Сайт — важный инструмент в бизнес-процессах компании. Пользователи приносят заявки и продажи, а боты нагружают сервер и искажают статистику. В итоге разработчики ищут несуществующие ошибки, а маркетинг сливает бюджет из-за неактуальных данных.
Разбираемся, как вовремя заметить ботов, почему все они такие разные и какие меры помогут сохранить реальный трафик.
Если в отчёте по посещениям произошёл резкий всплеск трафика, сразу радоваться не стоит. Большой поток из зарубежных регионов, падение среднего времени просмотра, отказы, внезапные ошибки 404 — всё это заслуга автоматических скриптов, а не роста популярности.
На корпоративный сайт ИT-компании внезапно пришли несколько тысяч новых «посетителей» из Юго-Восточной Азии. Все заходили через один и тот же браузер, среднее время на странице меньше одной секунды. В результате отдел продаж получил сотню пустых заявок.
Подозрительная активность — повод пересмотреть работу аналитики, а не считать новых клиентов.
Какие бывают боты и зачем им заходить на сайт:
Нет такой кнопки «запретить всех ботов». Но есть методы защиты сайта, которые будут отпугивать подозрительный трафик.
Всё чаще встречаем клиентов, не желающих работать с иностранными сервисами, которые пропускают трафик через свою систему, как это делает Cloudflare. При необходимости мы пользуемся отечественными аналогами, которые просто «видят» приходящие подключения, проверяют по базе и блокируют нежелательный трафик.
Чтобы фильтровать трафик мы используем сервис — Smart Web Security. Модули защиты фильтруют подключения, ML-модели блокируют нежелательный трафик, а Advanced Rate Limiter помогает ограничить нагрузку на приложение.
С помощью Yandex SmartCaptcha можно настроить собственные сценарии умной капчи, в зависимости от сферы бизнеса — сервис позволяет гибко настраивать её показ и выбирать уровень сложности для различных IP‑адресов, стран и устройств.
Лучше сочетать несколько способов защиты — так снижается нагрузка на каждый отдельный фильтр и не блокируется доступ настоящим пользователям.
Защиту сайта не выстроишь раз и навсегда — это регулярная работа. Но если её не делать, все усилия по SEO, рекламе и контенту будут напрасны. Хорошая аналитика, базовая фильтрация, качественная защита и регулярные проверки — так сайты остаются безопасными, а маркетинг и продажи работают.
Примеры наших проектов можно найти вот тут 👈
А ещё можно почитать статьи на тему дизайна, HR-Tech, разработки и менеджмента в Блоге 📖