Новые модели доставки last mile

2023-02-14 14:25:26 Время чтения 10 мин 9418

 Модели доставки в России

Рынок логистики в последние годы переживает сильнейшие трансформации. С приходом пандемии, многим компаниям пришлось фундаментально пересматривать свой подход к доставке. Рост e-commerce, развитие маркетплейсов, все это способствует кратному росту разного вида доставок. На сегодняшний день, в России, самые популярные виды доставок last mile: 

Более 80% всех онлайн заказов приходится на ПВЗ, постаматы и Почту России. Удовлетворенность постаматами (NPS) показывает самый высокий результат среди всех видов доставки.Такой вид более экономичный и для многих, более удобный, где не нужно подстраиваться под интервал курьера.

Курьерская же доставка осуществляется сейчас в основном на авто и велосипедах/электросамокатах/электроскутерах для небольших посылок. Электросамокаты и электроскутеры зарекомендовали себя достаточно неплохо в городах миллионниках, доставлять срочные заказы стало реальностью именно благодаря маневренности и объезду пробок. Большая плотность подзарядных парковок позволяет курьерам не терять время и просто поменять свой транспорт на уже заряженный. 

Тренды и инновации

Углеродный след.

Который год подряд на Всемирном Экономическом Форуме обсуждается проблема углеродного следа. Такие гиганты, как DHL уже взяли на себя обязательство к 2050 году добиться нулевого уровня выбросов CO 2 в соответствии с Парижским соглашением об ограничении глобального потепления 2 градусами Цельсия. В Германии появился налог на выбросы CO 2 для топлива, что делает его более дорогим, и это, конечно же, способствует переходу на экологичные транспортные средства. Кроме того, если Европа запретит продажу двигателей внутреннего сгорания после 2035 года, это станет серьезным изменением. 

Нехватка рабочей силы. 

На примере Японии, страна сейчас сталкивается с социальными проблемами: нехватка рабочей силы, сокращение численности населения и быстрое старение общества. Такой же путь может ожидать и другие развитые страны.

Автоматизация процессов

Дроны, беспилотные транспортные средства- это уже не фантастика. Такие компании как Яндекс, Google (стартап Nuro), Amazon уже несколько лет ищут альтернативу курьерской доставки. Вопрос, сойдется ли экономика и готов ли платить за это клиент.

Минимальный углеродный след.

В Европе набирает популярность тренд на доставку электромобилями. Пандемия и текущая ситуация в мире является для европейских стран сильным катализатором для перехода на электрокары. Плюс, такой вид транспорта не оставляет углеродный след, о котором переживает каждый европеец. В Германии уже больше 50% автомобильного рынка- электромобили. DHL Germany уже использует более 20 000 электромобилей каждый день, а парк велосипедов для доставки был преобразован в парк из 19 000 электровелосипедов. 

Насколько реальны электромобили в России? Такой вид доставки накладывает множество ограничений. Запас хода электрокара может резко снижаться в режиме езды, который предполагает несколько последовательных коротких поездок, — в этом случае аккумулятор электро­мобиля постоянно подвергается сильному охлаждению, значит, доставка с высокой плотностью точек плохо реализуема. При отрицательных температурах воздуха, электромобили теряют от 25 до 50% своего паспортного запаса хода. 

С учетом погоды в российских реалиях, отсутствия подзарядных станций, к электрокарам мы придем нескоро, стоимость такой доставки будет превышать в несколько раз обычную, курьерскую.

Нехватка рабочей силы.

В результате пересмотра ряда законов, в апреле 2023г в Японии роботы доставщики смогут выезжать на дороги общего пользования. Электрический робот оснащен картографическими данными о местных пешеходных дорожках. Он также имеет шесть камер, поэтому может избегать пешеходов и препятствий, а также определять цвета светофора. Робот может двигать своими жидкокристаллическими «глазами» и подавать звуковые предупреждения, например «повернуть направо».DeliRo был разработан токийским стартапом ZMP. Компания начала испытания DeliRo совместно с японским энергетическим гигантом Eneos Holdings около двух лет назад. В результате испытаний, пользователи отметили, что такой вид доставки более экономичный и безопасный.

Компания стремится к 2024 году добиться возможности удаленного мониторинга 10 DeliRos одним человеком. Такой переход на роботов доставщиков поможет решить проблему в регионах с сокращающимся населением в будущем, считаем министерство Японии.

 Дроны - новая реальность?

Мгновенная доставка вашего онлайн-заказа с помощью дрона может звучать как научная фантастика, но индустрия реальна и процветает в США и Европе. За последние три года было поставлено более 660 000 коммерческих беспилотных летательных аппаратов клиентам, не считая бесчисленных испытательных полетов для разработки и доказательства технологии.

Сегодняшние беспилотные поставки охватывают широкий спектр товаров: от вакцин, медикаментов и переливания крови, пиццы, бургеров и суши, электроники и FMCG товаров.

Географические районы и воздушное пространство, время суток и условия, необходимые для полета- все эти факторы могут оказать большое влияние на затраты. Например, в настоящее время правила большинства стран и регионов гласят, что люди могут управлять и контролировать только одним беспилотником за раз; визуальный наблюдатель должен одновременно контролировать воздушное пространство, в котором работает дрон. В результате рабочая сила составляет до 95 процентов от общей стоимости доставки дронов. Такие затраты не конкурентноспособны с классической доставкой. Чтобы беспилотные летательные аппараты стали действительно конкурентоспособными по стоимости, операторы должны иметь возможность переключить свое внимание с наблюдения за воздушным пространством на управление беспилотными летательными аппаратами, и количество Дронов на одного оператора должно значительно увеличиться. Это потребует технологий и регулирования для достаточного развития, чтобы один оператор мог управлять до 20 беспилотниками в плотно используемом воздушном пространстве.

Тем не менее, Amazon, кажется, решил все эти проблемы.

Как утверждает компания, они создали сложную и лучшую в отрасли систему обнаружения и предотвращения, которая позволит работать без визуальных наблюдателей, на больших расстояниях, безопасно и надежно избегая самолетов, людей, домашних животных и препятствий. Их алгоритмы используют разнообразный набор технологий для обнаружения объектов. Дрон может идентифицировать статический объект на своем пути, например дымоход или дерево. Он также может обнаруживать движущиеся объекты на горизонте, даже когда людям трудно их увидеть. Жители Локфорда, штат Калифорния, в ближайшее время смогут получать свою доставку Amazon с помощью дронов.

Что касается дронов в России. В середине 2022г Почта России анонсировала запуск Дронов для доставки в одном из регионов (Ямало–Ненецкий автономный округ, Чукотка, Камчатка или Ханты–Мансийский автономный округ). До конца 2024 г. планируется запустить 7 маршрутов на Ямале и 21 маршрут на Чукотке. Уже были проведены тестовые запуски.В эксперименте участвовал беспилотник вертолетного типа SH–350. Он совершил несколько полетов по маршруту Салехард – Аксарка – Салехард с массогабаритным макетом груза, общая протяженность пути из одного пункта в другой составила 53 км. В 2023 г. оператор рассчитывает развернуть использование беспилотников другого типа, конвертопланов – аппаратов с поворотными двигателями, которые на взлете и при посадке работают как несущие винты. Аналитики уверены, что модель доставки дронами в России может быть успешна только в случае малодоступных сел, деревень, с плохой проходимостью дорог. 

В заключение хочется добавить, на горизонте 10 лет, в России мы, вероятнее всего, не увидим значительные изменения в способах доставки. Погодные условия, типы застроек, регуляторные правила, которые пока не разрешают беспилотную езду, все это естественным образом тормозит так называемые ноу-хау. Но, будем наблюдать за экспериментами в Японии, США и Европе, которые должны удешевить и ускорить доставку последней мили, и на основе уже имеющихся данных, оценивать эффективность реализации в нашей стране.