Экономия в 5-10 тысяч рублей при обучении в школе, которая не сможет адаптироваться к новым правилам, обернется проблемами со сдачей экзаменов в ГИБДД».
Процесс обучения в автомобильной школе состоит из трех основных этапов:
После прохождения полного курса обучения ученик сдает сначала внутренние экзамены в автошколе, а затем — официальные экзамены в ГИБДД.
Самым веским контраргументом против реформы является потенциальный рост стоимости обучения без гарантированного повышения его качества. Требования к закупке дорогостоящего оборудования и переоборудованию автодромов могут привести к увеличению стоимости обучения на 20-30%. При этом не существует исследований, однозначно доказывающих, что более дорогое оборудование для отработки первой помощи напрямую повышает качество подготовки водителей.
Еще один контраргумент — риск формального подхода к дистанционному обучению. Опыт показывает, что за 10 лет распространения удаленного формата сдаваемость теоретического экзамена с первого раза упала с 90% до 38%. Это свидетельствует о возможном снижении эффективности обучения при переходе в онлайн-формат.
Однако эти риски могут быть нивелированы системой рейтингов автошкол, которая создаст естественный отбор по качеству подготовки. Кроме того, увеличение практических часов addresses ключевую проблему современной подготовки — недостаток реального опыта вождения.
Грядущая реформа системы подготовки водителей — наиболее масштабная за последние годы. Она затронет все аспекты: увеличение количества вопросов в теоретическом экзамене, рост практических часов, ужесточение требований к автошколам и введение системы рейтингов. Для будущих курсантов эти изменения означают как возможности (дистанционный формат, более качественная практическая подготовка), так и challenges (увеличение стоимости и длительности обучения).
Принимая решение о начале обучения, следует оценить преимущества и недостатки получения прав по старым и новым правилам. Ключевой фактор — не стоимость или продолжительность обучения, а качество подготовки, которое в долгосрочной перспективе определит безопасность будущего водителя и окружающих.