Как веб-боты изменят маркетинг в Telegram. Обзор новых возможностей для бизнеса

Привет, на связи команда SMIT.Studio. Мы — студия интерактивного маркетинга. Вот уже 5 лет мы делаем для крупнейших российских и международных брендов спецпроекты с использованием современных диджитал-технологий. Один из самых любимых инструментов у нас — чат-боты. Именно они получили революционные возможности в последнем обновлении Telegram. Почему этот апдейт так важен, и как он изменит правила игры, — читайте в нашей статье.

Когда боты только появились, они уже умели многое, но почти все сделанные через них решения оставляли ощущение некоторой «костыльности». Кажется, сейчас времена тех самых «костылей» навсегда прошли, и теперь возможности чат-ботов стали практически безграничны. Ведь у разработчиков появилась возможность создавать их с использованием JavaScript.

Поддержка JavaScript дает Telegram возможность открывать на своей платформе сайты и мини-приложения. Это превращает Telegram в «суперплатформу», наподобие китайского WeChat.

В пресс-релизе обновления Telegram приводит в пример бот @DurgerKingBot. Этот бот является интегрированным внутрь Телеграма сайтом. Вот, наши разработчики нашли прямую ссылку на оригинал — зацените. WebApp представляет собой обычный сайт, который открывается поверх интерфейса мессенджера. Это означает, что мессенджер сможет заменить почти любое мобильное приложение или сайт.

Чат-боты теперь смогут иметь полноценный графический интерфейс. А это мощно упрощает пользовательский опыт. И позволяет делать ботов более продающими и эмоциональными.

Чат-боты раньше:

Как это выглядит сейчас:

А вместо того, чтобы обмениваться с ботом бездушными сообщениями с цифрами, теперь вы можете воспользоваться привычной и удобной формой:

Чтобы интерфейс выглядел более нативно, команда Telegram добавила возможность ботам адаптироваться под стиль системы, который стоит на устройстве (темная/светлая).

Как это применить для конкретных сегментов бизнеса?

Возможности чат-ботов и прежде были невероятно широкими. На нашем онлайн-курсе «Перезагрузка» студенты уже нетривиально решают бизнес-задачи через ботов. Ниже мы приведем несколько примеров, какие механики открываются теперь для digital-специалистов и брендов.

1. Ecommerce

Если вы продвигаете продвигаете интернет-магазин или любой ecom-сервис, вы можете внедрить в него полноценную витрину:

И на этом возможности не заканчиваются, — помимо витрины можно развернуть бота, в который встроены платежная система, служба доставки, комментарии и другие фичи для полноценного шопинга.

2. Сфера Услуг

В случае продвижения услуг — можно реализовать виджет с отзывами:

Также вы можете добавить возможность создания заявки, бронирования времени или билетов, составить подборки товаров, внедрить бонусную систему и личный кабинет вашего клиента. И всё это в удобном графическом интерфейсе.

3. FMCG

Если говорить про продвижение FMCG-товаров, можно вспомнить классическую чековую механику, которая теперь легко встраивается в мессенджер:

С WebApp можно будет отказаться от накопительных карт и акционных стикеров, которые нужно собирать покупателям, — все это можно будет собрать внутри одного приложения на базе Telegram.

Все уведомления о скидках, акциях и новых поступлениях можно будет реализовывать там же. То есть WebApp является дополнением к привычным ботам и работает совместно с ними.

1. Необычные возможности

  1. Огромные возможности открылись для всевозможных механик геймификации. На этом площадка сделала отдельный фокус — теперь можно запустить конкурс «колесо фортуны» или устроить между пользователями творческое соревнование. Например, проекты в формате квиза теперь можно интерактивно подать внутри мессенджера:

  1. Наша команда уже начала экспериментировать с новыми возможностями и выяснила, что теперь в Telegram можно внедрить даже AR-маску.


  1. А вот здесь нам удалось перенести игру Ferma в мессенджер и подключить монетизацию.

Реализация WebApp-ботов сложнее разработки стандартных сайтов из-за ограничения консоли в API Telegram. Из-за этого и сжатой технической документации доработка проекта и выявление ошибок происходит пока методом перебора. Поэтому кост на разработку стоит закладывать в 1,5 — 2,5 раза больше по сравнению с web-сайтом.

Для создания бота потребуется команда из frontend-разработчика на JS, backend-разработчика и дизайнера, который разработает интерфейс. Проджект как правило берет на себя проработку пути пользователя, технического задания и контроль реализации проекта. В случае масштабных проектов команду приходится расширять для обеспечения скорости и качества работы.

Что по аналитике?

Новые чат-боты в Телеграм открывают и возможности для аналитики, которые ранее были немыслимы:

  1. Как минимум, мы видим IP-адрес пользователя. Если получится сопоставить IP-адрес от бота с данными, собранными на других сайтах, можно составить агрегированный «портрет пользователя».


  2. В играх есть возможность сохранять прогресс, благодаря передаче user ID.
  3. Можно подключить пиксель VK/FB и настраивать ретаргет по зашедшим в бота пользователям. Работает без ограничений, как и на web-сайте или приложении.
  1. Для аналитики поведения внутри WebApps есть возможность добавить необходимые счетчики. Например, Яндекс.Метрику. Можно собирать источники трафика, глубину просмотра, время на сайте, типы устройств, анализировать поведение посетителей на вебвизоре, выставлять цели и события и даже анализировать конверсии. В общем, вся привычная нам аналитика теперь доступна в WebApps.

Что всё это значит и куда дует ветер?

Масштабному обновлению предшествовало заявление Павла Дурова, в котором он призывает бороться с монополией таких техно-гигантов как Apple и Google на распространение программного обеспечения. К чему это приведет?

К тому, что Telegram может стать мега-приложением, как китайский WeChat и его менее успешные аналоги — японский Line и корейский Kakaotalk.

Сейчас китайский WeChat может практически полностью заменить «большой» интернет для жителя Китая. Им пользуются даже государственные организации. Помимо привычной функции обмена сообщениями, в приложении можно заказывать еду или такси, расплачиваться через встроенный Wechat-кошелек, покупать билеты на поезда и самолёты и много другое.

На родине WeChat приложением пользуются даже премиальные бренды. Например, Givenchy для продвижения лимитированной коллекции сумок (80 штук, по 15 000 юаней за сумку) запустил проект в партнерстве с местным инфлюенсером Тао Лян с аудиторией 1,2 миллионов подписчиков. В рамках проекта в аккаунте блогера был опубликован интерактивный пост, посвященный партнерству с брендом.


Как итог всего за 12 минут бренд распродал всю свою коллекцию и привлек к себе огромное количество внимания.

Все это стало возможно за счет внедрения разного рода мини-приложений, которые работают на JavaScript внутри WeChat. Оно подгружает все данные в виде веб-страниц с указанных источников.

За счет того, что одно приложение объединило под своей крышей все остальные, Wechat и пользуется популярностью. И все это — возможное будущее Telegram.

Подстегнуть развитие приложений внутри мессенджера может случившаяся сейчас частичная блокировка App Store и Google Play. Через магазины приложений нельзя скачивать платные программы, большое количество софта удалено из-за санкций. Многие сервисы могут захотеть переехать внутрь телеграма — он может превратиться в подобие альтернативного магазина приложений.

А какие есть ограничения?

Так как WebApp — это сайт, который открывается внутри приложения, а не самостоятельная программа, мы сталкиваемся с парочкой нюансов:

  1. Первая и самая очевидная проблема — окно бота перекрывает основное окно приложения. Из-за этого мы не можем пользоваться основными функциями мессенджера, — например, звонками;
  2. Из этого вытекает вторая проблема — если необходимо настроить отправку сообщений пользователю через сам бот, то юзер сможет увидеть их только после закрытия окна браузера;
  3. Несмотря на то, что команда Telegram добавила возможность синхронизировать тему бота с системной, у нас нет стандартизированной библиотеки стилей. Это значит, что все боты будут выглядеть по-разному и отличаться от дизайна основного приложения;
  4. Нет возможности скачивать или загружать файлы через окно браузера;
  5. Звуки проигрываются только после какого-нибудь действия пользователя (например, после нажатия кнопки);

Почему нужно внедрять новый тип чат-ботов прямо сейчас?

Новый подход к визуальному отображению информацию позволяет делает сложные вещи — простыми. Это сильно влияет на пользовательский опыт и расширяет возможности performance маркетинга и интерактивного маркетинга.

Чат-боты нового типа обеспечивают:

  1. Большее время контакта пользователя с продуктом
  2. Эффект новизны и удивления, который приковывает внимание к товару/услуге
  3. Увеличение времени контакта с пользователем (ему хочется пощупать новую «фишку»)
  4. Оцифровку и большую прозрачность поведения пользователя внутри WebApp.

Всё это позволяет эффективнее влиять на целевые метрики, такие как заявки, продажи, конверсии, прирост подписчиков Telegram-канала. При грамотной стратегии рекламных посевов и внедрении в бота реферальной системы он может стать мощным источником выручки.

Как обычно, больше выиграет тот, кто будет в числе первых — пока сегмент еще не переполнен, а аудитория не устала от нового уровня интерактива. Что вы можете сделать прямо сейчас?

Ответьте себе на вопрос — какой функционал вашего сайта или приложения заиграет новыми красками при переносе в WebApp-бота. Или обратитесь к нам за консультацией, а мы поможем вам придумать, как применить новые возможности Telegram для продвижения вашего продукта.

Всех обняли!