Разработка сайта – инструкция в помощь

2010-04-02 18:32:35 2331

Манвел Манвелян, РА "БизнесПрофи"

Сегодня уже многие слышали о том, что интернет-реклама эффективна, но далеко не все уверены в её эффективности. Исходя из моего опыта общения с клиентами (а также опыта наших менеджеров), большинство предпринимателей уже пробовали интернет-рекламу, но не все из них верят в то, что она эффективна. Когда начинаешь разбираться в каждом конкретном случае, то видишь очень много ошибок в процессе "выхода" в интернет. Как показывает практика, именно эти ошибки приводят к отсутствию результата и недоверии к интернету.

Я посвящу несколько записей тому, как нужно правильно подходить к «выходу в интернет». Мне есть чем поделиться с вами в этом направлении, учитывая то, что лично мной и под моим управлением было "выпущено" в интернет более 300 сайтов, среди них были весьма сложные интернет- порталы.

Начну я с сайтов, хотя сам, считаю что «выход» в интернет нужно начинать с продвижения. Но люди настолько привыкли к тому, что выход в интернет начинается с разработки сайта, что мне не хочется сразу ломать этот стереотип, я буду постепенно маленькими шагами приводить читателя к этому.

Если вкратце

Чтобы успешно и эффективно разработать сайт и получать максимальные прибыли с его помощью, нужно принять и уяснить следующие вещи:

  • Разработка сайта – это не цель. Цель любой компании – получение прибыли или других дивидендов. Сайт же - инструмент, который позволяет компании получать прибыль. Когда предприниматель строит магазин, его целью не является строительство магазина, его цель – получение прибыли.
  • Стоимость разработки сайта всегда на порядок меньше, чем стоимость продвижения сайта, как и в других сферах рекламы и коммуникации. Например, бюджет на продвижение рекламной компании мобильного оператора на ТВ может быть 100-150 миллионов долларов, а максимальная стоимость рекламных роликов 1-2 миллиона.
  • Именно продвижение приносит прибыль. Само наличие сайта кроме убытков ничего не принесет (разве что в исключительных случаях). Сайтов в интернете - миллионы, но, чтобы именно ваш приносил прибыль, необходимо, чтобы на него заходили потребители. Ведь если в вашем магазине нет посетителей, более того, о нём никто не знает, разве у вас могут быть продажи? Так же, как и в магазине, отсутствие продаж не отменяет факта оплаты за аренду, свет, зарплату работнику и т д. С сайтом ситуация та же самая – нужно платить за хостинг, обслуживание и т.д.
  • Экономия в процессе разработки сайта почти всегда приводит к удорожанию сопровождения сайта, следствием чего в течение нескольких лет «умный» заказчик», который вроде как «сэкономил» на разработке, потеряет существенные средства. Поясню на примере ксерокса. Вы покупаете дешевый ксерокс, так как он дешевле дорогого в два раза, и вы уверены в том, что вы сэкономили. Потом заканчивается краска в картридже, и вы идете его заправлять. А потом уже понимаете, что заправка вашего картриджа обойдётся вам в три раза дороже заправки того картриджа, который установлен на дорогом ксероксе. Ну и в по, проведя нехитрые подсчёты, вы поймёте, что вы уже потеряли разницу между двумя ксероксами. А когда вы посмотрите в паспорт ксерокса, вы увидите то, что полезный срок службы ксерокса – 3-4 года, ну и тогда вы точно понимаете, что вы вовсе не сэкономили, а переплатили весомую сумму… с сайтами все также. Только ситуация иногда даже еще хуже, так как о ксероксе многие опытные предприниматели уже знают, испытав на своей шкуре «экономию», да и ксерокс уже существует около 20 лет. А сайты – тема новая, многие этого не понимают, многие еще даже не сталкивались. Так что будьте осторожны в «экономии».
  • Нельзя выделять бюджет на присутствие в интернете меньше минимально необходимого для продвижения конкретно вашей продукции. Тут тоже все просто. Например, при медиапланировании на радио или ТВ при заказе малого количества выходов ролика, никто вашу рекламу даже не заметит, но деньги то в любом случае уже потрачен… Ещё проще – пример, когда водитель выпил пару рюмок водки, вроде и не пьяный и «кайфа нет», но права-то гаишник заберет безвозвратно
  • Почти любая компания, профессионально продвигающая товары и услуги в Интернете, сможет качественно и профессионально создать сайт. Но далеко не каждая компания, создающая сайты, может профессионально и эффективно продвигать товары и услуги в Интернете. Большинство руководителей веб-студий( разработчиков сайтов) в профессиональном прошлом дизайнеры и программисты. Без вопросов, они могут сделать хороший дизайн, программирование или воспитать неплохих дизайнеров и программистов, но смогут ли они воспитать продвиженцев - маркетологов? Много ли вы знаете таких программистов и дизайнеров? Если даже и знаете, то в регионах - это скорее исключение, чем правило. Интернет- это такой же маркетинговый коммуникационный канал, как и ТВ, и радио и т. д. Именно поэтому для продвижения товаров в интернете нужны интернет – маркетологи, а не «интернетчики» - программисты и дизайнеры, или даже «компьютерщики».

Для тех, кто не устал;)

Делать сайт самому, или заказывать у сына(студент факультета прикладной математики) главного бухгалтера просто глупо. Поэтому приведу два варианта подхода к выбору поставщика сайта.

Вариант 1. Как не надо заказывать сайт

Менеджер по рекламе звонит в справочную (в лучшем случае «мониторит» интернет) собирает 10-15 телефонов разработчиков сайтов и начинает звонить, задавая единственно «умный» вопрос: « А сколько стоит у вас сайт?» В ответ он получает различные ответы. Самые «профессиональные» разработчики сходу говорят цену и даже высылают прайс-лист на разработку сайта. Предложение настоящих специалистов – тех, кто не ленится поднять свою «пятую точку», приехать на встречу к клиенту и задать вопросы, разобраться в целях создания сайта и только потом озвучить стоимость. Зачастую наш «продвинутый менеджер» такие предложения отклоняет, так как он увлекается тайм-менеджментом, и ценит свое и время руководителя, и ему не до встреч. Зачем же зря напрягаться? Проще ведь открыть в компьютере десяток шаблонных предложении и прайсов по разработке сайта, сделать «серьезный» анализ и выбрать наилучшие ценовые предложения. Естественно, менеджер выбирает самые низкие цены, он же хороший сотрудник, он экономит для компании. Потом показывает руководителю, который говорит: «Хорошо, приглашай ребят, я с ними поговорю». Ребята приезжают, и задают разные вопросы типа «что вам нужно?» и т.д. И тут начинается… «Нам нужна фишка на сайте, нам нужен калькулятор, нам нужен интернет -магазин, и еще что есть крутого?» Ребята-исполнители всё записывают и говорят: «Все ок, сделаем». Руководитель выбирает, как говорится, из того, что было, того, кто предлагает низкую цену, смотрит на портфолио, причем о портфолио руководитель судит исключительно по дизайну и субъективному мнению – нравится или не нравится. Исполнители «прогибаются» в цене, как только можно, лишь бы взять заказ. Дальше руководитель выбирает одно из предложенных предложений тысяч за тридцать рублей. Так, как инстинкт ему подсказывает, что 15000 слишком дешево, а 35000 необоснованно дорого. Заключают простенький договор, особо не обращая внимания на Техническое задание, всё прописывают в общих чертах.

И это при наилучшем стечении обстоятельств, хотя часто бывает еще хуже.

С задержкой месяц-другой, с удорожанием на 20000 рублей стоимости, клиент получает наконец-таки сайт. Почему же выросла стоимость? Так ведь партнеры не сделали нормального Технического задания и проектирования! А если нет этих документов, или конкретное видение сайта расписано не подробно – начинается настоящая тягомотина … «Сделайте это так, а мне цвет дизайна не нравится, а там прикрутите ещё что то, а я думал это будет так, и вообще я хочу, чтоб на моём сайте всё крутилось и вертелось… а-а-а.. флеш! А я думал, что получится по-другому… Мне что-то не нравится….» Ну, и так далее. Сначала исполнитель делает это бесплатно, потом, когда он уже видит, что с этого проекта он ничего не зарабатывает и всё больше «уходит в убыток» исполнитель говорит об этом заказчику и тот, под страхом остаться вообще без завершенного проекта, доплачивает чтобы «доделать» нормальный сайт.

В итоге сайт обходится, пускай, в 50000.

Ну, наконец-то, прошло три месяца и сайт сделан. Круто! Так ведь, чтобы сайт работал, его надо разместить на хостинге…И тут происходит самое интересное…. Заказчику «советуют» взять «крутой хостинг», чаще всего свой собственный, например 2000 в месяц (знаю случаи и 5000 рублей).

В итоге в год затрат на хостинг получается 24000 рублей. Для сравнения, этот сайт мог спокойно работать на качественном хостинге с приемлемой ценой за 2400 в год, например, Хостинг "ТаймВэб". Ведь созданный сайт – не сверх посещаемый ресурс с серьёзными нагрузками, в конце концов.

Дальше, когда на сайте нужно менять новости, изменить информацию, заказчик понимает, что снова нужно каждый раз обращаться к исполнителю и снова платить. Исполнитель сразу же выписывает очередной счет на сопровождение сайта. В месяц «со скидкой для оптового клиента» 3500 руб., в итоге это еще 42000 руб. в год.

Проходит один-два месяца, заказчик понимает, что ему не звонят с интернета, вроде и деньги выделяют но клиентов нет.

Опять обращается к «замечательным исполнителям». А исполнители говорят, что сайт нужно продвигать, чтобы были клиенты. Заказчик осознает, что на самом деле без продвижения нельзя получать клиентов и выделяет в месяц 20000 (ср. бюджет для региональных компании) на продвижение своего сайта.

Но, так как сайт изначально не был подготовлен к продвижению, на сайте нет уникального контента ( текст на сайте «содран с дружественных сайтов»). Сайт заказчика не получает посетителей с естественной выдачи поисковых систем так называемых «низкочастотников». Заказчику обходятся дороже SEO-работы, так как сайт сделан на бесплатном движке, нет модуля и средств, автоматизирующих ручную работу с сайтом . Также заказчик делает контекстную рекламу чаще всего доверив это своему же разработчику. В итоге, за те же деньги заказчик теряет от 30-70 процентов потенциальных клиентов (при непрофессиональной организации рекламной кампании может и весь бюджет уйти в трубу). Но почти всегда минимальные потери составляют 30-40 процентов от 20000 руб. – это 7000 в месяц уходят, как говорится, коту под хвост. В год это еще +84000 рублей.

А теперь посмотрим сумму инвестиции в течение 3(средний срок службы сайта) лет на сайт который был заказан за 30000 рублей.

  • Первоначальная стоимость сайта 30000
  • Дополнительные работы 20000

Итого разработка сайта 50000 рублей.

  • Необоснованная переплата за хостинг 64800 (2000руб.х36месяцв)
  • Необоснованная переплата за сопровождение сайта 126000 (3500х36месяцв)
  • Неэффективная переплата при продвижении (за счет отсутствия проектирования с учетом SEO- дружелюбности, отсутствия уникального контента на сайте, также низкокачественной организации рекламной кампании) 252000 (7000 рублейХ12 месяцев Х 3 года)

В итоге полная стоимость владения сайтом 492800 рублей за три года.

Вариант 2. Как надо заказывать сайт.

Ответственный за разработку сайта от заказчика «мониторит» интернет. Находит разработчиков сайта в своем регионе, просматривает их сайты, просматривает портфолио, смотрит то, с какими клиентами компании работают. Обращает внимание не только на дизайн, но и на систему управления контентом, с которым работает разработчик. Смотрит отзывы. Просматривает сайтов 30-50, выбирает наиболее достойных 10-15. Выписывает телефоны, начинает звонить и говорить о том, что нужен сайт, и что вы можете нам предложить. Большинство ленивых разработчиков даже не предложат встретиться, а просто отправят готовые прайсы и скажут:«выбирайте». Некоторые спросят про бриф, техническое задание… «Дайте нам тз и мы перевернем Вселенную»(между тем, почти ни один заказчик не может сделать полноценное ТЗ самостоятельно). Ответственный за разработку сайта выбирает 5 разработчиков, которые сразу спросили о том, чем занимается компания, каковы ее цели, и стараются назначить встречу для подробной беседы, затем без проблем готовы выехать к клиенту на встречу.

Назначается встреча, ответственный за разработку сайта беседует со всеми представителями, видит их видение и понимает, что наиболее логичное предложение предлагает представитель одной из 5 компании, а в частности он предлагает вести работы по созданию сайта по следующим этапам:

Сначала совместно заполнить брифы и анкеты, чтобы определится с деятельностью и особенностями компании.

После чего осуществить работы по разработке стратегии присутствия компании в интернет, куда уже входит составление подробного технического задания сайта, дизайнерского брифа и проектирование самого сайта.

Стоимость стратегии для их компании составила всего 30000 рублей, так как им нужен несложный корпоративный сайт с каталогом продукции. Для сравнения, при разработке стратегии для крупной компании с сильной конкурентной средой, интернет-магазина или интернет-портала, разработка стратегии может стоить и 90 -120 и 180 - 300 тысяч рублей. Эти инвестиции окупаются практически всегда в --- кратном размере.

После того, как эти документы готовы и заверены, привлекаются специалисты для разработки:

  • Дизайна 29000
  • HTML-верстки 11000
  • Система управлении контентом 1С Битрикс управление сайтом 12900
  • Внедрение, настройка интеграция, тестирование 50000
  • Копирайтинга ( разработка уникальных тексты для основных разделов сайта 2500
  • Копирайтинга и фотографии(разработка уникальных описании и фотографии для каталога продукции в 1000 наименовании) 50000

Итого разработка сайта 155400 рублей.

Оплата за хостинг 7200(200руб.х 36месяцв) тарифы на Хостинг "ТаймВэб".

Оплата за сопровождение сайта – 15000 рублей разовые работы и мелкие модификации в течение трех лет. Значительный эффект достигается за счет лучшей на рынке России системы управления контентом 1С- Битрикс, которая позволяет заказчику легко и просто своими силами вносить все изменения и обновления на сайт, экономя серьезные временные ресурсы.

Неэффективная переплата за счет отсутствия проектирования с учетом SEO-дружелюбности, отсутствие уникального контента на сайте, также низкокачественной организации рекламной кампании 0 (0рублейХ12 месяцев Х 3 года)

В итоге полная стоимость владения сайтом при варианте 2 составляет 177600 рублей за три года.

Выводы

В результате «умный менеджер» который хотел «сэкономить» на сайте, принес компании «неявный» убыток в в 315200 рублей = 492800 рублей (вариант 1)-177600 рублей (вариант 2)

Сайт может работать и 4-5 а то и 10 лет, у него нет «срока годности», есть только вопрос моды и имиджа. А теперь посчитаете убытки(или недополученную прибыль). Также стоит посчитать убытки, если у вас бюджет на продвижение не 20 т. руб. а 50 или 100 тыс. руб.

****

Все вышеперечисленные расчеты условны(цифры приводил из примерных расценок стоимости услуг в Краснодарском крае). Их задача показать, что стоимость разработки сайта и стоимость владения сайта это два совершенно разных понятия.

Исходя из вышеизложенного, когда вы решили заказывать сайт и ищите подрядчика остановитесь и задумаетесь. Вспомните о цели создания. Подумали. Ну, тогда сначала ищем компанию, которая будет продвигать ваши товары и услуги в интернете. А как же с сайтом? Да расслабьтесь, профессиональные продвиженцы в интернет вам сами предложат сделать сайт. Так как без инструмента нельзя получать прибыль. А сайт это именно инструмент, но не цель.

Таким образом, сначала нужно найти компанию, которая будет вам продвигать товары и услуги в интернет. И уже совместно с ней думать о разработке сайта. Но не наоборот....


При использовании или цитировании материала просьба ссылку указывать на первоисточник
http://biznesblog.com/