Как магазин радиоуправляемых моделей достиг выручки в миллион с онлайн-продаж после запуска нового сайта

2023-08-17 17:54:05 Время чтения 18 мин 1193

Поговорили с нашим клиентом-владельцем магазина «Хобби Остров» Евгением Ивановым и обсудили, насколько в бизнесе хоббийного направления важен хороший сайт, а также функционал, который мы в «5 УГЛОВ» смогли реализовать. Также узнали жизненный путь компании и с какими сложностями ей пришлось столкнуться.  

— Вы продаете и готовые модели, и сборные?

— Разные. Все они делятся на которые надо собирать полностью с нуля, присобранные (нужно, чтобы у человека был свой пульт для управления, аккумулятор, приемник), а также для начинающих (полностью готовые).

Мы продаем четыре категории моделей:

  1. радиоуправляемые модели;
  2. склеиваемые модели из пластика (стендовые модели);
  3. сборные модели из дерева (парусников);
  4. сборные конструкторы.

— С чего началась история вашей компании?

— История компании начинается в 2005 году в Санкт-Петербурге при поддержке московской компании «Хобби Центр». Тогда друг владельца (тогда меня там еще не было) «Хобби Центра» Георгий захотел открыть модельный магазин в Питере и назвать его «Хобби Остров». 27 июня 2005 года открылся первый магазин «Хобби Остров» в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки д. 52. Запустили сайт на домене hobbyisland.ru.

У магазина примерно раз в год менялись владельцы и, когда магазин перешел к третьему владельцу, я начал заниматься бизнесом в сфере радиоуправляемых моделей. Я тогда накопил денег и решил привезти первую партию товара из Китая: сервомашинки, пульты управления, моторчики, пропеллеры, регуляторы и самолеты Art-Tech. Тогда часть товаров я продавал в детские дома творчества, а часть в «Хобби Остров». Сначала они платили, но постепенно оплату начали задерживать.

На тот момент мне должны были около 200 тысяч рублей, в итоге владелец решил закрываться, потому что у него не было денег на аренду и все остальное. Так как я долгое время возил товар и был в контакте с владельцем магазина, он мне доверял и решил отдать бизнес именно мне в счет долга с небольшой доплатой с моей стороны. Я согласился, но сам не до конца понимал, что же делать.

11 января 2009 года я стал четвертым владельцем «Хобби Острова», который терпел убытки на протяжении 3,5 лет. Никто не верил в его успех. Не зная, каким будет бизнес, я стал исследовать рынок: ездил по магазинам и сравнивал цены. Решил поставить цены ниже на 5% по рынку, переделать ценники в магазинах, каждый день улучшал выкладку товаров на витринах, заряжал аккумуляторы для моделей, искал новые товары, оформлял товары и новости на практически мертвом сайте. Я приезжал в магазин к 10:00, открывал в 11:00, закрывал магазин в 21:00 и уезжал из него в час ночи, работа кипела…

Евгений Иванов в своем магазине "Хобби Остров" в 2011 году

Покупателям понравился сервис, выкладка и их стало больше. За оставшиеся 20 дней января удалось сделать выручку в 800 тысяч, хотя ранее больше 400 тысяч выручки не было никогда! Заработало сарафанное радио и в следующем месяце мы сделали выручку 1,2 млн. Тогда появились надежды на светлое будущее магазина. Я начал заниматься сайтом, нашел знакомого, который мне его подлатал и мы начали пытаться соединить его с 1С.

В 2012 году я стал открывать новые магазины в Санкт-Петербурге и один в Магнитогорске. Чтобы снабжать магазины товарами я арендовал склад. Склад рос и вырос в оптовое подразделение.

В 2015 году появлялось много конкурентов, но многие закрывались по разным причинам. Я начал скупать подобные магазины, и тогда мною было куплено 4 достаточно крупных компании, в том числе RCStore.

В начале 2017 ко мне пришел конкурент-бывший сотрудник и захотел купить «Хобби Остров». Я согласился и продал весь «Хобби Остров» вместе с пятью магазинами, но оставил себе оптовое направление. Договорились, что RCStore будет оптовым поставщиком товаров в «Хобби Остров».

Новый хозяин нашел инвесторов — одни вложили деньги в бизнес, а другие — в открытие ста магазинов по всей России. Хозяин хотел открыть сеть магазинов по всей стране, но на своем пути он совершил несколько ошибок, а локдаун COVID-19 добил окончательно всю сеть магазинов. Основные их ошибки были, по моему мнению — высокие цены на товары (выше чем в интернете 1,6 — 2 раза) и задержка выплат зарплат своим сотрудникам. Люди писали много негативных отзывов. Если магазин не приносил прибыли, его нужно было сразу закрывать, а не ждать долгое время.

В итоге инвесторы увидели, что расходы очень большие, а прибыли нет, и перестали выделять деньги на закупку товаров. Человек остался должен много денег поставщикам, в том числе и мне, и закрыл бизнес. Все амбиции закончились через 3 года.

Он предложил мне забрать магазины в счет долга. Мы договорились и оставшиеся два магазина вместе с доменом владелец передал мне.

— Много ли у вас конкурентов? Какие преимущества у вас есть перед ними?

— У нас много конкурентов в интернете в том числе и маркетплейсы. Они предоставляют бесплатную доставку, иногда и цены, возможно, ниже нас. С маркетплейсами мы стараемся конкурировать благодаря низкой цене и бесплатной доставке от 3 тысяч рублей. Если пользователь делает у нас не первый заказ, то у него изменяется уровень цен на более низкий. Сейчас мы работаем над ассортиментом, расширяем его для моделистов. На сайте мы выкладываем точные остатки, описания, фотографии, создаем удобные фильтры для сортировки товаров, как раз вы нам в этом хорошо помогаете.

Мы пытаемся продвинуть модельный спорт в нашей жизни. Главная идея — сделать так, чтобы модельный спорт не умер у нас в стране, потому что из моделизма вырастают будущие инженеры, конструкторы, дизайнеры.
Евгений Иванов, владелец магазина "Хобби Остров"

— На что вы делаете упор, развивая свой бизнес?

— Мы хотим развить хоббийную тематику, чтобы в наших магазинах было больше технически сложных товаров, в которых есть система радиоуправления, электроника.

Второе — мы делаем упор на образованных продавцов в этой области, которые всегда помогут с проблемами клиентов.

Третье — перед продажей покупатель может проверить товар, нет ли в нем брака. Затем мы обратно все запаковываем аккуратно, и покупатель получает полностью проверенную рабочую модель. Маркетплейсы могут прислать брак и потом будет сложно сделать возврат товара, потому что сейчас более строгие требования к возврату технически сложных товаров.

Участвуем в различных соревнованиях радиоуправляемых видов спорта, спонсировали более 50 различных мероприятий, предоставляем в детские дома творчества специальные дисконтные карты для покупки моделей и аксессуаров для них.

Магазин "Хобби Остров" часто выступал спонсором различных соревнований на радиоуправляемых моделях

Таким образом, мы пытаемся продвинуть модельный спорт в нашей жизни. Главная идея — сделать так, чтобы модельный спорт не умер у нас в стране, потому что из моделизма вырастают будущие инженеры, конструкторы, дизайнеры.

Почему IT важно и для сферы моделизма

— Тогда плавно перейдем к теме IT. Как вы начали заниматься сайтом, как пришли к этой необходимости?

— Изначально я разработал с питерской компанией новый дизайн, полностью сверстал сайт hobbyostrov.ru и отдал предыдущему владельцу Илье. Сказал, что на этом шаблоне можно сделать красивый сайт. Но они не стали этого делать, взяли готовое решение на Битриксе от Аспро, которое не работает так, как рекламирует разработчик.

Когда я продал «Хобби Остров», в конце 2017 года, у меня появилась идея сделать RCStore оптовым сайтом rcstore.ru и компанией с таким же названием. Я обратился в студию, отдал им миллион рублей за то, чтобы сделать сайт. Пока нам собирались разработать сайт, студия разорилась. Владелец этой студии предложил закончить разработку через другую контору. Дело до конца довели, но сайт RCStore был кривым-косым и работал через раз. Пришлось обращаться в другую студию, они стабилизировали сайт, он стал работать более-менее, но их уровня профессионализма не хватало для того, чтобы разогнать наш сайт — мы хотели ускорить загрузку страниц для пользователей (повысить показатель PageSpeed), на все наши пожелания отвечали, что это невозможно сделать.

Тогда мой SEO-специалист Николай предлагает прийти с поддержкой сайта RCStore в «5 УГЛОВ», так как один из его клиентов обслуживался у вас. Наша задача была ускорить сайт и устранить какие-то ошибки.

Когда мы обновили с «5 УГЛОВ» RCStore, то ради интереса я решил обратиться с сайтом для «Хобби Остров» в другую студию, чтобы мне было с чем сравнить работу с вами. Я обратился в компанию «Сотбит», но за 8 с лишним месяцев они не смогли нормально натянуть их же готовое решение, было очень много ошибок (более 50). В какой-то момент они просто перестали отвечать на мои вопросы. После этого я вновь обратился в вашу студию.

— Расскажите, какие доработки мы сделали для RCStore и почему они важны для вас?

— Мы сделали рефакторинг, переехали на другой хостинг более быстрый. В общем, все вместе «под ключ» дало результат, что PageSpeed достиг 98.

Дальше начали улучшать другой функционал. С RCStore по API данные по остаткам передаются на многие другие сайты, в том числе на hobbyostrov.ru. У нас весь функционал идет из «Моего склада», потом на сайт, а на сайте работает контент-менеджер, а дальше открываем доступ для товаров и они разлетаются по всем магазинам. В том числе и на hobbyostrov.ru.

— А если говорить именно о сайте «Хобби Остров»?

— На hobbyostrov.ru перенесли все то же самое:

  1. Синхронизировали контрагентов с «Мой склад».
  2. Синхронизировали карточки товаров с «Мой склад».
  3. Синхронизировали свойства и дополнительные поля с «Мой склад». Например, если ставим в «Моем складе» галочку, что это новинка, она прилетает в этот раздел и на сайте. Также может быть поле «Хит продаж».
  4. Сделали определение геолокации пользователей и соответствующий вывод изображений для разных мест геолокации пользователей. Если пользователь в Питере или в прилегающей области, то будет показываться количество остатков в каждом магазине в Санкт-Петербурге. Если область не контачит с Ленинградской, то остатки показываться не будут. Будет виден только интернет-магазин, который находится в Москве. У нас была фишка продвинуться в SEO по Москве и не показывать всем Санкт-Петербург.
  5. Сделана хорошая карта магазинов, их адреса, фотографии.
  6. Подключена оптимизация картинок. Подключен специальный модуль, чтоб картинки сжимались в формате WebP.
  7. Быстрая загрузка сайта.
  8. Перелинковка характеристик товара. Создаются отдельные категории товаров по характеристикам для поисковых систем. Эта категория показывается и в сайт мэпе. Поисковые роботы лучше индексируют такие дополнительные категории. Например, выбираем типа товара Монстр, то мы затем попадаем на страницы автомодели вид товара: монстр. Получается, сделана новая категория для поискового робота.
  9. Использовали умный сотбитовский фильтр, который тоже создает дополнительные категории, которые нужны. Например, автомодели WPL. Появляется отдельная группа товаров с фильтром по WPL. Не просто бренд WPL, а именно в категории автомоделей.
  10. На каждый товар прямая ссылка (SEO-модуль). У товара идет сразу второй уровень URL. Перемещая товар в другую категорию, ссылка на него не меняется.
  11. Сделана переадресация со старого сайта на новые категории.
  12. Современный дизайн сайта, который хорошо адаптирован под мобильные устройства.

— Насколько важна цифровизация в вашей сфере бизнеса?

— Она очень важна, так как все люди привыкли покупать онлайн. Они привыкли, что оплата всегда легкая и быстрая. Очень важно, чтобы в интернете были красивые фотографии, хорошие описания. Все хотят какой-то оптимизации для того, чтобы снизить вероятность ошибки при отправке заказа, снизить затраты на обработку заказа, сделать его более комфортабельным для покупателя. У нас такие этапы: клиент делает заказ, ему автоматически приходит письмо, что заказ принят, а затем ему перезванивает менеджер для уточнения деталей.

Оптимизация в таком цифровом виде сайта очень важна. Сайт нужен чтобы конкурировать в офлайн и онлайн пространстве, потому что все стремятся к оптимизации затрат.

— Чем вам помог сайт, который мы сделали? Каких результатов вы достигли с сайтом, который мы разработали?

Появилась красивая витрина с ценами. Клиенты видят, какие товары есть у нас в наличии на сайте. Указаны корректные контакты, выложены фотографии.

Только по интернету мы отгружаем на миллион в месяц. Это без какой-либо рекламы и без каких-либо вложений, только за счет органического трафика.

Люди стали смотреть товары на сайте, а затем приходить к нам в офлайн магазины. По сравнению с прошлым годом мы приросли в офлайне на 15-20%. Можно сказать, что идет медленный, но рост компании. Сайту чуть меньше года, поэтому можно отследить резкий скачок по заказам. В ноябре 2022 запустился сайт и тогда онлайн отгрузок было на 250 тысяч.

— Почему важно идти в ногу со временем по вашему мнению?

— 1. Это увеличивает продажи

2. Это удобно нашим клиентам. Я думаю, как клиент — хотел бы видеть, сколько осталось товара, точную цену. Если этого не будет, как человек узнает, что вообще у нас есть? Обязательно должен быть сайт и информация, сколько что стоит. Автоматически рассчитывается сумма доставки и человек сразу может заплатить на сайте.

Люди привыкли к онлайн-покупкам, а так как нам важны наши клиенты, то мы стараемся удовлетворить их спрос через функционал нашего интернет-магазина.


Кейс сайта «Хобби Остров» на нашем сайте: https://5corners.ru/portfolio/khobbi-ostrov/