Столичные полиграфисты рассказали о положении дел в отрасли

2024-09-14 17:59:30 Время чтения 7 мин 277

«Каждый год до нас доходили нерадостные вести о закрытии очередных наших коллег. В основном это касалось листовых типографий. И тут немного поясню. В полиграфии существует два способа печати: рулонный (с рулона, непрерывного бумажного полотна, – прим.авт.), это многотысячные или миллионные тиражи, и листовой, когда бумага подаётся в печатную машину нарезанными листами, это, как правило, печать небольших тиражей на более плотных или дизайнерских бумагах от 500 экземпляров. Так вот рынок листовых типографий очень сильно пострадал. Также с зимы 2022 года испытывает небывалый ранее кризис журнальная печать. Большинство издательских домов были вынуждены прекратить выпуск глянцевых изданий, поскольку в числе их акционеров этих домов находились западные компании, которые были вынуждены приостановить свою деятельность на территории РФ. Например, Cosmopolitan – это международный бренд, а российское издательство имело лицензию на печать журнала с этим названием. Редакции таких журналов, насколько мне известно, были распущены на неопределенный срок, часть журналистов была вынуждена искать новое место работы. У кого-то получилось сделать похожее издание с названием, адаптированным к российскому рынку. Для большинства других ситуация была осложнена тем, что с рынка ушли западные бренды и, соответственно, реклама международных сетевых брендов, крупных рекламных агентств, мировых автоконцернов и крупных ювелирных компаний, за счёт которой существовали абсолютно все глянцевые журналы. В целом, рынок глянца упал на 80-90%. Почти полностью пропал сегмент модных и архитектурных журналов, выжили те, издательские дома, у которых в пакете присутствуют издания с телепрограммой (телегиды), издания кроссвордной группы, журналы про звезд, рукоделие, дачную жизнь и прочая периодика, рассчитанная на массового читателя. Однако снижающийся платёжеспособный спрос населения сказывается и на полиграфии: выбирая между какой-то важной вещью для ребёнка или семьи и прессой, домохозяйка скорее выберет товар первой необходимости. К тому же, привычные точки реализации журналов постепенно «схлопываются», — рассказала Анна Гребенщикова.

Расходные материалы и оборудование в полиграфической индустрии – валютозависимые, отметила собеседница издания. Сейчас типографии «прыгают на одной ножке с гармошкой», пытаясь сохранить привычное качество материалов и готовой продукции, сказала Анна Гребенщикова.

«Если типография хочет печатать быстро, качественно, современно, то работает на оборудовании из Германии, США, Японии. Сейчас это оборудование и запчасти попали под действие шестого пакета западных санкций. Остаётся параллельный импорт через третьи страны или китайские аналоги, которые не всегда сопрягаются с уже имеющимся западным оборудованием в скорости работы, технологичности и качестве металлических конструкций: в Китае пока не вполне научились обрабатывать металлы, у них есть проблемы с прокатной сталью и алюминием. На китайских офсетных пластинах типографии уже «обожглись» и стараются продолжать работать на европейских. Цены при этом на китайские материалы зависят от доллара, а на европейские — от евро. Соответственно, и в последнее время подскакивали от 20, до 50%. Это, не говоря о красках, офсетной резине, запчастей и других расходниках, большинство из которых не российского производства. Что касается газетной бумаги, то её, конечно, исторически производят в России. Но это осуществляют, так скажем, предприятия, смонтированные после Великой Отечественной войны и практически не модернизировавшиеся с тех пор. Ситуация с производителями офсетной бумаги получше – есть довольно современные производства, особенно, где до недавнего времени присутствовали финские акционеры Всю мелованную бумагу для печати глянцевых журналов российские печатники исторически закупали в Финляндии. Причин тому было несколько: одна из основных – географическое положение. Но сейчас эта страна прекратила сотрудничество с нашими типографиями. Пока границы для импорта были открыты, издатели предпочитали европейскую бумагу. Теперь, особенно после скачков доллара и евро, стала востребованной продукция ЦБК «Кама», – крупного предприятия в России, производящего ролевую мелованную бумагу, плотностью от 50гр./м кв. Также налажен импорт мелованной бумаги из Азии. Особенно охотно ее брали листовые типографии, но сложности с доставкой и непредсказуемое поведение доллара внесли свои коррективы в работу с этим регионом. Доля бумаги в себестоимости полиграфической продукции составляет порядка 60%. За последние несколько лет рыночные цены на полиграфические услуги повышались в пределах 30%, особенно серьезный рост цен наблюдался во втором полугодии прошлого года», — рассказала заместитель генерального директора Московской газетной типографии по производству и работе с клиентами.

В целом проблемы печатной прессы начались ещё задолго до скачков валюты, зимы 2022 года и даже до ковида, отметила собеседница издания.

«С 2008 года начали массово закрывать и переоборудовать журнальные киоски в Москве, прессе негде было продаваться. Сначала сильно сократились, а потом полностью прекратились госдотации на распространение прессы через Почту России. Издателям пришлось искать альтернативные пути распространения через сетевые магазины и гипермаркеты. Были и серьезные проблемы на рынке дистрибьюции печатной прессы, когда банкротились крупные дистрибьюторы и не возвращали огромные деньги за уже отгруженные и проданные через их сети тиражи. Приблизительно в это же время, параллельно с озвученными событиями, вышел запрет на рекламу табачной и алкогольной продукции в СМИ, что составляло многомиллионные рекламные бюджеты для всех издательств. Ну и конечно нельзя не сказать про всемирную глобализацию Интернета и развитие электронных СМИ, которые нанесли самый мощный удар по мировой полиграфии и серьезно скорректировали тиражи, объемы и в целом планы на будущее развитие абсолютно всех печатных изданий в мире», — отметила Анна Гребенщикова.

По материалам beprint.ru