Оцифровка процессов в логистике помогает наращивать эффективность, бороться с дефицитом кадров и стимулирует добросовестную конкуренцию. На конференции «Логистика Сибири» эксперты обсудили тренды цифровизации.
Цифра - новая реальность российской экономики, повышающая прозрачность и эффективность процессов. Государство выступает одним из флагманов цифровизации, включаясь в создание новой экосреды для отраслей.
В логистике и грузоперевозках цифровизация помогает отвечать на вызовы времени и наращивать эффективность в условиях ограниченных ресурсов и роста спроса. Оцифровка процессов становится условием для качественного развития и существования рынка и его игроков, залогом добросовестности конкуренции, отметили эксперты конференции.
С 2022 года Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) доступна для использования в добровольном формате. Сначала перевозчикам были доступны оформление транспортной накладной, сопроводительной ведомости и наряд-заказа. А с 2023 года в системе можно оформить электронный путевой лист, договор фрахтования и заявки на перевозку.
Цифровой реестр грузовых автотранспортных перевозчиков могут запустить в 2026 году, сообщила в ходе конференции исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. "Первоочередная задача — пересчитать всех участников рынка, объем парка, определить права владения. Параллельно необходимо работать над созданием и реестра экспедиторов, который, логично, будет также «лежать» на «ГосЛоге», - сказала она.
Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП), она же «ГосЛог», полноценно заработает к 2028 году. Переход на него будет поэтапным. Сейчас идет отработка 12 экспортно-импортных маршрутов: отслеживается движение товаров и грузов, какие документы и в каком виде оформляются, где идет их дублирование, где происходят наибольшие временные затраты, оценивается взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
Курс на цифровизацию поддержан флагманами отрасли.Традиционно процесс цифровизации начинается с крупного бизнеса, а затем распространяется на весь рынок. «Время логистики «в тетрадке» и работы на личных договоренностях прошло», — уверен Евгений Ивлев, директор по продажам ГК «Монополия», генерального партнера конференции. — Цифровые платформы помогают ускорять процессы поиска грузоперевозчика и отправки груза, что помогает производителям и ритейлерам экономить ресурсы». Преимущества дистрибуции грузов с помощью цифровых инструментов оценили сотни тысяч российских компаний, число выполненных заказов на платформе за первое полугодие 2024 года увеличилось на 35% год к году на фоне роста количества грузоперевозчиков и грузовладельцев.
Конференция «Логистика Сибири» прошла в Новосибирске 11 октября. В конференции приняли участие более 20 экспертов, на участие в онлайн— и офлайн-формате зарегистрировались более 450 логистов, перевозчиков и представителей предприятий Сибири. Основные темы — тренды рынка, цифровизация логистики и транспорта, государственное регулирование отрасли, финансовая логистика при внешнеэкономической деятельности. Организаторы — РБК Новосибирск и цифровая платформа грузоперевозок «Монополия».
«Монополия» — ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка в цифровой среде c помощью сервисов и технологий. Цифровая платформа включает все необходимые сервисы для организации крупнотоннажных автомобильных грузоперевозок — от поиска груза или перевозчика до топливного процессинга и услуг сети проверенных дорожных комплексов по всей России. Больше 18 лет компания помогает тысячам участников рынка находить и отправлять грузы, строить эффективные маршруты и упрощать рутинные процессы. К платформе подключены более 80 тыс. транспортных средств.
У предпринимателей появляется много вопросов к работе цифровых платформ. Как размещать одним кликом заказы на множество контрагентов одновременно, можно ли сократить время на поиск транспорта или груза, - эти кейсы эксперты платформы Монополия» разобрали на конференции.
Руководитель направления правового сопровождения основной деятельности ГК «Монополия»Анастасия Петрова подчеркнула, что цифровые платформы - это быстрые и прозрачные транзакций, а также высокий уровень транспортной безопасности. Платформенные продукты и инструменты, комплексный скоринг, электронный документооборот позволяют агрегировать в одном пространстве надежных перевозчиков и грузовладельцев.
Денис Прокофьев, руководитель направления работы с грузовладельцами ГК «Монополия», пояснил, что несмотря на сложную ситуацию на рынке, цифровые логистические платформы могут сократить затраты перевозчика за счет снижения порожнего пробега, времени простоя транспорта и оптимизации трудозатрат логиста. «В режиме реального времени для каждого конкретного региона алгоритмы платформы определяют баланс спроса и предложения, на основании которого формируют оптимальную стоимость перевозки, в том числе на сложных непопулярных направлениях», — сказал эксперт.
Переход к цифровым инструментам упрощает жизнь логистам: это возможность размещения заявки на платформе за пару кликов, загрузки документов онлайн и отслеживании груза на всех этапах. На цифровой платформе «Монополия» есть ряд инструментов, которые помогают сбалансировать спрос с предложением, а также рекомендуют оптимальную стоимость перевозки на данный момент и в конкретном направлении.
Благодаря переходу в цифру для перевозчиков отсрочка поступления средств на счета может сократиться до трех дней с привычных рынку 40−45 дней. Помимо цифровой транзакции, создана система дополнительных сервисов, например, это возможность купить топливо по выгодной цене или застраховать груз.
«За цифровыми платформами — будущее, и полагаю, что многие бизнесы в ближайшие годы будут отказываться от содержания собственных автопарков, доверив перевозку профессионалам, это проще и, в конечном итоге, надежнее и выгоднее, — уверен Евгений Ивлев. — В будущем цифровые логистические платформы будут развиваться путем путем создания системы сервисов в рамках одной площадки, чтобы обеспечить выполнение любых задач клиентов платформы».