Фотораспознавание в современном мерчандайзинге. Круглый стол агентств

2024-10-23 12:49:05 Время чтения 10 мин 130

За последние годы в арсенале мерчандайзеров появилось множество удобных инструментов, которые способны упростить рутинные процессы. Одним из таких инструментов стало фотораспознавание.

Игрокам рынка давно известно, что фотораспознавание может значительно сэкономить время и финансовые затраты на ритейл-аудит. С развитием технологий этот инструмент с каждым годом демонстрирует все более четкую и стабильную работу. Мы попросили поделиться своим опытом работы с фотораспознаванием профессионалов рынка.

На вопросы Merchandising.ru ответили специалисты агентств DIY Service, Планограмма и Ваш персонал.

1. Как вы оцените прогресс технологий фотораспознавания и как это влияет на работу?

DIY Service

Прогресс фотораспознавания, конечно, впечатляет. Раньше мерчандайзеру, работавшему на крупного ритейлера, приходилось часами заполнять отчеты вручную по сотням SKU, а сегодня системы за считанные минуты могут распознавать товары на полках с высокой точностью. Это позволяет автоматизировать сбор отчетности и оптимизировать контроль таких задач, как: наличие товара, соответствие выкладке и ценникам, доли полки своей продукции и конкурентов.

Влияние на работу значительное: мерчандайзеры тратят меньше времени на отчетность и наоборот больше внимания могут уделить качеству выкладки на основных местах продаж, и переговорам с ТТ по поводу организации, например, ДМП. А поставщик и агентство видят все сводные данные и легко могут сделать срезы: по товарным группам, по акциям в рамках регионов по выбору. Время не стоит не месте — это здорово! Но люди все равно остаются главным проводником между товаром поставщика и полкой. Без них никакая сеть не наладит работу в ТТ.

Наталья Колганова. Ваш персонал

Последние несколько лет мы наблюдаем существенный прогресс, который прямым образом связан с увеличением запроса на данную услугу и в целом с повышением качества фотораспознавания. 

Диана Ясюкевич, руководитель отдела управления развитием и аккаунтингом. Планограмма

Учитывая наш действующий опыт в 6 странах, мы расскажем о нашем международном опыте. В большинстве случаев, учитывая разные товарные категории и оборудование, точность распознавания достигает от 90 до 97%. Это позволяет говорить о необходимости и важности использования данных технологий. Но, учитывая «несовершенство и гибкость в стандартах мерчандайзинга розничных сетей стран Казахстана, Узбекистана, Азербайджана не всегда данные технологии применимы и эффективны.

Сложность в том, что клиент зачастую хочет не просто получить данные по «SKU», количеству фейсов, а проанализировать «долю полки». Иногда достаточно сложно спрогнозировать как поведет себя ритейл. Бывает нет возможности распознать некоторые полки в силу некоторых особенностей. И это делается «вручную».

К сожалению, длительный процесс подготовки проекта и необходимость дополнительного финансирования влияет на популярность данной услуги в странах СНГ. Оно остается на достаточно низком уровне и заменяется обычными для страны «ручным методом».

2. На что стоить обратить внимание при выборе компании предоставляющей услуги и приложения по фотораспознаванию?

Наталья Колганова. Ваш персонал

Ключевым фактором является скорость обучения и внедрения, реализованные кейсы с другими заказчиками в разных сегментах, а также финальная стоимость проекта. Учесть требования к оборудованию у полевого персонала и процент его соответствия, возможность интеграции в информационные системы заказчика.

Диана Ясюкевич, руководитель отдела управления развитием и аккаунтингом. Планограмма

В первую очередь стоит обратить внимание на реальный опыт в необходимых товарных категориях, т.к существуют особенности упаковки, размещения на полке, оборудования. Это все, что в конечном счете влияет на результат работы. И конечно, всегда нужно обращать внимание на коммуникационный сервис компании в процессе использования услуги (оперативность отклика и решения по донастройке системы).

DIY Service

При выборе компании обращайте внимание на следующие моменты: точность алгоритмов, легкость интеграции с вашими системами, удобство интерфейса, мощность аналитики и поддержку. Приложение должно быть простым, работать на мобильных устройствах и предлагать реальные решения, окупающиеся быстро. И, конечно, проверьте репутацию компании через отзывы — это всегда показатель качества. Главное, помните, что если вам обещают точность 95-100% — скорее, это будет неправдой. Т.к. всегда в начале нейросеть должна обучиться, а на это нужно время. Поэтому средний реальный % точности вам должны озвучить от 80-85%. А далее, когда нейросеть изучит всю вашу продукцию, вы приблизитесь к показателю 90-95%. И все же 5% останутся на ошибки, т.к., например, наклейку с промо на упаковке или ребрендинг — сеть не распознает и придется ее до обучить.

3. С какими трудностями могут столкнуться агентства при обучении работе с фотораспознаванием сотрудников?

DIY Service

Нейросеть — это не человек. Поэтому сразу необходимо понимать, что могут возникнуть сложности с распознаванием из-за следующих ситуаций:

1) Фото сделано не качественно или не с того ракурса,

2) Упаковки у разных sku даже в рамках одного бренда — очень похожи,

3) Упаковка искривлена, есть залом,

4) Произошли любые изменения, связанные с дизайном и промо: наклейка на упаковке, ребрендинг, появилась новинка,

5 ) Засвечены ценники, другой свет, блики, прикрыты ценники или они отсутствуют в принципе.

В связи с этим, необходимо подготовить четкие инструкции для полевого персонала по работе с подобным функционалом.

Наталья Колганова. Ваш персонал

В целом процесс обучения системы занимает достаточно много времени и требует ресурсов (ориентировочно 3-4 месяца и более в зависимости от категории). В реализации технологии необходимо учесть требования к оборудованию и его мощности, а также техническое сопровождение системы. При старте проекта нужно учитывать период на обучение и ротацию полевого персонала. Как следствие на этапе старта показатель некачественных фото скорее всего будет достаточно высоким.

Диана Ясюкевич, руководитель отдела управления развитием и аккаунтингом. Планограмма

Процесс обучения в полях требует достаточно много времени мерчандайзеров. Также необходим дополнительный контроль со стороны руководства. Часто сотрудники боятся, что в процессе знакомства с новыми инструментами могут возникнуть трудности, они с чем-то не разберутся и из-за этого их могут уволить. Также многие переживают из-за мыслей , что изменят нормативы визита (продолжительность визита, фокус-задачи и т.п). Необходимо мотивировать сотрудников и создать комфортные условия для их обучения. 

4. Может ли в современных условиях мерчандайзинговое агентство позволить себе не использовать фотораспознавание?

Диана Ясюкевич, руководитель отдела управления развитием и аккаунтингом. Планограмма

Страны СНГ в 93-98% (весь объем мерчандайзинга) не используют данную услугу, видя пока в ней только дополнительные расходы и сложностью настройки процесса.

В России, Беларуси, учитывая изменения в работе мерчандайзинговых агентств, требований ритейла и роста зарплат полевых сотрудников, на наш взгляд, в году услуга фотораспознавания один из необходимых инструментов для успешного развития продаж, своевременного реагирования на действия ритейла, конкурентов.

Наталья Колганова. Ваш персонал

Это зависит от потребности портфеля действующих клиентов и плана по развитию на будущий период.

Реализация данного направления безусловно является конкурентным преимуществом на рынке. Запросов на внедрение данного направления все больше, определенно нужно смотреть в сторону развития новых it-решений в сфере мерчандайзинга, в частности фотораспознавания.

DIY Service

Если речь идет о небольшом кол-ве SKU, то смысла в фотораспознавании нет, т.к. мерчандайзер вполне успеет в свой визит проработать полку и заполнить отчет. А если мы говорим о большом кол-ве SKU (например, от 50), разным товарным группам, то без системы распознавания обойтись будет крайне сложно. Т.к. мерчандайзер будет вынужден длительно находиться в ТТ, что безусловно повысит стоимость его услуг. В данном случае лучше потратить бюджет на данную систему, которая станет помощником на постоянной основе. Так же и самих сотрудников наличие фотораспознавания может привлечь, т.к. работу с большим массивом отчетности «полевые сотрудники» не всегда могут провести качественно.

Сегодня лидеры рынка, крупные поставщики самостоятельно берут в аренду или разрабатывают под себя такие системы. И агентству не всегда нужно иметь свой договор с один из подрядчиков, но важно, чтобы агентство умело работать с такими системами и обучать работе с ними своих мерчандайзеров. Нужно идти в ногу со временем и разбираться во всех тенденциях, это позволит быть конкурентно способными и востребованными в нашем бизнесе.