Рассматриваю основные метатеги и даю рекомендации по их использованию, которые улучшат показатели вашего сайта. А еще рассказываю о том, какими тегами лучше не пользоваться, чтобы поисковики не посчитали вас спамерами.
В первой части я рассматривал теги Title, Description и H1-H6.
Атрибут «alt» занимает уникальную позицию между SEO-элементами и техническими данными. Дело в том, что альтернативный текст может быть использован как в дополнение, так и вместо самих картинок, для которых вы его прописали.
Изначально это было необходимо для ситуаций, когда картинка не подгружается из-за медленного интернета — так пользователь мог получить хоть какое-то представление о том, что должно быть на месте белого квадрата. Этот же алгоритм используется для пользователей с нарушениями визуального восприятия — автоматическая говорилка «озвучивает» изображения, беря их описание из тега.
Преимущество для SEO в том, что этот же текст используют поисковые движки, чтобы находить картинки по пользовательским запросам. Если роботы увидят нужные ключевые слова внутри атрибута изображения на вашем сайте, они покажут ссылку на него в блоке с изображениями.
Этот же механизм лег в основу для машинного обучения, поэтому качественные картинки с подробными альтами остаются залогом видимости даже в эпоху поиска с ИИ.
Альтернативное описание — атрибут тега img, который используется для вставки изображений в HTML. Вот так это выглядит в коде:
Для альтернативного текста используйте понятный описательный язык и укажите, что находится на изображении. Например, «мужчина в кожаной куртке на мотоцикле». Вы можете дополнить alt-тексты необходимыми ключевыми словами и упоминаниями бренда, чтобы более тонко оптимизировать ваши картинки для поисковой выдачи. Не забывайте и о том, что этот элемент делает ваш сайт более доступным для людей с ограничениями.
Чтобы упростить работу, можно воспользоваться генератором alt-тегов. Загрузите изображение, и алгоритм на основе нейросетей предложит варианты описания.
В первую очередь, не стоит путать метатег robots с файлом robots.txt. Текстовый файл с таким названием лежит в корневой папке и указывает поисковым алгоритмам, какие страницы и их элементы доступны для индексации, а какие должны быть закрыты от посторонних глаз.
Метатеги robots выполняют похожую функцию, но прописываются в пределах кода самих страниц. HTML-параметры позволяют более прицельно настроить поведение роботов, чтобы повлиять на индексацию контента и внешний вид сниппета.
Чтобы добавить на страницу параметр для поисковых ботов, нужно прописать его в коде:
Вот спецификации тега robots, которые можно добавить в код для того, чтобы прописать инструкции поисковым роботам Google.
Параметры можно комбинировать, чтобы добиваться нужного поведения роботов на разных страницах. Только убедитесь, что заданные атрибуты не противоречат друг другу и тому, что прописано в robots.txt.
Для поисковых роботов Яндекс доступна только часть этих параметров, которые российский поисковик называет «директивами»: all, noindex, nofollow и none. Также можно запретить показывать ссылку на страницу в сохраненных результатах поиска с помощью параметра noarchive.
Параметры индексации можно указать отдельно для роботов Яндекса. Для этого robots в метатеге нужно заменить на yandex:
Существует альтернативный способ запретить роботам индексацию некоторых частей сайта — с помощью HTTP-ответа. Его преимущество в том, что так можно настроить необходимые параметры не только страниц, но и размещенных на вашем домене файлов, для которых их не прописать по-другому.
X-Robots-Tag работает с теми же атрибутами что обычный robots, а добавить его можно через серверное ПО сайта. Главное — не ошибиться в синтаксисе, иначе есть риск нарушить работоспособность сайта или отдельных его разделов.
Поисковики не любят дублирующийся контент. Скопированные слово в слово страницы почти не имеют шансов ранжироваться. Это защищает авторов контента от плагиата, а пользователей — от бесконечной копипасты однажды выстрелившего текста. Но требования алгоритмов настолько суровы, что санкции затрагивают даже содержимое одного и того же сайта — даже если это необходимо с технической точки зрения.
В основном дубли возникают тогда, когда у одной и той же страницы есть несколько URL. Для нас это не является проблемой, а вот поисковые роботы видят каждый из альтернативных адресов как отдельную страницу. Сканирование показывает, что они абсолютно идентичны, и сразу за этим начинаются проблемы с ранжированием.
Чтобы избежать таких проблем, в секции head существует тег rel="canonical", также известный просто как canonical. Он прописывается в коде альтернативной версии страницы и выглядит так:
С помощью этого атрибута поисковый бот будет знать, что перед ним — дубль страницы, а по указанному адресу находится ее каноническая, то есть основная, «правильная» версия. На нее поисковик будет перенаправлять весь трафик, а информацию с нее использовать для сниппетов и подсказок.
В коде основной страницы можно прописать, что у нее есть другие вариации. Для этого используйте тег rel=”alternate”, а в href пропишите адрес дубля.
Неканоническая версия все равно может ранжироваться, если алгоритм решит, что ее содержимое больше подходит под запрос. Тем не менее, настройка атрибута поможет указать приоритетный адрес и спасти сайт от пессимизации.
Вот несколько случаев, когда стоит указать каноническую версию:
Может показаться, что rel=”canonical” выполняет ту же функцию, что обычный редирект, но это не совсем так. Эти настройки передают поисковикам совсем разную информацию.
Объединяет эти настройки то, что они передают ссылочный вес и поведенческие факторы той странице, которую вы укажете в атрибуте. Но каждый параметр стоит использовать только в подходящей для него ситуации.
Есть несколько других способов указать поисковикам на каноническую версию страницы.
При настройке canonical существуют правила, нарушение которых если не сделает хуже, то как минимум не принесет никаких результатов. Вот ошибки, которых стоит избегать, чтобы не убить ранжирование страниц с дублями.
Тег viewport нужен для того, чтобы адаптивные сайты правильно отображались на мобильных устройствах. Он подгоняет видимую область сайта к размеру экрана или любому заданному значению.
Оптимизация под разные экраны — важная часть работы над любым сайтом, ведь поисковые системы окончательно отдали приоритет мобильным версиям. Страницы без хорошо проработанной и доступной версии для смартфонов больше не ранжируются, так что стоит позаботиться о жизнеспособности вашего сайта и удобстве пользователей.
Метатег viewport располагается под тегом title и выглядит так:
Атрибут "width" отвечает за ширину сайта на экране. Можно указать конкретное число от 200 до 10 000 пикселей или указать "device-width" — тогда система масштабирует страницу под экран.
Если viewport не прописан, браузер будет масштабировать окно как для экрана монитора. Это может привести к ошибкам отображения контента, а поисковые боты пройдут мимо такого сайта.
Проверить адаптивность сайта поможет сервис для анализа сайта. Инструмент показывает превью сайта на смартфоне, ищет тег viewport и анализирует, насколько удобно пользоваться сайтом с мобильных устройств.
Чтобы текст на сайте отображался корректно, нужно правильно настроить кодировку. От этого параметра зависит, будут перед пользователем читаемые буквы на привычном языке или что-то вроде этого.
Кодировка настраивается с помощью атрибута charset в строке Content-Type, доступной в HTTP-ответах сервера:
Метатег Open Graph позволяет настроить то, как ссылка на страницу будет выглядеть в соцсетях и мессенджерах. Когда пользователь делится материалом или товаром в каталоге, формируется сниппет, похожий на то, что мы видим в поиске. В него входят заголовок, описание и картинка.
Настроить содержимое можно с помощью разметки Open Graph (OG). Кроме текста и визуала, теги позволяют прописать и другие параметры — канонический адрес страницы, на который должен вести сниппет, языки, тип контента и так далее.
Вот основные атрибуты для красивого превью:
Блок с тегами OG должен находиться в секции head вашего HTML-файла. Некоторые контент-системы предлагают специальный визуальный интерфейс для работы с разметкой.
Чтобы быстро написать метатеги Open Graph, можно использовать онлайн-генератор. Заполните все необходимые поля, и сервис автоматически выдаст результат.
Существуют метатеги, которые на сегодня уже потеряли свою функциональность, но продолжают встречаться в инструкциях. С ними связаны некоторые противоречия: их стоит упомянуть для того, чтобы они не приводили к неприятным ошибкам.
Весь онлайн-поиск построен вокруг ключевых слов. На заре современного интернета особенно отчаянные маркетологи просто наполняли целые страницы популярным запросами во всех возможных формах. В память о тех временах нам остался и метатег keywords, в котором можно прописать ключи для каждой отдельной страницы.
Нюанс в том, что Google перестал обращать внимание на содержимое этого метатега еще в 2009 году. Несмотря на это, до сих пор можно встретить SEO-консультантов, которые утверждают о важности заполнения keywords на каждой новой странице. Не дайте ввести себя в заблуждение — никакой пользы это не принесет.
Сейчас метатег keywords может работать только как внутренние заметки — например, тут можно прописать внутренние теги для сотрудников, работающих с CMS. Что касается SEO, рекомендуем сосредоточить усилия на том, чтобы создавать полезный и интересный читателям контент, а ключевые слова в нем размещать органически.
С помощью этих метатегов можно пометить автора и владельца прав на контент. В HTML-файлах до сих пор можно встретить такие строчки:
В этом нет технического смысла, а для указания авторства и подачи E-E-A-T сигналов лучше использовать структуру статьи и специальную разметку.
С помощью метатега refresh можно настроить автоматическое обновление страницы и переход на другой URL через короткое время.
В этом примере страница обновится через четыре секунды, а пользователь будет переведен на другой адрес:
Такой технический метод может показаться подходящим для неактуальных лендингов или в ситуациях, когда вы переместили старую страницу на новый адрес. Однако боты давно воспринимают такой механизм как спам и могут негативно отнестись к встрече с refresh. Для корректной работы и полноценной индексации лучше использовать классический редирект.
Метатеги — важная часть HTML-документов, которая может значительно расширить ваши возможности в области SEO и технической настройки страниц. Используйте эти данные с умом, избегайте ошибок — и вы раскроете весь потенциал вашего контента.