Аптечный бизнес: Сети против «одиночек»

2010-02-13 21:43:26 6445

Сети против одиночек

Аптечный бизнес: Сети против «одиночек»

Известно, что каждый четвертый житель России – пенсионер. А люди преклонного возраста почти половину своей пенсии тратят на лекарства. Состояние здоровья молодежи тоже оставляет желать лучшего. Как следствие, практически у каждого дома есть аптека. «КАПИТАЛИСТ» попытался выяснить, стоит ли инвестировать деньги в аптечный бизнес или этот сегмент рынка уже перенасыщен.


На начало 2006 года в Нижнем Новгороде было зарегистрировано более 250 аптечных предприятий. Очевидно, что в 2007 году количество их еще увеличилось. Из общего числа игроков можно выделить порядка 10 крупных сетевых игроков: «36,6», «Ригла», «Аптека района», «Авиценна», «Аптечная сеть ПиК-НН» (с января следующего года она будет называться «Аптекарь Ивениус»), «36,7».


Ориентировочный объем нижегородского аптечного рынка — $180 млн. В прошлом году нижегородский рынок лекарственных средств вырос на 22%. По прогнозам аналитиков, в этом году темп роста сохранится примерно на том же уровне.


«Конкуренция достаточная, не большая и не маленькая, ровно такая, какой позволяет ей быть рынок, — говорит Герман Князев, генеральный директор «Аптечной сети ПиК-НН». – Естественно, что любое количество избыточных аптек приводит к нерентабельности некоторых аптек, и они закрываются. С другой стороны, открываются новые — с более эффективным и более современным методом управления».


А Олег Аникин, директор по развитию бизнеса аптечной сети «36,6», считает, что конкуренция в этом сегменте рынка в Нижнем Новгороде достаточно высокая. Такого же мнения придерживается и Александр Шалунов: «Плотность аптек на душу населения в Нижнем Новгороде даже выше чем в Москве».


Условно аптечные предприятия можно разделить на три вида: сетевые аптеки, частные «одиночные» аптеки и муниципальные. «Самое неперспективное направление, на мой взгляд, это муниципальные аптеки, — говорит Александр Шалунов. — Чиновники не могут хорошо управлять бизнесом в силу своей незаинтересованности, а если такая заинтересованность появляется – это уже коррупция».


«Свободные ниши в Нижнем Новгороде еще есть, — считает Герман Князев. — Однако они характеризуются не свободными местами, а какими-либо ноу-хау или специальными разработками в самой системе организации аптечного бизнеса. Необходимо изыскивать новые формы работы аптечных предприятий. Самый простой пример – применение технологии самообслуживания и внедрение дополнительного ассортимента. Наглядный пример – применение дополнительных маркетинговых выкладок, более удобных для покупателей, применение новой техники оплаты – пластиковые карты и т. д.». А Олег Аникин считает, что перспективным направлением является развитие сегмента парафармацевтики.


По мнению Александра Шалунова, будущее за сетями аптек в формате самообслуживания с большим ассортиментом товаров для красоты и здорового образа жизни. Сеть должна иметь узнаваемый брэнд и «изюминку» в стиле обслуживания. «Демпинговая политика в аптечном бизнесе – это, как правило, путь «в никуда», так как на развитие, рекламу и удержание своих позиций и доли рынка необходимы средства, которых будет дефицит при выбранной стратегии», — говорит он.


По мнению некоторых экспертов, сегодня открытие новых аптек самообслуживания можно считать бесперспективным в Нижнем Новгороде, поскольку эту нишу в городе уже заняли федеральные аптечные сети «Ригла» и «36,6», конкурировать с которыми региональной сети будет сложно. Герман Князев, напротив, считает укрупнение региональных сетей и развитие ими формата открытой торговли единственной возможностью сохранить самостоятельность и избежать поглощения крупными федеральными аптечными сетями.


Оптимальной площадью для аптеки можно считать метраж в пределах от 50 до 250 кв. м.«Для создания средней аптеки площадью 100 кв.м потребуется не менее $400 тыс. на покупку помещения, подготовка помещения, перевод его в аптечный формат (ремонт в том числе) обойдется еще в 2 млн руб., плюс закупка оборудования– 1 млн руб., — говорит Герман Князев. — В среднем, срок окупаемости такой аптеки составляет 5-6 лет».


А Александр Шалунов отмечает, что без покупки недвижимости, стоимость открытия одной качественной аптеки составляет порядка $100 тыс., а срок окупаемости инвестиций в розничном фармацевтическом бизнесе составляет 8-10 лет.


Герман Князев отмечает, что новичкам сейчас вообще лучше не входить в этот бизнес, поскольку рынок достаточно занят: «Надо четко понимать, что у сетевых компаний больше возможностей и по ценообразованию, и по ассортиментному ряду, и по наработкам в области технологий. Новичкам развернуться будет очень сложно. Все большее количество аптек сейчас объединяется, концентрируется «под крылом» крупных сетевых компаний».


Месторасположение аптеки имеет очень большой значение. Если крупные супермаркеты открываются вне пределов города и для них имеют значение подъездные пути и парковки, то для аптеки более значимым фактором является проходимость. Больной, да даже и здоровый человек специально в неизвестное место не пойдет. Аптека должна располагаться по пути следования с работы домой.


Перспективным эксперты считают и сотрудничество с продуктовыми ритейлерами. Расположение аптечных отделов в супермаркетах — естественный путь дальнейшего развития и взаимодействия этих рынков.


Одним из вариантов безболезненного вхождения в рынок является покупка действующего аптечного бизнеса. Одна из причин, по которым выгодно покупать существующие аптеки — это пул ее лояльных покупателей. Второй, но не менее важный фактор, – это команда.


Действительно, квалифицированный персонал играет немаловажную роль в успехе дела. «Выпуск специалистов меньше, чем потребность рынка, особенно если учесть, что многие фармацевты старого поколения уже достигли пенсионного возраста. Также 99% работников аптеки – женщины.А они уходят в декретные отпуска.Так что кадров не хватает!», — сетует Герман Князев.


По мнению Александра Шалунова, при открытии аптеки могут возникнуть сложности с лицензированием, также сейчас на рынке большое количество фальшивых лекарств.


Могут возникнуть проблемы с поставками препаратов. «Хотя глобальных проблем с поставщиками нет, есть локальные. Достаточно часто на ситуацию с поставками влияет программа ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение), — отмечает Герман Князев. — Если вдруг возникает ситуация, что тот или иной препарат пользуется повышенным спросом по программе ДЛО, то производители направляют все свои мощности на снабжение льготников по государственным контрактам. Так что иногда бывают перебои».


По мнению Германа Князева, бизнес будет укрупняться, расширяться и интегрироваться. Еще более новые технологии будут приходить на смену старым, так как выживание в рамках жестокой конкуренции означает только одно – максимальная и продвинутая технологическая линейка, которую применяют аптечные предприятия для покупателя.


Олег Аникин также дает благоприятный прогноз. «Рынок растет опережающими темпами по отношению к росту ВВП. Растут доходы населения, и часть этих дополнительно получаемых доходов люди тратят на те свои потребности, которые являются для них наиболее приоритетными,в том числе здоровье, — говорит он. — Эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет. В аптечном бизнесе это выражается в том, что люди покупают более качественные и дорогие препараты, что приводит к увеличению среднего чека».


«Уже наметилась тенденция к укрупнению сетей за счет более мелких и одиночных аптек, также прогнозируется приход крупнейших российских игроков фармацевтического бизнеса, и, как следствие, обострение конкурентной борьбы за покупателя», — отмечает Александр Шалунов.
По материалам сайта: http://prodwinem.ru