Пересматривая границы: куда движется арт-рынок в 2025 году?

2025-02-03 12:17:52 Время чтения 4 мин 1982

Современный арт-рынок живёт в режиме постоянных трансформаций. Коллекционеры и кураторы больше не могут позволить себе ориентироваться только на громкие имена или модные тенденции — стратегический подход требует пересмотра привычных критериев оценки. В своей новой колонке для Cultured арт-консультант из Лас-Вегаса Ральф ДеЛука предлагает семь ключевых принципов, которые помогут оставаться в игре в 2025 году. Однако его рекомендации поднимают более глубокий вопрос: как меняется само понимание искусства и коллекционирования?

Критический взгляд без клише

ДеЛука предлагает отказаться от стереотипов при оценке произведений искусства. Образование, стиль, этническая принадлежность или гендер художника важны для интерпретации контекста, но не должны становиться главным критерием при покупке. Арт-рынок последних лет слишком увлёкся искусственной инклюзивностью, иногда в ущерб качеству работ. Однако настоящие коллекционеры знают: время расставляет всё по местам, и подлинно великие произведения переживают любые социальные сдвиги.

Переоценка забытых мастеров

Любопытно, что Ральф ДеЛука обращает внимание на художников, чьи имена вроде бы всегда звучат в академических кругах, но остаются недооценёнными на арт-рынке. Майк Келли, Джеймс Розенквист, Дэвид Войнарович — их работы стоят меньше, чем у молодых выпускников престижных художественных школ, только начавших свой путь. Это парадокс сегодняшнего коллекционирования: рынок часто гонится за новизной, забывая, что именно устоявшиеся имена формируют культурный фундамент.

Justin Caguiat, Daisyworld, 2022. Photography by Elisabeth Bernstein. Image courtesy the artist and Greene Naftali.

Интересно также упоминание американских художников конца XIX – середины XX века, таких как Норман Роквелл и Томас Харт Бентон. Их работы, насыщенные историческим и социальным содержанием, уступают в цене произведениям спекулятивных звёзд аукционов. Стоит ли ожидать их возвращения в центр внимания? Всё возможно, если коллекционеры начнут смотреть на историю искусства как на живой диалог, а не как на набор стихийных рыночных трендов.

Пост-Дойговская эпоха и её последствия

Увлечение «пост-Дойговской эстетикой» — ещё один показательный феномен. Питер Дойг остаётся одной из ключевых фигур в живописи, но сегодня на рынке появляются художники, работающие в похожей манере, чей успех отчасти обусловлен именно этим стилевым сходством. Спекулянты быстро реагируют, создавая новый виток ценового ажиотажа. Здесь возникает ключевой вопрос: кто из последователей Дойга действительно принесёт нечто новое в искусство, а кто просто воспользуется сформировавшейся нишей?

Изменение парадигмы коллекционирования

Stegosaurus skeleton. Image courtesy of Sotheby's.

Пожалуй, самый интересный тезис ДеЛуки касается границ самого понятия искусства. Миллионные продажи артефактов поп-культуры, от рубиновых туфель из «Волшебника страны Оз» до скелета стегозавра, размывают традиционные представления об искусстве. Этот процесс неизбежен, но насколько он оправдан?

Искусство коренных народов, аутсайдер-арт, маленькие форматы вместо гигантских полотен — всё это не просто тенденции, а признаки фундаментальных сдвигов в восприятии ценности искусства. Вопрос в том, смогут ли коллекционеры и институции адекватно реагировать на эти изменения или же останутся заложниками рыночных циклов.

Текст основан на материале сайта Cultured. Полный и оригинальный материал можно прочитать на https://www.culturedmag.com/article/2025/01/09/art-market-trends-to-know-this-year.