По данным исследования Молодежного парламента при Госдуме, более 50% опрошенных россиян регулярно посещают кальянные. По темпам открытия в 2020 году эти заведения обогнали даже кофейни — самый быстрорастущий сегмент общепита. Разбираемся, почему в России открывается так много кальянных и как на этот рынок влияют кризис.
В период с 2017 по 2022 год на 130% выросло количество кальянных в городах-миллионниках России. По темпам открытия в 2020 году кальянные обогнали даже кофейни — самый быстрорастущий сегмент общепита.
Кальян приехал в Россию из восточной культуры, пишет тематический ресурс https://hookahbaza.shop/. Впервые курить в России начали в 1990-2000-е годы, когда россияне стали часто отдыхать в Египте и знакомиться с местной культурой. Тогда привозить на родину новинку стали не только домой в качестве сувенира, но и в рестораны в качестве дополнительного развлечения. На начальном этапе кальяны появлялись чаще всего в заведениях с восточной кухней, но полноценной культурой или индустрией назвать это было сложно: кальяны на фруктах за баснословные деньги, по сути, просто приносили дополнительную прибыль владельцам ресторанов. Массово в нулевых эта форма досуга развивалась в пределах квартиры или дачи, потому что позволить себе кальян в ресторане могла только узкая прослойка населения.
Серьезный интерес к индустрии сформировался в России только в 2008-2010 году. Тогда в ОАЭ лидером табачной промышленности была компания Al Fakher. Россияне практически ничего не знали про кальяны и только начинали пробовать табаки из других стран — американский Tangiers и Fumari, египетский Nakhla. Начался этап зарождения некоего сообщества. Одним из первых экспертов, кто начал осваивать индустрию и набираться опыта за границей, был Антон Гайворонский — основатель Hookah Place и владелец кальянной JohnCalliano Lounge. Он открыл свой видеоблог JohnCallianoTV, где начал рассказывать о том, что ему самому было интересно в кальянной индустрии: обзоры кальянов, интервью, репортажи с выставок табака.
«На сегодняшний день Россия является, по моему мнению и по мнению многих экспертов рынка, мировым лидером во всем, что связано с кальянами. Мы производим огромное количество табаков, собственные кальяны — лучшие в мире — их покупают и в Европу, и в Америку. Уровень экспертизы у тех людей, которые связаны с кальянной индустрией, в России самый высокий», — убежден Глеб Марач, экс-исполнительный директор группы компаний «354».
Именно за счет того, что в России кальянное производство сейчас самостоятельное, на эту индустрию не влияют ни санкции, ни нынешная обстановка в мире в целом. Эксперты убеждены, что все происходящее экономически не отразится на кальянном бизнесе.