Новые эффективные решения по подбору и удержанию высшего менеджмента от топ 100 HRD российских компаний.

2022-07-26 11:22:21 Время чтения 14 мин 813

07 июля состоялся «HR пикник» - одно из главных июльских отраслевых событий индустрии HR-менеджмента».

Инициаторами мероприятия выступили коммуникационная группа компаний megroup и консалтинговая компания Kontakt InterSearch Russia при поддержке специальных партнеров Kommersant Events, Эксмо, HeadHunter. Лидеры рынка коммуникаций собрали ТОП 100 HRD крупных российских компаний на одной площадке, чтобы вместе обсудить главные инсайты HR отрасли и предложить эффективные решения по подбору и удержанию высшего менеджмента на основе анализа рынка.

Kontakt InterSearch Russia провели собственное исследование «Оценка и развитие сотрудников в компании», в котором задействовали 643 респондента: директора по персоналу, руководители различных бизнес-подразделений российских компаний.

Управляющий партнер Kontakt InterSearch Russia Марина Тарнопольская, представляя итоги исследования, отметила возрастающую значимость гибкости и адаптивности управленцев. Также эксперт отмечает, что в турбулентное время от лидеров требуется понимание того, как быстро перестроить процессы без потери результатов. В топе soft skills и способность быстро обучаться, а также видеть варианты развития как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Сейчас актуальна передача опыта более компетентными сотрудниками другим членам коллектива – ожидаемо большое число компаний используют наставничество и коучинг. Не теряет своей значимости и самостоятельное развитие, а также проработка собственных возможностей через библиотеки ресурсов, корпоративные порталы и др. Еще одно наблюдение: топ-менеджеры стали активно обучаться в бизнес-школах. Сейчас многие компании стали вкладывать ресурсы в дополнительное обучение своих сотрудников и в первую очередь топ-менеджеров. Ключевое для топов направление – индивидуальные программы развития. В целом, бизнес старается удерживать управленцев и сохранять команду, чтобы совместными усилиями выйти из кризиса победителями.

Для обсуждения результатов, в рамках панельной дискуссии выступили HRD крупнейших компаний российского рынка:

Валентина Ватрак, директор по организационному развитию и управлению персоналом «Спортмастер».

Елена Салихова, старший вице-президент, руководитель блока по работе с персоналом Банка «Открытие» 

Мария Голяндрина, заместитель генерального директора по управлению персоналом и социальной политике «Первая грузовая компания»

Анна Паршина, HR директор «СберИнтертеймент»

Модерировала дискуссию Елена Демьянишникова, партнер Kontakt InterSearch Russia, практика «Оценка и развитие топ команд»

Эксперты обсудили какие компетенции руководителей необходимы компаниям для активного развития именно сейчас, методы и инструменты оценки этих компетенции у кандидатов и действующих руководителей, инструменты креативной индустрии как способ мотивации и удержания сотрудников, какие инструменты well-being помогут повысить эффективность бизнеса.

Во время дискуссии коллеги сошлись во мнении, что самые востребованные компетенции, которыми должен обладать актуальный на сегодняшний день ТОП менеджер - это гибкость, инновативность, умение управлять своими ресурсами и ресурсами команды, умение замечать собственные паттерны поведения, критическое мышление с позитивным настроем, смелость, способность создавать смыслы и транслировать их в массы.

Главные качества, которые выделяли эксперты ранее - лидерство и стратегичность, по прежнему остаются основой модели идеального кандидата, но сейчас изменились вызовы, следует обращать внимание на более актуальные скиллы.

Валентина Ватрак, директор по организационному развитию и управлению персоналом «Спортмастер»:

Жизненная сила - это валюта текущего времени, поэтому я считаю, что главная компетенция – это умение приводить себя в ресурсное состояние, наполнять и вдохновлять свою команду на новые достижения. Не стоит путать со стрессоустойчивостью. Такой скилл позволяет быть опорой себе и своей команде, знать и транслировать правильные смыслы на которых строится концепция работы.

Следующая важная компетенция инновативность - открытость новому, новым технологиям процессов, знаний, умение внедрять технологии, непрерывно совершенствовать процессы работы.

Мария Голяндрина, заместитель генерального директора по управлению персоналом и социальной политике «Первая грузовая компания»:

Для меня основными навыками неизменно остаются гибкость и адаптивность. В мире, где постоянно меняются события, крайне важно уметь принять новые условия и быстро к ним адаптироваться. Следующее качество - критическое мышление. Это способность быстро и правильно принимать стратегические решения.

Третье - позитивное мышление, которое транслируется в виде энергии. Сейчас очень важна уверенность в том, что все будет хорошо, умение заряжать команду. В комбинации, где присутствует гибкость, адаптивность, критическое мышление с позитивным настроем выстраивается портрет идеального кандидата. 

Большинство опрошенных проголосовали, что главными качествами успешного кандидата являются гибкость (63%), скорость изучения новому (51%), адаптивность (47%).

Изменился и формат стандартного собеседования. Сейчас интервью с потенциальными ТОП-менеджерами в крупных компаниях проводятся в формате стратегической сессии с опорой на диагностику кандидата. Кроме того, инструменты оценки могут служить способом командообразования, когда группа ТОПов совместно обсуждает профиль кандидата и принимает общее решение.

Компетенции и профиль руководителя такого уровня, оказывается достаточно легко проверить с помощью HR инструментов, самые востребованные - это прозвон предыдущих работодателей, наблюдение за поведением кандидата и обоснование опыта на примере реальных кейсов.

Модератор дискуссии, партнер практики «Оценка и развитие лидеров и команд» Kontakt InterSearch Russia, Елена Демьянишникова подчеркивает значимость оценки перспективных сотрудников при помощи инструментов диагностики, а также в ходе личных интервью. Сейчас компаниями важно усилить свою экспертизу компетентными сотрудниками – идет борьба за лучших из лучших. Второй важный аспект – удержание наиболее талантливых сотрудников. Не секрет, что именно команда – один из факторов эффективности бизнеса. В нестабильные времена каждый член коллектива хочет чувствовать свою значимость и ценность. Большинство компаний расширяет социальные пакеты, включая возможность обратиться к психологу, активизирует внутренние коммуникации и увеличивает число мероприятий. При этом бизнес все так же нуждается в сильных управленцах, готовых бросать вызов особенностям внешней среды. Сейчас идеальное время для обмена опытом между сотрудниками. Через коучинговые и менторские программы управленцы могут поделиться с командой лучшими практиками и передать опыт, позволяющий справиться с непростыми временами.

Эксперты отметили, что замена ТОП- менеджера влечет за собой волатильность команды на следующие 6-12 месяцев, поэтому особое внимание следует обращать на ценности и смыслы которые несет в себе человек. Если за ним будут стоять команды других сотрудников, он должен совпадать ценностями и чертами характера с остальной топ-менеджерской командой и подчиненными.

Большинство опрошенных проголосовали, что самые эффективные инструменты развития сотрудников- это тренинги (65%), участие в проектах (47%), наставничество (42%).

Одна из самых обсуждаемых компетенций - креативность. Ранее было мнение, что это набор навыков полученных при рождении, сейчас эксперты уверенны, что такое качество можно развить с помощью определенных инструментов и методов.

Елена Салихова, старший вице-президент, руководитель блока по работе с персоналом Банка «Открытие»:

Одна из новейших методик по развитию талантов и компетенций сотрудников, на примере Банка «Открытие» - это внутренняя школа коучинга. Не привлекая внешних специалистов, нам удалось собрать целую команду сертифицированных коучей среди сотрудников, которые изъявили желание самостоятельно обучать коллег. Мы создали программу для менеджеров в чьем подчинении от 6000 сотрудников. За 3 месяца прошло 8 тренингов дней. Таким образом, люди получили внимание, реальный инструментарий для подъема своего ресурсного состояния, научились взаимодействовать с коллегами внутри команды и улучшили навык коммуникации. На реальном примере мы перевернули стереотип и показали, что обучение в своей среде является магнитом притяжения, а не отторгающим фактором. В дальнейшем мы планируем масштабироваться и развивать все актуальные навыки в наших сотрудниках.

 Анна Паршина, HR директор «СберИнтертеймент»:

Я фанат профессиональных сообществ внутри компании. Абсолютно бесплатным способом ты сплачиваешь людей, организуешь перекрестное опыление знаниями и опытом. Появляются кроссфункциональные проекты и продукты, решаются общие задачи. Вовлеченные идейные сотрудники есть всегда, важно их найти, замотивировать и поддержать для того, чтобы такие сообщества заработали. В этом, конечно, неоценимая роль блока внутренних коммуникаций.

Сейчас, когда вокруг всех нас сложный внешний контекст, когда в команде очень много молодых людей, очень важно давать проявляться социальной ответственности сотрудников. В наших компаниях мы поддерживаем такие инициативы, их очень много приходит от самих людей: сдаем крышки и батарейки на переработку, собираем одежду в фонд «Второе дыхание», помогаем детским домам и домам престарелых, сдаем кровь и т.д.  Сейчас стало гораздо сложнее удерживать сотрудников: коучинг, собственный психолог – это уже норма. Приходится постоянно искать новые рабочие методы.

Лена и Илья Горбачёвы - основатели коммуникационной группы megroup в состав которой входит ивент агентство MarketEmotoin - лидер качества в организации HR ивентов согласно рейтингу AdIndex, поделились собственным взглядом на ситуацию в бизнесе через призму event - индустрии.

Эксперты отмечают, что ситуация в мире бизнеса стабилизируется, компании снова научились адаптироваться к новым условиям и находить эффективные решения, но при этом весь рынок столкнулся с проблемой утечки персонала на запад и нехваткой качественных кадров. Удержание и мотивация персонала сейчас одна из основных проблем крупного бизнеса, особенно научной и ИТ отраслей. Одним из самых эффективных решений по привлечению и удержанию кадров являются well-being инструменты, среди которых организация мероприятий для сотрудников. На данный момент, ивенты являются самым мощным креативным инструментом для решения HR задач всех отраслей бизнеса. Учитывая ментальность ведения бизнеса в России, Илья и Елена Горбачевы сделали акцент на необычных форматах событий вызывающих «WoW» эффект даже у самой избалованной публики, особенно в отрасли ИТ. Эксперты отметили, что на данный момент заметно выросла потребность в необычных форматах, направлениях и местах проведения мероприятий, особенно категории MICE.