Особенности строительства современных спортивных объектов

2024-02-15 12:06:10 Время чтения 8 мин 207

За последние годы в России значительно увеличилось количество спортивных комплексов и ледовых площадок. Но если раньше их строительством занималось исключительно государство, то сегодня к этому процессу подключается всё больше частных инвесторов. Совладелец холдинга ЦХМ Алексей Хахин рассказал, какие требования необходимо соблюдать при строительстве спортивных объектов и какую выгоду могут принести вложения в спорт.

Зачем архитектору быть спортсменом

Каждый спортивный комплекс имеет свою специфику в зависимости от вида спорта, для которого он предназначен. Чтобы спроектировать удобный дворец спорта или каток, необходимо понимать тренировочный процесс изнутри. Нужно учитывать не только залы прямого назначения, но и вспомогательные помещения. Например, ледовый дворец должен включать в себя тренажерные и хореографические залы, площадки для общей физической подготовки, кабинет массажа, медицинский кабинет, сауны.

Было бы неплохо, если бы архитектор имел отношение к тому виду спорта, для которого он создаёт объект. К сожалению, это бывает очень редко. В структуре нашей компании все руководители были спортсменами, поэтому мы помогаем архитектору советами и рекомендациями по планированию пространства. Это значительно упрощает решение некоторых конструктивных задач.

Материалы и технологии

В строительстве спортивных объектов учитываются многие отраслевые факторы: от территориального расположения до удобства эксплуатации. Например, к тренировочному комплексу требования несколько другие, чем к арене для проведения мероприятий и соревнований. Но в любом случае проектировщики учитывают потребности конкретного вида спорта и уровень мероприятий. 

Сейчас в сфере спортивного строительства есть интересные решения по рекуперации тепла, водоподготовке и водоочистке. Применяется современное остекление фасадов, утепление зданий, используется технологичное оборудование для энергосбережения.

Любое строительство — это прежде всего ответственность за безопасность. А если речь идёт о местах массового пользования, ответственность в разы выше. Мы проводим многоступенчатый контроль качества выполняемых работ, используем передовые технологии, уделяем особое внимание надёжности и безопасности конструкций. И, конечно, полностью соблюдаем все нормы и правила.

Наш основной профиль – строительство ледовых арен. К сожалению, в 2023 году мы потеряли важного поставщика. Финская компания «Raita», один из мировых лидеров по производству хоккейных бортов, ушла из России. Но мы не расстраиваемся: на российском рынке тоже есть достойные производители. Смело можем отметить компанию «СпортМакс». Она более 20 лет производит оборудование для хоккейных дворцов и постоянно совершенствует качество.

А вот на рынке компрессорного оборудования дела обстоят не так хорошо. Раньше мы закупали компрессоры компании «Bitzer». К сожалению, мы не можем отметить ни одного достойного конкурента немецких производителей по соотношению цена/качество в сегменте компрессоров. Надеюсь, российские предприятия когда-нибудь смогут заполнить качественной продукцией и эту нишу рынка.

Обеспечить окупаемость 

Существует миф, что строить спортивные объекты невыгодно. Конечно, это не так. Например, мы строим и эксплуатируем коммерческие ледовые арены. Понятно, что их окупаемость нельзя назвать быстрой: на это требуется несколько лет. Но в целом при грамотном подходе они приносят прибыль своим владельцам.

Вложения в строительство ледовой арены измеряются сотнями миллионов рублей. Если средств у заказчика не очень много, он может ограничиться самым простым вариантом крытого катка. Но окупить его будет сложнее, несмотря на более низкую себестоимость. Условия для спортсменов скромные, помещений в аренду нет — значит, и доходность будет невысокой. 

Коммерческий спортивный объект в чём-то можно сравнить с обычным фитнес-клубом. Здесь так же важно привлекать и качественно обслуживать клиентов. Именно они платят зарплату персоналу и приносят доход владельцам. Поэтому уже на этапе проектирования нужно продумать максимально комфортные условия для посетителей.

Ещё один важный момент — наполнение спорткомплекса коммерческими площадками. Это могут быть кафе, спортивные магазины, батутные центры, фитнес-клубы и другие подобные точки. Арендаторы увеличат доходность проекта, но для них тоже надо создать условия.

Нельзя забывать и о социальном аспекте. Спортивные объекты очень важны и для детей, и для взрослых. Появление новых спортивных залов, площадок, катков выгодно государству. От них зависит здоровье будущего поколения – и физическое, и моральное. Спорт воспитывает силу и выносливость, закаляет характер, добавляет уверенности в себе, учит помогать товарищам и идти к общей цели.

Если говорить высоким языком, то построить спортивный объект — значит, принести стране пользу. В нашей стране организациям, занимающимся развитием спорта, предоставляются всевозможные льготы и преференции. Можно на льготных условиях получить земельный участок для объектов спортивного назначения. 

На примере

Наша компания проектирует и строит ледовые дворцы так, чтобы там можно было разместить всех нужных арендаторов. Их наличие не просто приносит прибыль, они создают посетителям дополнительный сервис и удобства. Например, в построенном нами комплексе «ЦХМ» два катка, время на которых расписано до минуты, спортивные залы и несколько помещений, которые арендуют магазины, кафе и спортклубы.

Если говорить о ледовых аренах, то их основной источник дохода — сдача льда школам хоккея и фигурного катания, либо создание собственной спортивной школы. Наш «Центр Хоккейного Мастерства» и хоккейная школа «Львы ЦХМ» - полностью коммерческие проекты, которые приносят прибыль.

В управлении хоккейной школой много своих правил и нюансов. Но главное, как и в любой другой сфере — персонал. Успех хоккейной школы (в том числе и финансовый) во многом зависит от тренеров. В своё время мы взяли главным тренером классного специалиста из известной спортшколы, предложив ему высокую зарплату. Это вложения многократно окупились его профессионализмом и результатами.

Не забываем и о социальной стороне вопроса. В каждой из наших команд по всем возрастам мы выделяем по 10 бесплатных мест. Так к нам приходят талантливые ребята, не имеющие средств заниматься хоккеем. Видя их успехи, за ними тянутся и остальные хоккеисты. Это повышает спортивные результаты наших команд: среди московских коммерческих школ мы лидеры. Такой социальный подход не мешает финансовому успеху, если найти правильный баланс.