В каких случаях бизнес лучше продавать?

2025-04-09 13:48:19 Время чтения 4 мин 595

Вопрос ваших целей. Когда возникает выбор, важно отталкиваться от поставленной цели. Однозначного ответа здесь нет, так как у каждого предпринимателя своя ситуация. Но есть определённая логика, которая может помочь принять решение.

Например, ваша цель — срочно получить 10,000,000 ₽. Банки отказывают в кредите, занять средства не у кого. Стоит вопрос, что именно продать: бизнес, машину, квартиру и т.д. Машина — сумма будет недостаточной. Квартира — страшно, ведь где потом жить? Остаётся бизнес.

Решение должно быть взвешенным. А если вы приняли его, не стоит сомневаться в процессе и мучить себя сомнениями. Если вы смогли построить бизнес, который стоит 10 млн, значит, при необходимости сможете сделать это снова, причём быстрее.

Ещё один случай — вы видите, что сфера теряет актуальность или рынок наполняется сильными конкурентами, которые в будущем вытеснят вас. Если вы не готовы вступать в жёсткую конкуренцию, то лучше продать бизнес, пока его показатели хорошие, а проблема ещё не очевидна. Пример цели: продать бизнес за 10 млн ₽ сейчас, чтобы избежать ситуации, когда его стоимость упадёт до 5–3–1 млн ₽.

Другой пример — вы хотите сменить сферу деятельности. Важно, чтобы это решение принималось осознанно, а не на фоне усталости или выгорания (об этом ниже). Если вы находитесь в хорошем ресурсном состоянии, понимаете, что новая ниша перспективна и интересна, продажа текущего бизнеса будет логичным шагом.

Когда бизнес лучше НЕ продавать:

Часто предприниматели, находясь в состоянии выгорания, принимают поспешное решение продать бизнес. Они не отдыхали несколько месяцев или даже лет, "выжали" из себя все силы, и у них пропадает мотивация работать. Кажется, что пора всё бросить. После продажи они улетают на отдых, восстанавливаются и начинают жалеть о своём решении. Более того, некоторые пытаются выкупить бизнес обратно. Поэтому не принимайте серьёзных решений, находясь в подавленном состоянии. Иногда достаточно просто отдохнуть.

Когда ЛУЧШЕ ПРОДАТЬ бизнес:

Вы открыли второй бизнес, но чувствуете, что не можете уделять первому проекту достаточно времени, чтобы сохранять его прежние показатели. Как только замечаете это — стоит продавать. Чем дольше вы откладываете продажу, тем ниже становится стоимость бизнеса.

Реальный пример из моей практики: клиент продавала салон с чистой прибылью 476 000 ₽/месяц за 2024 год. В 2023 году салон приносил 782,000 ₽/мес. Причина падения прибыли — открытие второго салона, на который ушло больше времени и внимания. Первый проект отошёл на второй план. Итог: мы продали салон за 8,5 млн ₽. Если бы она обратилась сразу после переезда и открытия второго бизнеса, сумма сделки составила бы 13 млн ₽. Плюс она могла бы реинвестировать эти деньги и быстрее развить новый проект.

Вывод: все ситуации индивидуальны, и к каждой нужно подходить с учётом нюансов. Если вы думаете, продавать бизнес или нет, пишите мне. Мы созвонимся, разберём вашу ситуацию, и я помогу принять обоснованное и рациональное решение.