Стало известно, почему рынок яхт находится в глубоком кризисе

2025-05-11 17:44:00 Время чтения 6 мин 179

Состоятельные люди тратят все меньше денег на строительство яхт. Рынок еще не восстановился после кризиса 2008 года и держится на энтузиазме нескольких сотен семей. Остальные предпочитают покупать лодки на вторичном рынке или брать в аренду

За последнее десятилетие число семей с состоянием более €30 млн по всему миру выросло более чем в 2,5 раза. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании Wealth-X. За это же время количество сделок по продаже яхт увеличилось менее чем на 10%. А доля затрат на яхтинг в структуре расходов состоятельных людей и вовсе сократилась почти на 65%. Одной из причин стала закрытость отрасли, её нежелание предлагать продукты для более «простых» клиентов. Есть и другие факторы. Например, азиатский рынок, число богатых людей на котором растет опережающими темпами, ещё не скоро примет яхтинг в его европейском или американском масштабе из-за банальной нехватки инфраструктуры. Одновременно все больше людей предпочитают не покупать новую лодку, а заказывать в чартер уже существующую — вторичный флот велик и может удовлетворить самые разные вкусы. В итоге строить яхту для себя уже не так интересно.

Кризис 2008 года нанес сильнейший удар по яхтенному рынку. Спекулянты, строившие яхты для быстрой перепродажи, остались с большим количеством «стока» на руках. Верфи начали банкротиться. Ценники на яхты рухнули вдвое. Такое падение после взрывного роста стало неожиданностью — только сейчас многие яхтенные компании начали выбираться из глубоких убытков. В то время как бизнес-авиация смогла быстро восстановиться, подъем мировой экономики, увы, не поддержал яхтенный рынок, который до недавнего времени сжимался из года в год. Опять-таки, причиной стала замкнутость отрасли. Богатые люди уже давно построили себе все, что только могли нафантазировать, — зачем им нужны новые? К примеру, семья немецких предпринимателей Хортонов заказала себе семь мегаяхт, но остановилась еще в далеком 2002 году на 97-метровой Carinthia VII. Американский миллиардер Деннис Вашингтон владел девятью яхтами, но его последней лодкой стала 100-метровая Attessa IV, заказанная в 2010-м.

Новое поколение ультрабогатых, в свою очередь, не берется за яхты — останавливает сложность их постройки, которая за последние годы только выросла. Если при заказе самолета (несмотря на их более высокую стоимость) люди понимают, что именно получат в итоге, то при постройке новой яхты ответ не всегда очевиден. Чтобы получить адекватный результат, недостаточно только лишь ознакомиться с существующими моделями и заплатить верфи. Нужно еще собрать команду из дизайнеров, менеджеров, юристов и инженеров и работать с ними более трех лет, чтобы добиться результата. Регламентация на рынке сильно усложнилась — в части норм безопасности и налоговых правил. Например, если владелец хочет сдавать лодку в чартер, чтобы покрывать часть расходов на ее эксплуатацию, он фактически должен снимать ее у самого себя и платить самому себе каждый раз, когда ему вздумается на ней плавать. Все это не способствует росту инвестиционной привлекательности яхтинга.

Так, купив 50-метровую яхту за €10 млн, новый собственник будет платить более €2 млн в год за обслуживание и получит в среднем около €600 000-700 000 чартерного дохода, если сам хочет плавать на ней летом. Когда он продаст ее — в среднем через пять лет, он получит около €7 млн, из которых минимум €2 млн уже были потрачены на покрытие затрат по обслуживанию. Такая математика отпугивает людей от покупки яхты, заставляя выбирать более простой и выгодный чартер. В итоге рынок держится на каких-то 300 семьях, которые готовы потратить больше, чтобы получить что-то индивидуальное.

Возьмем, например, человека, у которого есть возможность снимать 60-метровую на 2-3 недели летом. Если он захочет построить яхту, его бюджет, вероятно, позволит заказать верфи лодку длиной около 40 метров. А если он взглянет на вторичный рынок, то сможет купить яхту порядка 50-55 метров. Очевидно, что при такой арифметике люди редко выбирают в пользу строительства.

Отдельно поговорим об отсутствии яхтенной инфраструктуры в Азии. Все больше людей в регионе могут позволить себе яхту. Но они сталкиваются с тем, что нет портов, причалов и наконец — культуры отдыха на яхте. Но изменения к лучшему есть, и они заметны — правда, чтобы изменить ситуацию, потребуются годы. 

К сожалению, модели владения активами, хорошо опробованные из частной авиации, не приживаются в яхтинге — это не просто способ передвижения, но еще и отдыха. Что делать в этой кризисной ситуации — вопрос открытый. Однако в этом рано или поздно помогут новые технологии. Впрочем, думают об этом немногие. В конце концов, сайты у многих производителей появились только после кризиса 2008 года, когда нужно было как-то поднимать продажи.

По материалам rentyachtturkey.com